Авторы статьи раскрывают работу по повышению уровня квалификации педагогов в инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационная деятельность, педагогическая компетентность.
Модернизация системы дошкольного образования, связанная с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, ставит педагогическими работниками задачу создания в дошкольном учреждении таких условий, которые обеспечили бы своевременное и полноценное развитие личности ребенка. «Педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни (Статья 48. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Для реализации поставленной задачи методической службой дошкольного учреждения ведется большая работа по повышению уровня квалификации педагогов за счет вовлечения педагогов в инновационную деятельность. Работая в традиционном режиме, к инновационной деятельности привлекался небольшой круг педагогов, а остальные педагоги занимали пассивную позицию. Для преодоления данной ситуации методической службой ДОО был разработан, механизм вовлечения педагогов в инновационную деятельность.
Реализация данного механизма вовлечения педагогов в инновационную деятельность позволила нам:
— объединить интеллектуальные ресурсы педагогов,
— получить разные подходы к решению поставленных проблем,
— обеспечить продвижение педагога от заинтересованного любопытства к продуктивному взаимодействию и к раскрытию собственного потенциала.
Мы считаем, что наряду с использованием традиционных форм работы (семинары–практикумы, открытые мероприятия, консультации), использование интерактивных форм и методов позволяет обеспечить более высокий уровень повышения профессиональной компетентности педагогов в области обеспечения психологической безопасности образовательного процесса.
Инновационные интерактивные методы:
Банк идей — это рациональный способколлективного решения проблем, не поддающихся решению традиционным способом.
Мастер-класс дает возможность представить свой опыт работы.
Тренинг формирует умение быстро реагировать и находить выход из сложных педагогических ситуаций.
КВН, «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай» — развивают умение находить оптимальный вариант решения задачи.
Деловая игра и метод дидактической игры способствуют выработке умений находить решение новых проблем.
Аукцион идей стимулирует педагогов к творчеству.
Педагогический ринг ориентирует на изучение новейших исследований в педагогике и психологии и формирует умение аргументировать свою позицию.
Мозговой штурм — это возможность получить лучший вариант из множества предложенных идей.
Результатом использования интерактивных форм и методов в работе с педагогами стало:
1. Создание обстановки творческого поиска в освоении новых форм и методов, способствующих созданию психологически комфортной образовательной среды.
2. Повышение мотивации инновационной деятельности.
3. Совершенствование знаний, умений и навыков, способствующих повышению профессиональной компетентности.
4. Приобретение опыта коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, терпимое отношение к критике.
5. Развитие способности участвовать в коллективном обсуждении, высказывать оригинальные идеи, аргументировать собственные выводы, изобретать что-то новое, участвовать в соревнования умов и талантов.
Отбор содержания повышения квалификации педагогов, форм и методов его осуществления определяется в планах работы ДОУ: в Программе развития, годовом плане и месячных планах работы.
В условиях модернизации и развития образования методические структуры считают основными направлениями деятельности следующее:
— Ознакомление педагогического коллектива с новыми программами, технологиями, учебно-методическими пособиями.
— Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов.
— Анализ результативности работы дошкольного образовательного учреждения и разработки рекомендаций по совершенствованию качества образовательной деятельности в детском саду, городе.
— Организация помощи образовательному учреждению в проведении опытно-экспериментальной работы.
— Диагностика профессиональных потребностей педагога.
— Участие методических служб в аттестационных, экспертных, конкурсных комиссиях.
Чтобы педагогически целесообразно организовать повышение квалификации, необходим научно-методический центр (в детском саду — это методический кабинет), в котором педагоги могут познакомиться с новыми методиками, технологиями и программами дошкольного обучения и воспитания и т. п. В детском саду существуют различные формы методической работы для повышения квалификации педагогов, каждая из которых имеет свои специфические особенности:
— Педагогические Советы
- Обучающие семинары и деловые игры
— Индивидуальные и групповые консультации
- Открытые просмотры
- Психологические тренинги
- ППО
- Научная среда
- Педагогические часы и др.
В управленческой деятельности мы придерживаемся дидактического правила: учить учиться — актуально.
Мы считаем, что педагоги активно познают неизвестное, каким бы ни был их индивидуальный стиль познания, и обучение взрослых эффективно в том случае, когда:
— оно отвечает их текущим нуждам и глубоко мотивировано;
— связано с их прошлым и настоящим опытом;
— участники активно вовлечены в процесс обучения, и сами им управляют;
— создана атмосфера взаимного уважения;
— есть возможность сразу применить полученные знания в реальной жизни и добиться успеха.
Мы придерживаемся мнения, что значительная роль в расширении профессиональной компетентности педагогов отводится самообразованию, которое рассматривается нами как:
— форма, в которой осуществляется познавательная деятельность;
— компонент системы непрерывного образования;
— индивидуально-личностный процесс целенаправленного совершенствования;
объективно-необходимый процесс, связанный с развитием творческого потенциала личности.
В качестве основных условий повышения информированности педагогов мы рассматриваем следующее:
— формирование в детском саду библиотеки;
— обеспечение оперативного доступа к периодическим научно-педагогическим и научно-методическим изданиям;
— оборудование читального зала, что повышает охват количества пользователей информацией;
— организация участия педагогов в семинарах, конференциях, педагогических чтениях и т. д., с целью взаимообмена опытом осуществления профессионально-педагогической деятельности;
— наличие технических систем.
В современных условиях, когда увеличивается количество детей, имеющих проблемы в психическом развитии, когда сам образовательный процесс нередко становится фактором риска, способствуя нарушению психического здоровья детей, когда целью воспитания является формирование человека, способного принимать ответственные решения, творчески ставить цели и их достигать, особые требования предъявляются к личности воспитателя, его профессиональной компетентности и уровню профессионального мастерства.
Мы хотим, чтобы педагоги стремились к переменам и порождали их, принимали самостоятельные решения и несли за них ответственность, чтобы, повышая свой профессиональный уровень помнили: обучение — это процесс, продолжающийся всю жизнь.
Комплексная и системная работа методической службы ДОО по включению педагогов в инновационную деятельность способствовала положительной динамике роста профессиональной компетентности педагогов и созданию психологически комфортной образовательной среды, предполагающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в образовательном учреждении такой атмосферы, которая способствует развитию способностей, склонностей, возможностей педагогов.
Литература:
1. Авдеев В. В. Формирование команды. 2 изд. — М.: Сфера, 1999–544 с.
2. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. — М., 1990. — 239 с.
3. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989. с. 238.
4. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. — М.: Просвещение, 1991. 176 с.