Многие исследователи и методисты, занимавшиеся разработкой проблемы обучения дошкольников грамоте, выдвигали различные концепции соотношения и взаимодействия устной и письменной речи. Большинство авторов работ сводят отличия устной и письменной речи к технической стороне — способу реализации. Несомненно, устная и письменная речь отличаются каналами восприятия и порождения высказываний, однако описания лишь технической стороны отличий данных процессов недостаточно для определения механизма превращения внутренней мысли и слова. Поэтому в настоящее время мнение о том, что письменная речь представляет собой лишь перевод устной речи в систему письменных знаков, считается поверхностным.
Письменная речь, в отличие от устной, формируется только в условиях целенаправленного обучения. Данная форма речи появляется позднее в онтогенезе и формируется на основе устной речи, которая, в свою очередь, формируется непроизвольно при общении со взрослыми.
Письменная речь изначально представляет собой произвольно организованную деятельность с сознательным анализом компонентов. Развернутый характер письменной речи сохраняется длительное время, и лишь на более поздних этапах формирования, когда техника графики уже не вызывает трудностей, письмо может превратиться в сложный автоматизированный навык. Графический образ слова будет воспроизводиться не по отдельным элементам (буквам), а единым моторным актом. Процесс письма контролируется со стороны кинестетического (рука) и зрительного анализаторов. Конечный этап перевода устной речи в систему письменных знаков — это автоматизированные движения руки. Однако данному этапу предшествует сложная подготовка, проводимая в добукварный период обучения.
Согласно мнению А. Р. Лурия, ребенок, овладевая письмом, проходит в своем развитии два этапа:
1) условно-подражательный, когда на листе бумаги изображаются различные каракули;
2) этап образа-гистограммы, который позднее трансформируется в буквенную запись.
Чтобы ребенок мог осуществить переход на второй этап, он должен сделать важное открытие — изображать можно не только предметы, но речь, слова.
На начальных этапах обучения грамоте ребенок сталкивается с одной из самых сложных задач — перевод линейной последовательности звуков, расположенных во времени, в пространственную последовательность графических знаков. Из этого следует, что для формирования полноценных навыков чтения и письма важное значение имеет состояние не только устной речи, но и неречевых функций.
Развитие как речевых, так и неречевых функций у дошкольников с ДЦП имеет свои особенности, что обусловливает специфику организация обучения грамоте.
Центральное звено в структуре нарушения ДЦП, как было сказано выше, — это двигательные расстройства, проявляющиеся, в том числе, и при обучении грамоте. Они проявляются в наличии синкинезий, гиперкинезов, нарушениях тонуса мышц, что препятствует развитию координированных и точных движений руки при письме. Кроме того, у дошкольников с данной патологией длительно не формируется правильный захват ручки и карандаша.
Двигательные нарушения вызывают трудности при овладении дошкольниками с ДЦП манипулятивной деятельностью, что, в свою очередь, задерживает формирование пространственного восприятия. Недостаточная сформированность пространственного восприятия затрудняет ориентировку на листе бумаги, в также перевод временной последовательности фонем в линейную последовательность графем. Для успешного формирования графических навыков ребенок должен сознательно усвоить графический образ буквы, из каких элементов состоит данная буква, а также какие пространственные отношения между элементами этой буквы.
Для дошкольников с ДЦП характерно также нарушение симультанного восприятия, т. е. они могут верно воспринимать отдельно представленные элементы, но испытывать трудности в планомерном синтезе элементов.
Одно из распространенных нарушений в структуре ДЦП — это речевая патология, форма которой зависит от локализации и степени поражения структур ЦНС. Часто у дошкольников с ДЦП отмечается дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствие органического поражения ЦНС. Кроме того, у части детей диагностируют моторную алалию — недоразвитие экспрессивной речи при достаточно сохранном понимании обращенной речи.
Проявления речевой патологии оказывают негативное влияние на формирование навыков чтения и письма. Например, недостаточность фонематических процессов и нарушения звукопроизношения приводят к пропускам, заменам букв по акустическому или артикуляторному признаку (ребенок не дифференцирует на слух или неправильно проговаривает фонему).
Исследователи отмечают, что даже при сохранных возможностях интеллектуального развития на начальных этапах обучения грамоте часто выявляются трудности в усвоении письма и чтения, что проявляется в зеркальном начертании букв, оптических заменах букв, пропусках букв и слогов и других ошибках.
