В статье авторы предлагают пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность.
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, сотрудничество, проект, проектная деятельность.
Детство — каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В. А. Сухомлинский
Патриотическое воспитание детей — одна из самых актуальных задач нашего времени, это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [1]. На сегодняшний день, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из основных направлений в педагогической работе с детьми становится нравственно-патриотическое воспитание.
Для освоения духовно-нравственных ценностей, становления базиса личностной культуры, принятых правил и норм поведения, особо значимым является период дошкольного детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы ценностей, определяющая отношение ребенка дошкольника к миру во всем многообразии его проявлений [2].
Для формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников способствует проектная деятельность как одна из современных и наиболее эффективных технологий образовательного процесса.
В качестве средства реализации задач патриотического воспитания нами был разработан краткосрочный исследовательско-творческий проект «Город мой над Ангарой».
Проект включал в себя комплекс задач:
— расширение представлений детей о родном городе, о деревянном зодчестве Иркутска;
— знакомство детей с элементами деревянных узоров, выполненных безвестными мастерами резьбы по дереву (ионики, розетки, пальметта, завитки, основанные на изображении формы листка и цветка);
— развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
— развитие умения анализировать готовые эскизы и постройки, создавать собственные, учитывая существенные признаки материалов;
— воспитывать основы коммуникативной культуры, толерантности.
В своей работе мы использовали следующие методы достижения поставленных задач: отбор содержания доступного для восприятия детьми дошкольного возраста; разработка дидактического материала; подбор художественной литературы, иллюстраций по теме; составление перспективно-тематического планирования; привлечение к проекту специалистов дошкольного образовательного учреждения, родителей; организация разнообразных форм работы с детьми: проведение занятий, сюжетных, конструктивных игр, организация экскурсий, занятий по художественно-творческой деятельности, проектная деятельность и др.; составление информационных материалов, буклетов для педагогов, родителей; сотрудничество с учреждениями культуры города; презентация проекта для педагогов и родителей.
Большое значение на планируемый результат оказывает правильно организованная предметно-развивающая среда с учетом данной темы. Предметно-развивающая среда была в основном направлена на экспериментальную, исследовательскую, самостоятельную деятельность детей. Для реализации проекта были преобразованы центры активности: центр познавательной деятельности (макеты домов, папки-передвижки, фотоальбом «Дом, в котором я живу» и т. д.); центр конструирования и строительства (конструктор разного размера, напольные модули для строительства, схемы, чертежи построек домов в зависимости от степени сложности); центр художественного творчества (выставка детских работ на тему «Мой любимый дом», умные раскраски на тему «Дом», поделки из природного материала на тему «Необычные дома из природного материала»; центр игры (новый дом для кукол; атрибуты для сюжетно-ролевых игр и т. д.); центр поисково-исследовательской деятельности (строительные материалы: песок, глина, мел, кусок кирпичика, деревянный, брусок, бумага, солома), мерная посуда, лупы, микроскоп, алгоритмы детских опытов); центр книги (оформление выставки книг по теме, настольные кукольные театры, социально-эмоциональная игра «Домик настроений»).
Основные направления работы с детьми при реализации проекта включали в себя подготовительный, основной и заключительный этапы.
На подготовительном этапе с детьми была проведена целевая прогулка по городу «Дома, в которых мы живем», где обогащали представления о городе на основе ознакомления с ближайшим окружением (улицами, жилыми домами и общественными зданиями), их назначением. Познакомили с понятием «Архитектура», с искусством проектирования и строительства через рассматривание иллюстративного и видеоматериала, профессией архитектора. В продуктивной деятельности формировали навык создания плана, эскиза, где дети рисовали разные дома, передавая их форму, пропорции.
