Права иностранных граждан: зарубежный опыт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 28.12.2021

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Карпеева, С. В. Права иностранных граждан: зарубежный опыт / С. В. Карпеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87431/ (дата обращения: 24.12.2024).



Хотя внутренняя практика в некоторых отношениях отличается, другие страны также в целом признают, что иностранные граждане имеют право на те же основные права человека, что и их собственные граждане. Некоторые конституции, такие как шведская, прямо гарантируют равные права и свободы негражданам [1]. Другие конституции, такие как канадская, гарантируют основные права человека «каждому», во многом так же, как наша — «лицам», и поэтому были прочитаны для защиты неграждан, проживающих в стране [2].

Конституция Италии распространяет основные права, включая надлежащую правовую процедуру и свободу слова и ассоциаций, на всех лиц в Италии, даже на тех, кто въехал незаконно [3].

В частности, правила, регулирующие юридическое положение иностранца в Италии, в основном регулируются следующими нормами:

— что касается так называемого “условия взаимности”: статья 10 Конституции Италии; статья 16 Положений, касающихся права в целом (так называемые предварительные законы); на основе этого принципа иностранный гражданин, который не является иностранцем-резидентом, может совершать действие только в том случае, если итальянец уполномочен совершать такое действие в стране, из которой прибыл иностранец;

— в отношении иностранцев, являющихся физическими лицами: Законодательный декрет № 286 от 25.07.1998 (Единый текст положений о дисциплине иммиграции и норм об условиях иностранцев — с изменениями, внесенными Законодательным декретом № 380 от 19.10.1998 и Законодательным декретом № 113 от 13.04.1999), далее обозначенный просто термином “Единый текст об иностранцах”;

— Указ Президента Республики № 394 от 31.08.1999 (постановление, вводящее в действие Единый текст по вопросу об иностранцах); то, что известно как закон Босси-Фини;

— что касается итальянской системы международного частного права (коллизионное право): закон № 218 от 31/05/1995;

— в отношении иностранных компаний: закон № 218 (статья 25) от 31.05.1995; статьи. 2506 и далее. Гражданского кодекса;

— в отношении гражданства: закон № 91 от 05.02.1992; Указ Президента Республики № 572 от 12.10.1993; статья 19 закона 218/1995;

— что касается так называемой легализации и апостиля: Указ Президента Республики № 445 от 28.12.2000 г. и Гаагская конвенция от 05.10.1961 г. об “Апостиле”;

— в отношении лиц без гражданства: Нью-Йоркская конвенция от 28.09.1954; закон № 306 от 01.02.1962; закон № 91 от 05.02.1992 (статья 16) и Указ Президента Республики № 572 (Постановление об осуществлении) от 12.10.1993, статья 17.

В рамках Европейского союза применяются следующие принципы:

— свобода обращения людей, товаров, услуг и капитала (статьи 2 и 3). 45–48 Договора о ЕЭС)

— свобода конкуренции (свобода рынка).

Соответственно: гражданин Европейского Союза (обычно называемый гражданином “Сообщества”) имеет по существу те же права, что и гражданин Италии, без каких-либо ограничений, которые прямо не предусмотрены нормами ЕС (например, возможность заниматься различными профессиями в разных странах Европейского Союза специально регламентирована).

Другими словами, ни принцип взаимности, ни Единый Текст о правовом положении иностранца, ни какие-либо другие специальные нормы, каким-либо образом противоречащие основополагающим принципам и нормам ЕС, не применяются к гражданину Сообщества, за исключением любых более благоприятных условий, которые могут быть предусмотрены.

“Необщинные” иностранцы могут иметь самые разные отношения со страной: есть обычные туристы, те, кто находится в нашей стране в течение более длительного периода времени (например, по причинам учебы или лечения и т. д.), то есть с целью стабильного проживания там. Итальянское законодательство регулирует эти различные гипотезы по-разному, в частности, различая неграждан ЕС на тех, кто, используя английский термин, является “иностранцами-резидентами”, от тех, кто “законно проживает”, и от тех, кто “не является законным резидентом”. Правила принципиально разные, поэтому очень важно различать их на основе строгих критериев, установленных законом [4].

