Национальный съезд Коммунистической партии Вьетнама, проводимый каждые пять лет, является наиболее важным событием в политической жизни этой страны Юго-Восточной Азии, определяющим политику стратегического развития страны. В статье анализируется новое содержание внешней политики Вьетнама, представленное на XIII Национальном съезде Коммунистической партии Вьетнама, чтобы лучше представить себе шаги Вьетнама в этой области в ближайшие годы.
Ключевые слова: внешняя политика, Коммунистическая партия Вьетнам, Вьетнам, дипломатии.
The National Congress of the Communist Party of Vietnam, held every five years, is the most important event in the political life of this country in Southeast Asia, determining the policy of the country's strategic development. The article analyzes the new content of Vietnam's foreign policy, presented at the XIII National Congress of the Communist Party of Vietnam, in order to better imagine Vietnam's steps in this area in the coming years.
Keywords: foreign policy, the Communist Party of Vietnam, Vietnam, diplomacy.
XIII Национальный съезд Коммунистической партии Вьетнама, прошедший с 25 января по 1 февраля 2021 года с участием более 1500 делегатов, является крупнейшим съездом за 90-летнюю историю партии. Этот съезд отличается не только изложением стратегии развития страны на 5 лет, как и другие съезд, но и изложением дорожной карты развития страны в отношении двух мероприятий, посвященных 100-летнему юбилею. Соответственно, к 2030 году, когда исполнится 100 лет со дня создания Коммунистической партии Вьетнама, Вьетнам станет развивающейся страной с современной промышленностью и высоким средним уровнем дохода. В 2045 году, к 100-летию создания Социалистической Республики Вьетнам, Вьетнам станет развитой страной с высокими доходами. Съезд избрал Центральный комитет, состоящий из 200 членов, во главе с генеральным секретарем Нгуен Фу Чонг, ответственным за внедрение резолюции съезда в практику развития страны.
Внешние дела всегда играли важную роль в политической системе, определяемой Коммунистической партией Вьетнама на каждом съезде. Документ XIII съезда продолжает наследовать содержание, утвержденное на XII съезде (2016 г.) и предыдущих съездах, в оценке достижений, прогнозировании международной и внутренней ситуации, взглядах и направлениях внешней политики. Вьетнам продолжает утверждать внешнюю политику независимости, автономии, мира, дружбы, сотрудничества и развития, диверсификации и многосторонности в международных отношениях; международные отношения должны обеспечивать интересов нации-государства на основе основополагающих принципов Устава Организации Объединенных Наций и международного права, равенства, сотрудничества и взаимной выгоды. Внешняя деятельность должна быть тесно связана с внутренними проблемами, международная интеграция должна быть связана с усилением синергии, мобилизацией потенциала всего общества; выполнение международных обязательств, связанных со стратегиями, политикой и планами внутреннего развития; хорошо урегулировать отношения между независимостью и автономией и международной интеграцией. Документ XIII Съезда содержит восемь основных моментов, касающихся направления внешней политики, включая новые моменты оценки внешней политики за последние 5 лет; прогнозировать ситуацию в стране и мире; по направлению; о роли дипломатии; об особенностях дипломатии в новый период.
Что касается оценки результатов 5-летней реализации внешней политики на XII съезде партии, документ XIII съезда показал замечательное развитие дипломатической деятельности со многими достижениями, способствовавшими успехам страны в целом. Соответственно, Вьетнам создал «стабильную и устойчивую структуру отношений» [1; с.27] с партнерами через построение и укрепление всесторонних партнерских отношений, стратегического партнерства, особенно с соседними странами и крупными странами мира. Еще одним примечательным новым моментом является то, что впервые в документе Съезда Коммунистической партии Вьетнама определено «активное участие в построении принципов и стандартов в региональных и глобальных многосторонних учреждениях» [1; с.27]. Этот результат соответствует обозначенной ориентации Вьетнама на продвижение многосторонней дипломатии, демонстрируя большую степень интеграции и его роль на международной арене, не только участвуя, но и выстраивая принципы, стандарты, региональные и глобальные стандарты. Это нашло отражение на практике, когда в период 2016–2021 годов Вьетнам добился многих выдающихся достижений в многосторонней дипломатии: успешно вступил в должность председателя АТЭС 2017; успешно взяла на себя роль председателя АСЕАН в 2020 году, имеет множество инициатив, чтобы помочь этой ассоциации эффективно адаптироваться к пандемии COVID-19; страна-хозяйка 2-го саммита США — КНДР; во второй раз он был избран непостоянным членом Совета Безопасности ООН с рекордным количеством голосов в истории этой организации (192/193 члена ООН согласились). Вьетнам также активно участвует в новых механизмах международного экономического сотрудничества, является членом-учредителем и играет ключевую роль в подписании Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения для Транстихоокеанского партнерства (CPTPP), Всестороннее региональное экономическое партнерство (RCEP).
