В статье представлены результаты изучения особенностей синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов. Установлено, что проявление симптомов «эмоционального выгорания» зависит от специфики профессиональной деятельности специалистов системы «человек-человек». Также рассматриваются копинг-стратегии, используемые педагогами в трудных жизненных ситуациях.
Ключевые слова: профессиональная деятельность педагога, эмоциональное выгорание, совладающее поведение, копинг-стратегии, копинг-поведение.
Синдром сгорания подстерегает нас, когда из нашей жизни уходит смысл, но мы не можем или не хотим остановиться или признать это… Сгорание требует, чтобы мы его услышали… Синдром сгорания подталкивает нас к той, пока незнакомой жизни, которую мы всей душой стремимся обнаружить.
Д. Глауберман
Мы живем в постоянно меняющемся мире. На каждого из нас влияет множество разных факторов, осознанных и неосознанных нами. И каждый раз, встречаясь с окружающими людьми, ситуациями, мы делаем свой выбор — как нам поступить в данной ситуации. Если мы во главу угла ставим наше здоровье, то мы найдем грамотное решение в любой сложившейся ситуации. Если же поддадимся эмоциям, и прежде всего, негативным, то мы можем навредить своему здоровью. Умение вовремя перестраиваться в сложных ситуациях — необходимое условие каждого современного человека. А педагогов особенно. Поскольку, у них очень важная и нужная обществу миссия — помогать учащимся быть образованными, культурными, грамотными людьми. Помочь сформировать целостную личность с отдающей позицией на благо для других, уверенно смотрящей в будущее и желающей изменять это будущее в конструктивном направлении. В достижении этой цели важным является личность самого педагога, его здоровье, уровень профессионализма, стремление к развитию и самосовершенствованию.
Профессия преподавателя, учителя — одна из самых ответственных. Она имеет большое социальное значение. Так как связана с воспитанием подрастающего поколения, необходимостью обеспечения требуемого уровня его умственного и физического развития. Напряженность труда учителей возрастает в силу увеличения информационной нагрузки, усложнения учебных программ, увеличения ответственности.
В деятельности педагога преобладает большое количество стрессовых ситуаций, справиться с которыми он порой не всегда может. Повышенные требования со стороны общества предполагают огромных эмоциональных, интеллектуальных и психических затрат. Возникают противоречия между требуемой мобилизацией человека и наличием его внутренних энергоресурсов, вызывающих устойчивые отрицательные состояния. Это проявляется в переутомлении и перенапряжении, а в конечном итоге к появлению проблем с физическим и психическим здоровьем. Одним из негативных последствий таких состояний в деятельности педагога является появление синдрома эмоционального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и отрицательно влияющего на личность и состояние здоровья.
Среди основных факторов, способствующих выгоранию, являетсяежедневная психическая перегрузка, высокая ответственность за учеников, большое количество документации, самоотверженная помощь, разного рода конфликты, поведение «трудных учащихся», дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением. Поскольку большинство школьных учителей — женщины, к профессиональным стрессорам добавляются загруженность домашней работой и недостаток времени для семьи и детей.
Профессиональное выгорание — это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки, освобождения от них. Выгорание — это не кратковременный преходящий период, а долговременный процесс «сгорания дотла».
Проблемой возникновения синдрома эмоционального выгорания занимались и занимаются сегодня многие отечественные и зарубежные психологи: В.В..Бойко, М. В. Борисова, К. Маслач, С. Джексон, Л. М. Митина, В. Е. Орел, Г. Фрейденбергер, Е. А. Панько, Т. В. Форманюк и др.
Понятия «эмоциональное сгорание», «синдром эмоционального сгорания» (burmout, burmout-syndrome) предложил американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году. На примере работников психиатрических учреждений он обнаружил, что сначала они были в восторге от своей деятельности. Но постепенно восторг уменьшался, и в результате они выгорели до состояния горсточки пепла. При одной только мысли, что завтра надо идти на работу, возникало чувство усталости. Также изменилось их отношение к людям, которым они помогали. Оно превратилось в отвергающее, негативное. Ухудшились отношения с коллегами, возникало чувство вины, желание уйти от всего. Ученый объяснил, почему им был выбран именно термин «сгорание, перегорание, выгорание»: «Аналогия состоит в том, что люди, как здания, иногда выгорают. Под напряжением жизни в нашем сложном мире внутренние ресурсы людей истощаются как будто огнем, оставляя огромную пустоту внутри, хотя внешняя оболочка может оставаться более или менее неизменной» [4].
На различных этапах развития общества исследователи по-разному объясняли понятие «выгорание».
Социальный психолог К.Маслач определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включающий развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к труду, утрату сочувствия и понимания по отношению к клиентам или пациентам. Это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением.
