В статье автор рассматривает пользу введения предмета «Индивидуальный проект» в учебный план. Рассматривает факторы успешности во время работы на каждом этапе проекта.
Ключевые слова: индивидуальный проект, информация, проектирование, презентация
Мир, в котором мы живем, претерпевает колоссальные изменения: инновации, цифровизация, технический прогресс коренным образом меняют нашу жизнь. В связи с этим, меняются запросы общества к образовательному процессу. Сегодня обучающемуся недостаточно иметь определённые знания по предмету, он должен получать практические навыки, развивать логическое мышление, уметь делать выводы, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию, структурировать полученные знания. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает новые требования непрерывного образования для учителей. Современный педагог должен не просто передавать информацию в готовом виде, а создавать условия для того, чтобы обучающиеся смогли самостоятельно добыть знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности в ходе работы над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Именно поэтому было логичным введение в учебный план предмета «Индивидуальный проект».
Выполнение индивидуального проекта способствует развитию у обучающихся умения действовать самостоятельно, креативно, критически. В ходе работы над проектом воспитанники учатся собирать, анализировать информацию, а также разбираться в разных сферах жизни. Безусловно, данный предмет является весьма полезным, так как навыки исследовательской деятельности пригодятся в реальной жизни абсолютно всем. Для улучшения качества выполнения работы необходимо уметь искать наиболее эффективные способы реализации задач, подвергать критике и анализу полученную информацию, делать соответствующие выводы, чему нахимовцы научатся в ходе работы над проектом.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Стадии работы над проектом можно представить в виде «пяти П»: Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. Рассмотрим ключевые факторы успешности во время работы над каждым этапом проекта.
Проблема. Для того, чтобы выбрать тему проекта, необходимо помочь обучающемуся найти проблему, которую он должен будет решить в ходе своей работы над проектом. Во-первых, проблема должна быть актуальной, злободневной, однако, прежде всего, она должна волновать обучающегося. Составьте небольшой опрос для того, чтобы узнать, что интересует ваших воспитанников, какие проблемы их волнуют, попросите их упомянуть о своих достижениях в изучении определённых предметов. Исходя из результатов опроса, предложите обучающимся ту или иную сферу исследования.
Во-вторых, на этапе постановки проблемы и выбора темы стоит также учесть реальность решения найденной проблемы, постарайтесь объективно отнестись к вашим физическим, материальным возможностям, не стоит ставить перед собой заведомо невыполнимые цели и задачи.
Помните, для успешной реализации проекта, руководитель проекта должен хорошо разбираться в теме исследования. В крайнем случае, не стесняйтесь обращаться за помощью к коллегам-предметникам.
При этом, выбирая проблему и тему проекта, не забывайте о сроках реализации проекта. На данном этапе целесообразно составить план, график выполнения каждого этапа проекта. Строго следите за выполнением плана, ведь задержка на любом из этапов ставит под угрозу выполнение всего проекта.
Проектирование (планирование). На данном этапе необходимо разработать четкий план действий, составить содержание проектной работы. Целесообразно рассмотреть как теоретическую, так и практическую сторону вопроса. Как только обучающийся получит четкий план действий, работа над проектом будет идти гораздо быстрее. На данном этапе также необходимо определить цель и задачи проекта, а также определить объект, предмет, выдвинуть гипотезу и указать методы исследования (в случае, если проект исследовательский). При постановке цели следует использовать технологию SMART (Specific, Measurable, Achievable, Ambitious, Relevant, Resources, Time bound). Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, амбициозной, следует располагать необходимыми ресурсами, а также иметь время, достаточного для достижения цели.
Поиск информации. Ксожалению, большинство обучающихся, как и многие преподаватели не умеют правильно формулировать поисковой запрос в поисковых системах, что нередко приводит к проблемам на этапе поиска необходимой информации. Рассмотрим основные эффективные приемы поиска информации в интернете.
Для конкретизации поиска используйте кавычки. Например: «роман 451 градус по Фаренгейту».
Добавление в поисковой строке знака «-», позволяет исключить из поиска определенное слова. Например, «Компьютерный жаргон -игры». Позволит вам найти информацию о компьютерном жаргоне, но не встретится ни слова про игры.