Что касается прогноза ситуации, то новым моментом является то, что XIII Съезд дал больше оценок вызовам и рискам для страны в условиях постоянно меняющейся мировой ситуации. Если в документе XII съезда и предыдущих съездов много времени уделялось возможностям, то XIII съезд уделил больше внимания вызовам как в международной ситуации, так и во внутренней ситуации. Это можно объяснить, когда на практике за последние 5 лет мы стали свидетелями международной ситуации со многими чрезвычайно сложными и непредсказуемыми событиями, особенно в контексте жесткой стратегической конкуренции крупных стран. Сложное развитие международной ситуации оказывает большее влияние на Вьетнам, поскольку степень интеграции между Вьетнамом и миром возрастает как в экономике, так и в политике, культуре и безопасности. Считается, что мировая ситуация переживает «большие изменения, очень быстрые, сложные и трудно прогнозируемые события» [1; с.43]; мир, сотрудничество и развитие являются основными тенденциями, но «сталкиваются с множеством препятствий и вызовов» [1; с.43]; стратегическая конкуренция между крупными странами и локальные конфликты имеют место во многих формах, сложных и ожесточенных, увеличивая риски [1; с.43] в глобальную среду. Документ XIII съезда был незамедлительно пересмотрен, чтобы дополнить влияние новых международных событий, возникших в результате: влияние четвертой промышленной революции, приведшей к развитию цифровых технологий; Серьезный и продолжительный кризис и рецессия мировой экономики, вызванные эпидемией COVID-19, заставили страны пересмотреть свои стратегии развития. Это показывает чувствительность Коммунистической партии Вьетнама к сложному развитию международной ситуации, в которой они участвуют.
Руководящие взгляды, высказанные Коммунистической партией Вьетнама на XIII Съезде, по-прежнему наследуют точку зрения о реализации внешней политики независимости, автономии, многосторонности, диверсификации, активной и активной интеграции в мир для поддержания мирной и стабильной обстановки и постоянно улучшить международный статус и репутацию Вьетнама. Однако новый момент здесь состоит в том, чтобы поднять уровень международной интеграции до точки зрения «проактивно и активно интегрироваться в мир всеобъемлющим, обширным и эффективным образом» [1; с.50]. Этот новый момент представляет собой важный шаг вперед в теории Коммунистической партии Вьетнама с начала двадцать первого века до наших дней. IX съезд (2001 г.) провозгласил точку зрения «проактивно экономическую интеграцию в регионе и мире» [2]; X съезд (2006 г.) был преобразован в «проактивно и активно международную экономическую интеграцию» [3]; XI съезд (2011 г.) провозгласил точку зрения «проактивно и активно международной интеграции» [4], а теперь «проактивно и активно интегрирует мир во всеобъемлющем, обширном и эффективном» [1; с.50]. Очевидно, что это постоянное расширение уровня интеграции от сосредоточения внимания только на экономической интеграции до международной интеграции в целом и с 2021 года до всеобъемлющей и обширной международной интеграции.
Это дополнение представляет собой новый уровень международной интеграции, расширяющийся как в количественном, так и в качественном отношении; всеобъемлющая и обширная международная интеграция понимается как полная интеграция во всех областях с более высоким уровнем участия и приверженности, более существенным вкладом и более высокими взаимосвязанными интересами. С другой стороны, этот контент также показывает прогресс Вьетнама в процессе развития, потому что страна может смело всеобъемлющей и обширной международной интеграции, когда эта страна достигнет определенного уровня развития; это развитие признано миром, активно участвующим в мировых делах и приобретающим опыт, действительно является частью международного сообщества. Ясно, что эта точка зрения тесно связана с великими историческими достижениями, которых Вьетнам достиг после 35 лет обновлении страны, начиная с 1986 года.