В зарубежных исследованиях акцентируется, что ключевую роль в синдроме выгорания играют эмоционально затрудненные отношения в системе «человек — человек». К ним относятся прежде всего люди таких профессий, как педагоги, социальные работники, психологи, медицинские работники, спасатели, милиционеры, консультанты-менеджеры по продажам и др.
Синдром выгорания рассматривается как:
– Эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки;
– Состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений;
– Выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия
– Неблагоприятная реакция на рабочие стрессы
– Специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров и т. п.)
Некоторые авторы выделяют три группы факторов, влияющих на развитие синдрома выгорания в профессиях «человек — человек».
- Личностные факторы — склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптированность, направленность интересов личности на явления внутреннего мира и др.); реактивность (динамическая характеристика темперамента, проявляющаяся в силе и скорости эмоционального реагирования); жесткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самоуважения, трудоголизм (преобладание мотивов, связанных с карьерным ростом, работой, тщеславием в ущерб другим личным интересам и потребностям); высокий уровень эмпатии (способность постигать эмоциональные состояния других людей, проявлять сочувствие им; чрезмерно высокая или низкая мотивация успеха; профессиональный стаж, возраст и другие индивидуальные особенности личности).
- Статусно-ролевые факторы — неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией); низкий социальный статус; ролевые поведенческие стереотипы; ролевые конфликты; негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности и т. п.
- Организационные факторы — неэффективный стиль руководства, не соответствующий характеру работы, уровню подготовленности персонала; работа, требующая исключительной продуктивности и соответствующей высокой подготовки (тренировки); время, затрачиваемое на работу; неопределенное (или трудно измеримое) содержание работы; неопределенность или недостаток ответственности.
Синдром выгорания имеет определенные фазы, или структурные компоненты. Наиболее приемлемой является трехкомпонентная модель выгорания, предложенная американскими исследователями К.Маслач и С.Джексон. В этой модели выделяются три структурных компонента.
- Эмоциональное истощение — чувство эмоционального опустошения, усталости при избыточной рабочей нагрузке. Эмоциональные ресурсы оказываются исчерпанными, и человек не в состоянии адекватно реагировать на происходящее.
- Деперсонализация — деформация отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других, в других — повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к клиентам, коллегам, пациентам и др.
- Редукция профессиональных достижений — переживание человеком собственной некомпетентности и неуспешности своей деятельности. Это проявляется в негативном восприятии себя как профессионала, как личности, недовольстве собой, что приводит к формальному выполнению своих профессиональных обязанностей.
Большинство исследователей считают, что учителя — та категория профессионалов, которая наиболее подвержена эмоциональному выгоранию вследствие специфики своей профессиональной деятельности. В процессе межличностного общения с учениками, родителями, коллективом школы возникают различного рода стресс-факторы, которые негативно влияют как на самого педагога, так и на окружающих.
Внешние обстоятельства, сложные ситуации требуют от педагогов осознанно применяемых стратегий совладания, то есть копинг-стратегий.
Изучение копинг-поведения в эмоциональном выгорании педагогов является актуальной проблемой. В связи с этим необходимо помочь педагогам в выборе наиболее эффективных копинг-стратегий в сложных ситуациях, что может помочь приостановить начавшийся процесс или предотвратить его возникновение.
Совладающее поведение или копинг является целенаправленным поведением и позволяет человеку справляться со стрессом (трудной жизненной ситуацией) способами, адекватными личностными особенностями и ситуации. Это осуществляется через осознанные стратегии действий, которые направлены на устранение трудности (стрессовой ситуации). При этом происходит либо адаптация к требованиям ситуации, либо ее преобразование. Если ситуация поддается контролю — происходит ее изменение, если не поддается контролю — человек приспосабливается к этой ситуации. В этой ситуации уместно вспомнить изречение: «Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней». У человека, не владеющего этим видом поведения, могут возникать неблагоприятные последствия для его здоровья, благополучия, взаимоотношений с окружающими, а также в его профессиональной деятельности.
Впервые термин «копинг» был использован Л. Мерфи в 1962 году в проведенном исследовании по преодолению требований, выдвигаемых кризисами развития у детей дошкольного возраста. Он выделил врожденные и приобретенные (дифференцированные) формы поведения индивида в процессе приспособления к стрессовой ситуации.
Исследователи Р. Лазарус и С. Фолкман предложили базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание.
Копинг-стратегия разрешения проблем представлена в способности человека выделять проблему и находить решение в возникшей стрессовой ситуации, сохраняя при этом физическое и психическое здоровье.
Копинг-стратегия поиска социальной поддержки проявляется в активном поведении человека, обращаясь за помощью к окружающим людям (родным, друзьям).
Копинг-стратегия избегания определяет поведение человека как дезадаптивное. К ней прибегают ввиду отсутствия навыков конструктивного решения проблемы, недостаточных личностных и средовых копинг-ресурсов для преодоления стресса.