Для поиска синонима к слову воспользуйтесь значком «~». Поисковая система предложит вам все ссылки на страницы с синонимами к искомому слову.
Д обавьте в строку поиска слово site, это позволит вам найти информацию на конкретном вебсайте. Например, новости, site: mail.ru.
Для поиска информации на зарубежных сайтах, добавьте в строку поиска домены соответствующих стран (by — Беларусь, il — Израиль, сa — Канада и т. д.).
Пользуйтесь специализированными научными поисковыми системами, такими как Google Scholar, Jurn, RefSeek, которые позволяют осуществлять быстрый поиск диссертаций, книг, курсовых, журналов, газет, энциклопедий по заданной теме, что будет способствовать повышению достоверности списка используемых источников вашей работы [2].
Для осуществления детализированного полнотекстового поиска книжных источников стоит воспользоваться поисковой системой «Google Книги», в которой находится свыше 10 миллионов книг из крупнейших библиотек США, оцифрованных компанией Google.
Пользуйтесь английскими источниками. Несмотря на стремительное развитие российского сегмента сети Интернет, информацию, представленную в нём, сложно назвать исчерпывающей. Иногда стоит искать информацию на зарубежных сайтах, которых в интернете гораздо больше, если вы не владеете английским языком, браузер предложит вам автоматически перевести всю информацию, представленную на сайте, на русский язык.
Продукт. Продукт проекта может быть как материальным, так и нематериальным (представлен в письменном виде). Рассмотрим возможные результаты (продукты) проектной деятельности на рис. 1.
Рис. 1.
Презентация. Этап создания презентации является завершающим в работе над проектом. К созданию презентации следует приступать после того, как обучающийся успешно справится с написанием работы, созданием продукта и написанием речи для защиты своего проекта. Презентация — это сопроводительный визуальный ряд, который служит иллюстрацией к докладу обучающегося [1]. В презентацию необходимо включить фотографии, рисунки, схемы, таблицы, диаграммы, а также текстовую часть, поясняющую представленную на слайдах невербальную информацию. Обычно презентация состоит из 7–15 слайдов.
Основная задача презентации к индивидуальному проекту — продемонстрировать основные этапы работы над проектом и поделиться результатами своей деятельности с экспертной комиссией. Видеоряд следует строить в строгом соответствии с докладом, таким образом он будет наглядно подтверждать выступление защищающего свой проект оратора. Время выступления не должно превышать 7–10 минут в зависимости от методических указаний учебного заведения. Учитывая временные рамки выступления, готовить более 15 слайдов не имеет смысла, иначе презентация может превратиться в мелькающий калейдоскоп.
На данный момент не разработано ГОСТа для создания презентаций, однако существуют негласные правила, которых стоит придерживаться. Главный принцип, который следует учитывать при оформлении слайда — удобство восприятия. Используйте нейтральный светлый фон, крупный контрастный, разборчивый шрифт (как правило, 28-го размера для текста и 36-го — для заголовков). Соблюдайте единство стиля текстовых частей от первого до последнего кадра презентации. Ограничьте палитру набором из трех-четырех цветов. Сопровождайте иллюстрации четкими подписями-названиями. Вводите минимум текста, отдавая предпочтение центральным положениям, тезисным высказываниям из семи-восьми слов, фактам, промежуточным выводам. Ёмко формулируйте заголовки. Придерживайтесь правил орфографии, грамматики [1].
Подводя итог вышеизложенному, стоит отметить, что организация успешной работы над индивидуальным проектом является весь трудоемким процессом, который требует от современного педагога решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку обучающихся к самостоятельной проектной деятельности, в которой они могли бы реализовать полученные знания, умения и навыки.
Литература:
- Как быстро и эффективно находить информацию в Сети [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://media.foxford.ru/how-to-google-correctly/
- Леонтович А. В. Как выполнить индивидуальный проект в команде? [Электронный ресурс] / А. В. Леонтович. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-vypolnit-individualnyy-proekt-v-komande/viewer
- Шейх Халиль В. Презентация к диплому [Электронный ресурс] / В. Шейх Халиль. — Режим доступа: https://edunews.ru/students/vypusknaya/kak-sdelat-i-oformit-prezentaciyu-na-zashchitu-diplomnoj-raboty.html