Таким образом, обучение грамоте — сложный многоуровневый процесс. Эффективность работы по данному направлению зависит от множества факторов: состояние устной речи, зрительно-пространственная ориентировка, развитие высших психических функций, развитие мелкой моторики. Дошкольники с ДЦП, ввиду своих особенностей, сталкиваются с трудностями, обусловленными органическим поражением центральной нервной системы, что определяет необходимость создания условий для обучения грамоте детей данной категории
Одна из основных задач дошкольного образования — это подготовка детей к освоению школьной программы. У младших школьников с ДЦП отмечается недостаточная сформированность нравственно-волевых усилий, низкий уровень развития самооценки и самоконтроля, недостаточность развития мотивационно-потребностной сферы, а также нарушения деятельности ЦНС и психопатологические реакции, связанные с бедностью социального опыта (Е. М. Мастюкова). Данные патологические образования в совокупности с сенсомоторными нарушениями могут привести к тому, что ребенок, у которого достаточно развита познавательная деятельность, может испытывать значительные трудности при усвоении школьной программы.
В современной науке прочно установился следующий принцип: устранение нарушений или их предупреждение, в том числе и обучение грамоте как профилактика нарушений письменной речи, должны происходить в дошкольном возрасте, что обусловлено высоким уровнем компенсаторных возможностей на данном этапе развития. Обучение грамоте дошкольников с ДЦП позволяет предупредить такие явления как дислексия, дисграфия и дизорфография.
И. А. Смирнова отмечает, что важный момент в обучении грамоте — это развитие мотивации к овладению чтением и письмом. Ребенок с ДЦП должен почувствовать престижность чтения, поэтому в условиях семейного воспитания, а также в дошкольных образовательных учреждениях необходимо создавать такую обстановку, в которой ребенок бы ощущал, какую важную роль играют чтение и письмо.
Кроме того, по мнению исследователей, у дошкольников с ДЦП необходимо сформировать сенсомоторную базу овладения чтения и письмом, включающую в себя достаточный уровень общей и мелкой моторики, зрительного восприятия и сформированность устной речи.
И. Ю. Левченко и О. Г. Приходько предлагают проводить работу по обучению дошкольников с ДЦП грамоте на индивидуальных и групповых логопедических занятиях и на групповых занятиях воспитателя, что иллюстрирует важность комплексной работы специалистов. Авторы сформулировали ряд задач, которые необходимо выполнить в рамках подготовительного (добукварного) периода обучения грамоте:
1) формирование и совершенствование произносительной стороны речи;
2) развитие слухового внимания и речеслуховой памяти;
3) формирование фонематического восприятия;
4) нормализация оптико-пространственного гнозиса;
5) подготовка мелкой моторики руки к процессу письма;
6) формирование мыслительных операций.
Обучение грамоте дошкольников с ДЦП осуществляется при использовании аналитико-синтетического метода и включает в себя два взаимосвязанных процесса — обучение чтению и обучение письму.
В рамках букварного периода, согласно разработкам И. Ю. Левченко и О. Г. Приходько, происходит обучение дошкольников с ДЦП чтению слогов и слов на основе звукового анализа и синтеза.
Авторы отмечают, что при обучении письму дети испытывают трудности в овладении способом удержания ручки вследствие несформированности хватательной функции кисти. Нарушения мышечного тонуса и гиперкинезы создают препятствия для протекания тех элементарных движений, которые являются базой письма. Поэтому И. Ю. Левченко и О. Г. Приходько предлагают проводить индивидуальную работу по подготовке руки к письму. Элементы данной работы могут быть включены в занятия изобразительной деятельностью, дидактические игры и специальные занятия с инструктором ЛФК.
Обучение письму начинается с диагностики возможностей овладения графическими навыками. Важный этап работы обучения письму — это формирование и закрепление адекватной позы во время письма, обучение правильному способу захвата пишущего предмета, формирование движения ручкой. Кроме того, на данном этапе ведется работа по формированию навыка оптико-пространственной ориентировки.
Таким образом, обучение грамоте дошкольников с ДЦП — это сложный и длительный процесс, для успешной реализации которого необходима комплексная работа всех специалистов, работающих с ребенком.