Хотя внутренняя практика в некоторых отношениях отличается, другие страны также в целом признают, что иностранные граждане имеют право на те же основные права человека, что и их собственные граждане. Некоторые конституции, такие как шведская, прямо гарантируют равные права и свободы негражданам [1]. Другие конституции, такие как канадская, гарантируют основные права человека «каждому», во многом так же, как наша — «лицам», и поэтому были прочитаны для защиты неграждан, проживающих в стране [2].
Конституция Италии распространяет основные права, включая надлежащую правовую процедуру и свободу слова и ассоциаций, на всех лиц в Италии, даже на тех, кто въехал незаконно [3].
В частности, правила, регулирующие юридическое положение иностранца в Италии, в основном регулируются следующими нормами:
— что касается так называемого “условия взаимности”: статья 10 Конституции Италии; статья 16 Положений, касающихся права в целом (так называемые предварительные законы); на основе этого принципа иностранный гражданин, который не является иностранцем-резидентом, может совершать действие только в том случае, если итальянец уполномочен совершать такое действие в стране, из которой прибыл иностранец;
— в отношении иностранцев, являющихся физическими лицами: Законодательный декрет № 286 от 25.07.1998 (Единый текст положений о дисциплине иммиграции и норм об условиях иностранцев — с изменениями, внесенными Законодательным декретом № 380 от 19.10.1998 и Законодательным декретом № 113 от 13.04.1999), далее обозначенный просто термином “Единый текст об иностранцах”;
— Указ Президента Республики № 394 от 31.08.1999 (постановление, вводящее в действие Единый текст по вопросу об иностранцах); то, что известно как закон Босси-Фини;
— что касается итальянской системы международного частного права (коллизионное право): закон № 218 от 31/05/1995;
— в отношении иностранных компаний: закон № 218 (статья 25) от 31.05.1995; статьи. 2506 и далее. Гражданского кодекса;
— в отношении гражданства: закон № 91 от 05.02.1992; Указ Президента Республики № 572 от 12.10.1993; статья 19 закона 218/1995;
— что касается так называемой легализации и апостиля: Указ Президента Республики № 445 от 28.12.2000 г. и Гаагская конвенция от 05.10.1961 г. об “Апостиле”;
— в отношении лиц без гражданства: Нью-Йоркская конвенция от 28.09.1954; закон № 306 от 01.02.1962; закон № 91 от 05.02.1992 (статья 16) и Указ Президента Республики № 572 (Постановление об осуществлении) от 12.10.1993, статья 17.
В рамках Европейского союза применяются следующие принципы:
— свобода обращения людей, товаров, услуг и капитала (статьи 2 и 3). 45–48 Договора о ЕЭС)
— свобода конкуренции (свобода рынка).
Соответственно: гражданин Европейского Союза (обычно называемый гражданином “Сообщества”) имеет по существу те же права, что и гражданин Италии, без каких-либо ограничений, которые прямо не предусмотрены нормами ЕС (например, возможность заниматься различными профессиями в разных странах Европейского Союза специально регламентирована).
Другими словами, ни принцип взаимности, ни Единый Текст о правовом положении иностранца, ни какие-либо другие специальные нормы, каким-либо образом противоречащие основополагающим принципам и нормам ЕС, не применяются к гражданину Сообщества, за исключением любых более благоприятных условий, которые могут быть предусмотрены.
“Необщинные” иностранцы могут иметь самые разные отношения со страной: есть обычные туристы, те, кто находится в нашей стране в течение более длительного периода времени (например, по причинам учебы или лечения и т. д.), то есть с целью стабильного проживания там. Итальянское законодательство регулирует эти различные гипотезы по-разному, в частности, различая неграждан ЕС на тех, кто, используя английский термин, является “иностранцами-резидентами”, от тех, кто “законно проживает”, и от тех, кто “не является законным резидентом”. Правила принципиально разные, поэтому очень важно различать их на основе строгих критериев, установленных законом [4].