Девиз Вьетнам, представленный в документе XIII Съезда, также имеет новый момент, когда добавление «активный» содержания трансформируется в девиз «Вьетнам — друг, надежный партнер и активный, ответственный член в международным сообществом» [1; с.69]. VIII съезд (1996 г.), когда Вьетнам начал процесс интеграции с миром, был провозглашен девиз: «Вьетнам хочет дружить со всеми странами мирового сообщества, стремясь к миру, независимости и развитию» [5]; к IX съезду (2001 г.) этот девиз был поднят: «Вьетнам готов быть другом и надежным партнером всех стран мирового сообщества» [2]. Успех процесса обновления и интеграции страны превратил ее желание в реальность, на X съезде (2006 г.) Вьетнам выдвинул девиз «Вьетнам — друг и надежный партнер страны в международном сообществе» [3]; XI съезде (2011) добавил содержание «быть другом, надежным партнером и ответственным членом международного сообщества» [4]; этот контент сохраняется на XII съезде (2016 г.) и добавляется на XIII съезде. Добавление фразы «активный» показывает, что Вьетнам будет двигаться в более проактивном и активном направлении в построении международного сообщества, способствуя общему порядку и правилам игры. Этот новый момент также показывает развитие потенциала, положения и престижа Вьетнама, а также большую уверенность в участии в глобальном игровом поле. Во внешней политике Вьетнама также происходит переход от «обеспечения высших интересов нации-нации» [6] к «обеспечению интересов нации-нации» [1; с.69]. Это показывает, что Вьетнам будет уделять особое внимание защите всех национальных интересов, вместо того, чтобы сосредоточиться на высших интересах, как раньше. Однако эти национальные интересы не являются узкими и эгоистичными, а должны основываться на общих принципах международного права, Уставе Организации Объединенных Наций, равенстве, сотрудничестве и взаимной выгоде.
Следующее примечательное нововведение, очерченное во внешней политике на XIII съезде, — это роль и положение иностранных дел. Документ XIII съезда впервые подтверждает «новаторскую роль иностранных дел в создании и поддержании мирной и стабильной обстановки, мобилизации внешних ресурсов для развития страны, повышения ее статуса и престижа страны» [1; с.69]. Этот новый момент показывает важность Вьетнама для иностранных дел, когда роль этой деятельности повышается до «новаторскую роль» в развитии страны. Это соответствует политике Вьетнама по расширению международной интеграции; дипломатическая деятельность должна быть первопроходцем в привлечении поддержки, инвестировании и использовании ресурсов для процесса развития. В то же время это также согласуется с точкой зрения Вьетнама в стратегии национальной обороны, которая заключается в защите Отечества с раннего возраста и на расстоянии; дипломатическая деятельность должна быть первопроходцем, чтобы строить отношения сотрудничества, предотвращать риски и не позволять конфликтам перерастать в сложные конфликты. Новаторская роль в сфере иностранных дел выполнялась многими силами, будучи тесным взаимодействием дипломатии с силами национальной обороны, безопасности и другими силами под руководством Коммунистической партии Вьетнама и ее руководством и объединением государства. Повышение роли дипломатии показывает, что это будет новый важный стратегический фронт, на котором Вьетнам будет уделять больше внимания обслуживанию стратегии развития страны.
XIII съезд знаменует собой первый раз, когда Коммунистическая партия Вьетнама представила направление «построения всеобъемлющей и современной дипломатии с тремя столпами партийной дипломатии, государственной дипломатии и народной дипломатии» [1; с.69]. Всеобъемлющая дипломатия проявляется в субъектах, ведущих дипломатии; географический ареал дипломатии (по всем регионам, как двусторонняя дипломатия, так и многосторонняя дипломатия); области дипломатии (политика, экономика, культура, внешняя информация, зарубежные вьетнамские дела). Дипломатия фокусируется не только на решении основных политических проблем, развитии партнерских отношений на высоком уровне, предотвращении конфликтов, но также на участии в поддержке расширения рынка, поддержке инвестиционной деятельности, такой как культурное сотрудничество и образовательная деятельность. Современность дипломатии находит свое отражение в методе осуществления дипломатии, сильном применении информационных технологий и цифровых технологий в дипломатии, а также в обучении контингента сотрудников, работающих в области дипломатии, знаний и навыков для удовлетворения новых требований развития.
Новым направлением внешней политики является политика «повышения уровня многосторонней дипломатии» [1; с.69]. Возникновение этой политики является результатом процесса сосредоточения внимания на многосторонней дипломатии Вьетнама, особенно после того, как Секретариат Центрального комитета партии издал Директиву № 25 о «продвигать и повышать уровень многосторонней дипломатии Вьетнама». В настоящее время Вьетнам участвует во многих механизмах многостороннего сотрудничества как на глобальном, так и на региональном уровнях, в частности, в Организации Объединенных Наций, ВТО, ВОЗ, АТЭС, АСЕАН и т. д. Содержание этого направления — активное участие и продвижение ролей в многосторонних механизмах, особенно в сотрудничестве АСЕАН, ООН, АТЭС и субрегиона Меконга; обращать внимание на вопросы стратегической важности, соответствующие конкретным способностям и условиям. Активно участвовать и вносить активный вклад в усиление роли Вьетнама в создании и формировании многосторонних институтов и международного политико-экономического порядка.