Однако следует подчеркнуть, что в любом случае Италия признает и гарантирует основные права человека любому иностранцу — даже если он не является иностранцем-резидентом и не проживает на законных основаниях. В целом, итальянское законодательство предусматривает, что иностранец, не являющийся членом ЕС, может приобретать права в Италии — и, в частности, может осуществлять покупку дома (или другой недвижимости) — только в том случае, если страна, к которой принадлежит иностранец, разрешает гражданину Италии, находящемуся в этой стране, делать то же самое. Это известно как “условие взаимности”.

Юридическое наказание лиц без гражданства в принципе предусмотрено Нью-Йоркской конвенцией от 28.09.1954 [5]; законом № 306 от 01.02.1962; законом № 91 (статья 16) от 05.02.1992 и Указом Президента Республики № 572 (Постановление об осуществлении) от 12.10.1993, ст. 17. Конвенция предусматривает, что к лицам без гражданства применяется то же обращение, что и к иностранцам в целом, и что в любом случае они освобождаются от необходимости соблюдать условие взаимности после трех лет проживания. Что касается доступа к собственности и осуществления трудовой деятельности, то Конвенция (ст. пункты 13 и 17–19) предусматривает, что государства предоставляют лицам без гражданства максимально благоприятный режим, который в любом случае не уступает режиму, предусмотренному для иностранцев в целом [5]. Лицо без гражданства-нерезидент считается иностранцем страной, в которой он/она проживает; лицо без гражданства, проживающее менее трех лет, рассматривается просто как иностранец, но не подлежит условию взаимности. Когда норма нашей системы международного частного права ссылается на национальное законодательство какого-либо лица, для лица без гражданства (как и для беженца) применяется законодательство страны, в которой он/она проживает, или в ее отсутствие закон государства проживания (статья 19 закона 218/1995) Кроме того, следует учитывать, что более благоприятные правила применяются к лицам без гражданства, проживающим на законных основаниях, что, как мы видели, является гораздо более широким понятием, чем понятие лица, не являющегося резидентом ЕС.

Иная ситуация складывается в Соединённых Штатах. Тот факт, что неграждане, проживающие в США, даже законные постоянные жители, не имеют права голоса, является еще одной причиной для распространения на иностранных граждан прав, отраженных в Билле о правах. Иностранные граждане, проживающие здесь, должны подчиняться нашим законам и платить налоги; они даже подпадают под действие законопроекта [6]. И все же, поскольку у них нет права голоса, они не имеют значимого голоса в политических сделках, которые управляют их повседневной жизнью. У членов Конгресса мало причин беспокоиться о правах и интересах людей, которые не могут голосовать. Как утверждал профессор Джон Харт Эли, интересы неграждан почти по определению будут недооцениваться в политическом процессе; как таковые, они являются «относительно легким случаем» «дискретного и изолированного меньшинства», заслуживающего повышенной защиты [7]. Иностранные граждане действительно пользуются некоторым косвенным представительством, поскольку этнические группы и деловые интересы иногда могут отстаивать свои права, а иностранные правительства могут использовать дипломатическое давление для защиты своих граждан в Соединенных Штатах. Но такое косвенное представительство не является заменой голосования. Если к этому добавить позорную историю антииммигрантских настроений среди граждан, имеющих право голоса, часто пронизанных расовой неприязнью, иностранцы являются группой, особенно нуждающейся в судебной защите. Сам Верховный суд признал это, написав, что «залоги как класс являются ярким примером «дискретного и изолированного» меньшинства, для которого... уместна повышенная забота судебных органов» [8].