Однако следует подчеркнуть, что в любом случае Италия признает и гарантирует основные права человека любому иностранцу — даже если он не является иностранцем-резидентом и не проживает на законных основаниях. В целом, итальянское законодательство предусматривает, что иностранец, не являющийся членом ЕС, может приобретать права в Италии — и, в частности, может осуществлять покупку дома (или другой недвижимости) — только в том случае, если страна, к которой принадлежит иностранец, разрешает гражданину Италии, находящемуся в этой стране, делать то же самое. Это известно как “условие взаимности”.
Юридическое наказание лиц без гражданства в принципе предусмотрено Нью-Йоркской конвенцией от 28.09.1954 [5]; законом № 306 от 01.02.1962; законом № 91 (статья 16) от 05.02.1992 и Указом Президента Республики № 572 (Постановление об осуществлении) от 12.10.1993, ст. 17. Конвенция предусматривает, что к лицам без гражданства применяется то же обращение, что и к иностранцам в целом, и что в любом случае они освобождаются от необходимости соблюдать условие взаимности после трех лет проживания. Что касается доступа к собственности и осуществления трудовой деятельности, то Конвенция (ст. пункты 13 и 17–19) предусматривает, что государства предоставляют лицам без гражданства максимально благоприятный режим, который в любом случае не уступает режиму, предусмотренному для иностранцев в целом [5]. Лицо без гражданства-нерезидент считается иностранцем страной, в которой он/она проживает; лицо без гражданства, проживающее менее трех лет, рассматривается просто как иностранец, но не подлежит условию взаимности. Когда норма нашей системы международного частного права ссылается на национальное законодательство какого-либо лица, для лица без гражданства (как и для беженца) применяется законодательство страны, в которой он/она проживает, или в ее отсутствие закон государства проживания (статья 19 закона 218/1995) Кроме того, следует учитывать, что более благоприятные правила применяются к лицам без гражданства, проживающим на законных основаниях, что, как мы видели, является гораздо более широким понятием, чем понятие лица, не являющегося резидентом ЕС.
Иная ситуация складывается в Соединённых Штатах. Тот факт, что неграждане, проживающие в США, даже законные постоянные жители, не имеют права голоса, является еще одной причиной для распространения на иностранных граждан прав, отраженных в Билле о правах. Иностранные граждане, проживающие здесь, должны подчиняться нашим законам и платить налоги; они даже подпадают под действие законопроекта [6]. И все же, поскольку у них нет права голоса, они не имеют значимого голоса в политических сделках, которые управляют их повседневной жизнью. У членов Конгресса мало причин беспокоиться о правах и интересах людей, которые не могут голосовать. Как утверждал профессор Джон Харт Эли, интересы неграждан почти по определению будут недооцениваться в политическом процессе; как таковые, они являются «относительно легким случаем» «дискретного и изолированного меньшинства», заслуживающего повышенной защиты [7]. Иностранные граждане действительно пользуются некоторым косвенным представительством, поскольку этнические группы и деловые интересы иногда могут отстаивать свои права, а иностранные правительства могут использовать дипломатическое давление для защиты своих граждан в Соединенных Штатах. Но такое косвенное представительство не является заменой голосования. Если к этому добавить позорную историю антииммигрантских настроений среди граждан, имеющих право голоса, часто пронизанных расовой неприязнью, иностранцы являются группой, особенно нуждающейся в судебной защите. Сам Верховный суд признал это, написав, что «залоги как класс являются ярким примером «дискретного и изолированного» меньшинства, для которого... уместна повышенная забота судебных органов» [8].