Таким образом, можно увидеть, что XIII Национальный конгресс Коммунистической партии Вьетнама определил много новых важных моментов во внешней политике, демонстрируя сдвиг и развитие в направлении этой страны в будущем. Это новое содержание построено на практике реализации внешней политики Коммунистической партии Вьетнама в период обновления (Дой Мой); изменения региональной и мировой ситуации; положение и степень интеграции Вьетнама; требования развития страны в ближайшее время. Это новое содержание будет и далее конкретизироваться функциональными агентствами в конкретные задачи и направления, которые будут применяться на практике в ближайшее время, чтобы построить развивающуюся страну и завершить военную стратегию до 2045 года, на что указал 13-й Национальный съезд партии.
Литература:
- Đảng Cộng sản Việt Nam. Văn kiện Đại hội Đại biểu Toàn quốc lần thứ XIII. H.: Chính trị quốc gia, 2021, tập 1. 122 trang. (Коммунистическая партия Вьетнама. Документ XIII Национального съезда. В 2-х т. Х.: Национальная политика, 2021, Т.1. 122 с.).
- Đảng Cộng sản Việt Nam. Báo cáo chính trị của Ban Chấp hành Trung ương khóa VIII tại Đại hội Đại biểu Toàn quốc lần thứ IX. URL: https://tulieuvankien.dangcongsan.vn/ban-chap-hanh-trung-uong-dang/dai-hoi-dang/lan-thu-ix/bao-cao-chinh-tri-cua-ban-chap-hanh-trung-uong-dang-khoa-viii-tai-dai-hoi-dai-bieu-toan-quoc-lan-thu-ix-cua-dang-1545 (Коммунистическая партия Вьетнама. Политический отчет VIII Центрального комитета на IX национальном конгрессе)
- Đảng Cộng sản Việt Nam. Báo cáo chính trị của Ban Chấp hành Trung ương khóa IX tại Đại hội Đại biểu Toàn quốc lần thứ X. URL: https://tulieuvankien.dangcongsan.vn/ban-chap-hanh-trung-uong-dang/dai-hoi-dang/lan-thu-x/bao-cao-chinh-tri-cua-ban-chap-hanh-trung-uong-dang-khoa-ix-tai-dai-hoi-dai-bieu-toan-quoc-lan-thu-x-cua-dang-1537 (Коммунистическая партия Вьетнама. Политический отчет IX Центрального комитета на X национальном конгрессе)
- Đảng Cộng sản Việt Nam. Báo cáo chính trị của Ban Chấp hành Trung ương khóa X tại Đại hội Đại biểu Toàn quốc lần thứ XI. URL: https://tulieuvankien.dangcongsan.vn/ban-chap-hanh-trung-uong-dang/dai-hoi-dang/lan-thu-xi/bao-cao-chinh-tri-cua-ban-chap-hanh-trung-uong-dang-khoa-x-tai-dai-hoi-dai-bieu-toan-quoc-lan-thu-xi-cua-dang-1526 (Коммунистическая партия Вьетнама. Политический отчет X Центрального Комитета на XI Национальном Конгрессе)
- Đảng Cộng sản Việt Nam. Báo cáo chính trị của Ban Chấp hành Trung ương khóa VII tại Đại hội Đại biểu Toàn quốc lần thứ VIII. URL: https://tulieuvankien.dangcongsan.vn/ban-chap-hanh-trung-uong-dang/dai-hoi-dang/lan-thu-viii/bao-cao-chinh-tri-cua-ban-chap-hanh-trung-uong-dang-khoa-vii-tai-dai-hoi-dai-bieu-toan-quoc-lan-thu-viii-cua-dang-1549 (Коммунистическая партия Вьетнама. Политический отчет VII Центрального Комитета на VIII Национальном Конгрессе)
- Đảng Cộng sản Việt Nam. Báo cáo chính trị của Ban Chấp hành Trung ương khóa XI tại Đại hội Đại biểu Toàn quốc lần thứ XII. URL: https://tulieuvankien.dangcongsan.vn/ban-chap-hanh-trung-uong-dang/dai-hoi-dang/lan-thu-xii/bao-cao-chinh-tri-cua-ban-chap-hanh-trung-uong-dang-khoa-xi-tai-dai-hoi-dai-bieu-toan-quoc-lan-thu-xii-cua-dang-1600 (Коммунистическая партия Вьетнама. Политический отчет XI Центрального Комитета на XII Национальном Конгрессе)