В Японии должностные лица местных органов власти предоставляют иностранным жителям социальные, гражданские и политические права, которые противоречат национальным нормам и убеждениям, таким как отказ в возбуждении судебного иска против корейцев, которые возражали против снятия отпечатков пальцев для их регистрационных карточек иностранцев, настаивают на получении права голоса для иностранцев на местных выборах и даже предоставляют медицинские услуги нелегальным иностранцам [9]. В отсутствие местного избирательного права для иностранцев, некоторые местные органы власти создали консультативные советы для иностранцев в качестве средства для выяснения мнений иностранных жителей о государственных услугах и потребностях в социальном обеспечении. В последние годы группы поддержки нелегальных иностранцев все активнее участвуют в пересмотре правил членства и расширении прав иностранцев. Одна группа успешно оказала давление на национальное правительство, чтобы оно предоставило некоторым иностранцам «специальное разрешение на проживание» для пребывания в стране, в то время как другая группа добилась успеха в расширении закона о гражданстве Японии, разрешение детям, рожденным вне брака от японского мужчины и иностранки, получать японское гражданство, если отец признает отцовство до или после рождения [9]. Другие призвали правительство распространить Национальное медицинское страхование на некоторых неквалифицированных иностранцев, таких как жертвы торговли людьми, и повысили осведомленность общественности и правительства о несовершенной и жестокой системе технических стажеров. Местные органы власти и размещение иностранцев Местные органы власти, управляющие большим количеством иностранцев, создали специальные консультационные центры для иностранцев, чтобы отвечать на запросы на различных иностранных языках о семейной жизни, школах, жилье, контактах в чрезвычайных ситуациях, системе социального обеспечения, процедурах страхования, компенсации за дорожно-транспортные происшествия и японских обычаях. Например, в Оидзуми-мати и Ота-ши, префектура Гумма, где бразильцы составляют около 20 процентов от общей численности населения, в государственных учреждениях, включая государственные школы и полицейские участки, работают штатные носители португальского языка или переводчики [9]. В районах, где несколько субподрядчиков производственных фирм нанимают иностранцев, местные органы власти предоставляют им субсидируемые курсы японского языка, программы медицинского страхования, переводчиков с португальского и испанского языков и квартиры, субсидируемые государством (хотя большинство предпочитает жить в корпоративном жилье). Иностранцы помогают стабилизировать местный рынок труда в тех областях, где компании регулярно испытывают нехватку рабочей силы. По мере улучшения финансовых условий местных производителей и их субподрядных компаний также увеличиваются налоговые поступления в местные органы власти. Часть этих доходов возвращается для финансирования дополнительных объектов и услуг, таких как переводчики в правительственных учреждениях и бесплатные курсы японского языка, тем самым привлекая еще больше иностранцев в этот район [9].

Подводя итоги, стоит отметить, что в разных странах по-разному рассматривается статус иностранца или лица без гражданства. Большинство стран опираются на нормы международного права и соответствующие нормативно-правовые акты. Однако реализация законов в каждой стране осуществляется по-разному.

Литература:

  1. The Constitution of Sweden // Sveriges Riksdag. URL: https://www.riksdagen.se/globalassets/07.-dokument--lagar/the-constitution-of-sweden-160628.pdf (дата обращения 9.11.21).
  2. Конституция Канады // Библиотека Конституций Пашкова Романа. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=47 (дата обращения 9.11.21).
  3. Конституция Италии // Библиотека Конституций Пашкова Романа. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=148 (дата обращения 9.11.21).
  4. Foreigners in Italy // Gaetano Petrelli Notarial Office. URL: http://www.gaetanopetrelli.it/catalog/documenti/00000115/Foreigners %20in %20Italy %20- %202006.pdf (дата обращения 9.11.21)
  5. Конвенция о статусе апатридов. Принята 28 сентября 1954 года Конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 526 А (XVII) Экономического и Социального Совета от 26 апреля 1954 года // Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/apatride.shtml (дата обращения 9.11.21)
  6. David A. Martin, Graduated Application of Constitutional Protections for Aliens: The Real Meaning of Zadvydas v. Davis, 2001 SUP. CT. REV. 47, 93–94.
  7. John Hart Ely, Democracy And Distrust: A Theory Of Judicial ReView 161–62 (1980)
  8. Graham v. Richardson, 403 U.S. 365, 372 (1971)
  9. Apichai W. Shipper, Contesting Foreigners' Rights in Contemporary Japan, 36 N. C. J. INT'L L. 505 (2010).
Основные термины (генерируются автоматически): иностранец, местный орган власти, Указ Президента Республики, Италия, лицо, гражданин, гражданство, Европейский Союз, Единый Текст, Законодательный декрет.


Задать вопрос