Основной этап включал в себя следующие мероприятия:
— экскурсия по достопримечательностям города Иркутска (продолжили развивать интерес к своему городу, дали доступные детям понятия о достопримечательностях города);
— интегрированное занятие «Избушка для Бабы Яги» с элементами экспериментирования «Чем можно измерить длину?» (познакомили с архитектурой русской избы, продолжили формировать навык создания эскиза в зависимости от характера персонажа, используя знакомые элементы декоративных украшений);
— интегрированное занятие «Знакомство с деревянным зодчеством Иркутска. История строительства деревянных домов» (познакомили детей с искусством деревянного зодчества родного города Иркутска, с особенностями архитектурного наследия деревянных домов; показали характерные и отличительные особенности деревянных строений (бревна, кровля, крыша, ставни на окнах, резные столбы, крыльцо, перила, фасад дом, конек);
— цикл игр «Такие разные дома» (продолжили формировать у детей навык считывать информацию с чертежа, находить недостающие части дома; закрепили знания основных частей дома (крыша, окна, двери, балкон, фасад);
— видео экскурсия в русскую избу (познакомили дошкольников с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;
— интегрированные занятия «Деревянные кружева. Иркутские окна», «Деревянная сказка. Знакомство с искусством резьбы по дереву» (познакомили детей с деревянным зодчеством Иркутска, с элементами деревянных узоров, с искусством резьбы по дереву и мастерами, выполняющими эту работу, научили передавать в рисунках характерные особенности и своеобразие деревянных узоров (объемность и чередование элементов);
— фотовыставка «Иркутские фантазии деревянных домов» (показали с помощью художественно-выразительных средств образы деревянных зданий города Иркутска);
— аппликация «Деревянные узоры для дома» (симметричное вырезывание узоров), где дети узнали, что орнаменты, узоры отражали тесную связь человека далекого прошлого с природой:
— интегрированное занятие «Иркутский острог» (познакомили с историей самой старой застройки городов, выделили элементы архитектуры крепости (многогранные башни с дозорной вышкой, шатровым верхом);
— «Мой проект» (закрепили умение детей самостоятельно создавать свой проект, строить по созданному эскизу, презентовать свое творение).
На заключительном этапе был проведен мини-КВН «Деревянный город мой — город мой над Ангарой», где закрепили знания детей о родном городе, о деревянных домах Иркутска, их архитектуре и исторической ценности для всех иркутян. Расширили развивающую среду через создание игрового поля «Деревянный город», «Архитектурную лабораторию», что обеспечило переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
В процессе реализации проекта старалась очень тесно взаимодействовать с родителями. В данном направлении работы прошли следующие мероприятия: реклама книг, статей из газет и журналов по теме; выезд детей с родителями на экскурсию по городу «Деревянные дома нашего города». Посещение музея деревянного зодчества «Тальцы»; консультация для родителей «Деревянное зодчество Иркутска. Воспитываем в детях любовь к родному городу»; подбор и выставка иллюстраций архитектурных сооружений; мини-фотомонтаж «Красота деревянных узоров»; совместная работа «Мой герб и мой замок»; конкурс на лучший семейный рисунок «Деревянные узоры на домах Иркутска»; творческая игра «Гандарика» (создание эскизов и построение крепости сибирских острогов)
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что проектная деятельность как метод для реализации задач нравственно-патриотического воспитания позволил добиться значительных результатов. В результате проведенной работы была расширена развивающая среда (продукты проекта: детские проекты, игровое поле «Деревянный город», лаборатория в группе «Маленький архитектор»). В ходе проекта дети стали проявлять интерес к историческим архитектурным памятникам нашего города, в частности к деревянному зодчеству; обладать достаточными знаниями о строительстве деревянных домов; понимать, что исторические ценности своего народа надо беречь и охранять.
Литература:
- Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ.сред. пед.учеб. заведений. — 3-е изд., испр. И доп. / С. А. Куликова, Т. А. Куликова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 416 с.
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ/ ст. 64 [Текст], 2012.
- Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет [Текст] / Н. Г. Комратова. — Москва: Сфера, 2007. — 120с.