В трудной жизненной ситуации человек одновременно может использовать один или несколько разноуровневых осознанных видов поведения: простые единичные копинг-действия, детерминированные спецификой ситуации; копинг-стратегии (конкретные образы действий, например, дистанцирование или поиск социальной поддержки), копинг-стили (группы стратегий, близких по смыслу, например, приближение-удаление от стрессовой ситуации).
Многие исследователи уделяют большое внимание выбору учителями копинг-стратегий в зависимости от стажа профессиональной деятельности.
Т. В. Артемьева отмечает, что учителя со стажем работы от 2 до 13 лет «воспринимают стрессовую ситуацию как угрозу их некомпетентности». Редко используют юмор в качестве копинг-стратегии, способной приостановить возникшее напряжение в стрессовой ситуации. Опытные педагоги более рассудительны, рациональны, стремятся тщательно обдумывать варианты выхода из стрессовой ситуации, умеют держать себя в руках. Они активно используют юмор в разных напряженных ситуациях профессиональной деятельности» [1].
На основе проведенного исследования Миниярова утверждается, что формирования копинг-стратегий педагогов рассматривается и используется как «ресурс» преодоления синдрома эмоционального выгорания педагогов, профилактики профессионально-личностной деформации, снижения уровня использования психологических защит информирование конструктивных способов и приемов поведения в конфликтных ситуациях. Автор отмечает, что наиболее часто выбираемыми у педагогов копинг-стратегиями являются продуктивные копинг-стратегии, помогающие быстро и успешно совладать со стрессом. Педагоги, использующие непродуктивные копинг-стратегии поведения, чаще испытывают симптомы синдрома выгорания и усталости, переживания одиночества на работе, неудовлетворенности работой и взаимоотношениями с коллегами, чаще попадают в конфликтные ситуации [5].
При недостаточном развитии форм конструктивного копинг-поведения нарастает количество неблагоприятных жизненных ситуаций, как в сфере профессиональной деятельности педагога, так и в личной жизни. Часто это приводит к возникновению психосоматических заболеваний. А также провоцирует развитие профессиональной деформации или несвоевременный уход из профессии [6].
И. М. Никольская, Р. М. Грановская отмечают, что конструктивные копинг-стратегии успешно осуществляются при соблюдении трех условий: 1) при достаточно полном осознавании возникших трудностей; 2) при знании способов эффективного совладания с ситуацией именно данного типа; 3) при наличии умения своевременно применить их на практике [2].
Таким образом, анализ исследований проблемы совладающего поведения в эмоциональном выгорании педагогов позволяет сделать выводы.
Эмоциональное выгорание рассматривается как один из синдромов нарушения физического, психологического здоровья учителей, снижающего эффективность профессионального труда.
Эмоциональное выгорание — это динамический процесс. Возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, включающего все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.
В разрешении стрессовых ситуаций существуют различные стратегии и модели преодолевающего поведения или копинг-стратегии.
При выборе копинг-стратегий педагогу необходимо учитывать свои субъективные ощущения, осознавать цели своего поведения, принимать во внимание все особенности ситуации.
Совладающее поведение обеспечивает использование человеком внутренних и внешних ресурсов для разрешения трудной ситуации, либо ее смягчения, либо предотвращения стресса.
Способность изменять трудную ситуацию, не быть ее «пленником» очень важна. Выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в различных условиях.
Желание поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении себя, так и в отношении других людей и жизни вообще помогает человеку жить в состоянии радости в каждом мгновении, находить в окружающих то хорошее, чем можно восхититься, помогая сохранять свое здоровье и тех, кто рядом.
Литература:
- Артемьева,Т. В. Исследование копинг-стратегий педагогов в профессиональной деятельности / Т. В. Артемьева // Образование и саморазвитие. — 2014. — № 4(42). — с. 79–82.
- Грановская, Р. М. Психологическая защита / Р. М. Грановская. — СПб: Речь, 2007. — 476 с.
- Купчинов, Р. И. Формирование здорового образа жизни учащейся молодежи: пособие для педагогов / Р. И. Купчинов. — Минск: НИО, 2007. — 192 с.
- Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание — пепел после фейерверка /А. Лэнгле // Здоровье и успех. — 2021. — № 5. — с.16–17.
- Минияров, В. М. Формирование копинг-стратегий педагогов в состоянии эмоционального выгорания / В. М. Минияров, Е. А. Василевская // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2015. –Том 17. — № 1(2). — С. 388–393. — http :// www . ssc . smr . ru / media / journals / izvestia /2015/ 2015_1_388_393.pdf.
- Соболева, Н. В. Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов / Н. В. Соболева // Молодой ученый. — 2016. — № 6(110). — с.707–710.
- Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. — 54–57.