В Японии должностные лица местных органов власти предоставляют иностранным жителям социальные, гражданские и политические права, которые противоречат национальным нормам и убеждениям, таким как отказ в возбуждении судебного иска против корейцев, которые возражали против снятия отпечатков пальцев для их регистрационных карточек иностранцев, настаивают на получении права голоса для иностранцев на местных выборах и даже предоставляют медицинские услуги нелегальным иностранцам [9]. В отсутствие местного избирательного права для иностранцев, некоторые местные органы власти создали консультативные советы для иностранцев в качестве средства для выяснения мнений иностранных жителей о государственных услугах и потребностях в социальном обеспечении. В последние годы группы поддержки нелегальных иностранцев все активнее участвуют в пересмотре правил членства и расширении прав иностранцев. Одна группа успешно оказала давление на национальное правительство, чтобы оно предоставило некоторым иностранцам «специальное разрешение на проживание» для пребывания в стране, в то время как другая группа добилась успеха в расширении закона о гражданстве Японии, разрешение детям, рожденным вне брака от японского мужчины и иностранки, получать японское гражданство, если отец признает отцовство до или после рождения [9]. Другие призвали правительство распространить Национальное медицинское страхование на некоторых неквалифицированных иностранцев, таких как жертвы торговли людьми, и повысили осведомленность общественности и правительства о несовершенной и жестокой системе технических стажеров. Местные органы власти и размещение иностранцев Местные органы власти, управляющие большим количеством иностранцев, создали специальные консультационные центры для иностранцев, чтобы отвечать на запросы на различных иностранных языках о семейной жизни, школах, жилье, контактах в чрезвычайных ситуациях, системе социального обеспечения, процедурах страхования, компенсации за дорожно-транспортные происшествия и японских обычаях. Например, в Оидзуми-мати и Ота-ши, префектура Гумма, где бразильцы составляют около 20 процентов от общей численности населения, в государственных учреждениях, включая государственные школы и полицейские участки, работают штатные носители португальского языка или переводчики [9]. В районах, где несколько субподрядчиков производственных фирм нанимают иностранцев, местные органы власти предоставляют им субсидируемые курсы японского языка, программы медицинского страхования, переводчиков с португальского и испанского языков и квартиры, субсидируемые государством (хотя большинство предпочитает жить в корпоративном жилье). Иностранцы помогают стабилизировать местный рынок труда в тех областях, где компании регулярно испытывают нехватку рабочей силы. По мере улучшения финансовых условий местных производителей и их субподрядных компаний также увеличиваются налоговые поступления в местные органы власти. Часть этих доходов возвращается для финансирования дополнительных объектов и услуг, таких как переводчики в правительственных учреждениях и бесплатные курсы японского языка, тем самым привлекая еще больше иностранцев в этот район [9].
Подводя итоги, стоит отметить, что в разных странах по-разному рассматривается статус иностранца или лица без гражданства. Большинство стран опираются на нормы международного права и соответствующие нормативно-правовые акты. Однако реализация законов в каждой стране осуществляется по-разному.
Литература:
- The Constitution of Sweden // Sveriges Riksdag. URL: https://www.riksdagen.se/globalassets/07.-dokument--lagar/the-constitution-of-sweden-160628.pdf (дата обращения 9.11.21).
- Конституция Канады // Библиотека Конституций Пашкова Романа. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=47 (дата обращения 9.11.21).
- Конституция Италии // Библиотека Конституций Пашкова Романа. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=148 (дата обращения 9.11.21).
- Foreigners in Italy // Gaetano Petrelli Notarial Office. URL: http://www.gaetanopetrelli.it/catalog/documenti/00000115/Foreigners %20in %20Italy %20- %202006.pdf (дата обращения 9.11.21)
- Конвенция о статусе апатридов. Принята 28 сентября 1954 года Конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 526 А (XVII) Экономического и Социального Совета от 26 апреля 1954 года // Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/apatride.shtml (дата обращения 9.11.21)
- David A. Martin, Graduated Application of Constitutional Protections for Aliens: The Real Meaning of Zadvydas v. Davis, 2001 SUP. CT. REV. 47, 93–94.
- John Hart Ely, Democracy And Distrust: A Theory Of Judicial ReView 161–62 (1980)
- Graham v. Richardson, 403 U.S. 365, 372 (1971)
- Apichai W. Shipper, Contesting Foreigners' Rights in Contemporary Japan, 36 N. C. J. INT'L L. 505 (2010).