Психологические особенности подростков девиантного поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 05.01.2022

Статья просмотрена: 1860 раз

Библиографическое описание:

Садчикова, Н. А. Психологические особенности подростков девиантного поведения / Н. А. Садчикова, Е. Л. Чернышова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 195-200. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87482/ (дата обращения: 21.11.2024).



Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер, и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов. Поэтому актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений. Проблемами девиантного поведения, его формированием и профилактикой занимались такие ученые как Ч. Беккарло, М. Вебер, Э. Фэрри, Г. Парсонс и другие. Девиантное поведение, его общие и особенные характеристики отражены в работах таких исследователей в области психологии, как Я. И. Гилинский, Е. И. Изотова, Е. И. Рогова, Ю. А. Клейнберг и другие. В целом обзор исследователей, занимающихся изучением вопросов психологических особенностей подростков с девиантным поведением, дает нам основание утверждать, что рассматриваемый нами вопрос уже достаточно давно изучается отечественными и зарубежными специалистами. Однако проблема подростковых девиаций в современных условиях дальнейшего изучения.

Что такое девиантное поведение подростков? Прежде всего, под ним принято понимать любые формы поведения, не соответствующие принятым в том или ином обществе нормам и стандартам. Это определение отклоняющегося поведения чаще всего используют современные психологи и социологи. Отечественные исследователи выделяют два вида девиантного поведения:

1. Поведение, которое отклонено от норм психического здоровья.

К этой группе относятся такие лица, как шизоиды, эпилептоиды, астеники и другие психоненормальные люди, а также люди с акцентуированными характерами.

2. Поведение, которое отклонено от моральных норм и нравственных идеалов общества. Оно проявляется в различных формах асоциального поведения, куда относятся пьянство, проституция, наркомания, вандализм и др. Здесь речь идет уже о преступлениях.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И. А.). Известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Для девиантного поведения подростков характерны:

– сложная форма поведения личности в процессе его социального взаимодействия, которая определяется системой различных факторов;

– большинство исследователей видят в нем определенную опасность дестабилизации и определяют как социальную проблему;

– девиантность является анализом соответствия или несоответствия тех или иных человеческих поступков социальным ожиданиям;

– следует отметить, что те или иные формы творчества — музыка, литература, изобразительное искусство и др. — также могут считаться девиантным поведением;

– девиантное поведение может иметь как негативное, так и позитивное содержание.

Таким образом, мы видим, что девиантное поведение являет собой любое поведение, которое не соответствует принятым в обществе нормам морали и нравственности. Девиантное поведение находит свое проявление во множестве разнообразных форм, которые мы рассмотрим далее. Несмотря на различия в трактовках, практически все авторы главным критерием девиантного (отклоняющегося) поведения считают нарушение социальных норм, принятых в данном обществе. Отличительными особенностями социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей и обладают такими свойствами, как относительность и историческая изменчивость. В современных условиях, когда разрушены одни нормы и еще не сформировались другие, толкование и применение норм значительно усложняется [4]. Ф. Патаки сосредоточил в своей классификации основные направления девиантного поведения подростков:

– наркомания;

– алкоголизм;

– самоубийство [2].

Нами было проведено исследование, в исследовании приняло участие 10 учеников класса средней школы. В возрасте 14 лет (ученики 8б класса). В исследовании был проведен опрос учителей, психолога, работающих с детьми из данными учениками, с целью определения девиантных детей в классе. В работе использованы такие методы исследования как:

– анализ психолого-педагогической литературы

– диагностические методы: наблюдение из поведением обучающихся; беседа с психологом и преподавателями.

– методы математической обработки данных.

Психодиагностические методики:

1) Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку);

2) Диагностика агрессивности детей (опросник Басса-Дарки);

3) Диагностики акцентуаций характера (МПДО Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (По Личко).

Эмпирическая часть исследования проводилась в три этапа.

1 этап — подготовительный.

На этом этапе был отобран апробированный стандартизированный методический инструментарий, а также установлен контакт с группой испытуемых.

2 этап — диагностический.

На этом этапе происходила диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку); Диагностики акцентуаций характера (МПДО Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков. (По Личко); Диагностика агрессивности детей (опросник Басса-Дарки);

3 этап — аналитический

На этом этапе был проведен количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе 2 этапа.

Процедура исследования: учащимся были предложены бланки тестов, содержащие подробную инструкцию, и ответные листы. Тестирование проходило самостоятельно. Во время диагностики ребята были сосредоточены, внимательны, четко выполняли инструкцию.

Эмпирической частью исследования было предусмотрено решение следующих задач:

– Установить группу подростков с девиантным поведением;

– Определить у подростков особенности их психических состояний;

– Установить уровни агрессивности девиантных подростков.

Для решения первой задачи проводилось наблюдение за подростками во время учебной и не учебной деятельности, а также интервью с учителями, работающими с данными учащимися. В ходе интервью были выявлены поведенческие особенности подростков. Учителя описывали подростков, как: учеников, имеющих проблемы с учебной деятельностью, с взаимоотношением в классе. Ученики имеют пристрастие к курению, могут оскорбить сверстников. Интервью, наблюдение позволило определить экспериментальную группу подростков, со склонностью к девиантному поведению. В контрольную группу были помещены дети без склонности к отклоняющему поведению. По полу и возрасту данные группы идентичны. Для решение второй задачи в контрольной и экспериментальной группе была проведена диагностика самооценки психических состояний по Г. Айзенку [1]. Для выбора адекватного инструментария мы познакомились с существующими техниками и методиками, которые направлены на диагностику агрессивного поведения. Однако выбор пал на достаточно известный тест «Самооценка психических состояний (по Айзенку). В данной методики описанный различные психологические состояния, если они подходят испытуемому, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит — то 0 баллов.

Обработка результатов проходит следующим образом: вопросы разделены на 4 группы, каждая из которых отвечает за определенное психическое состояние:

Таблица 1

Интерпретация результатов теста

I.

1–10 вопросы

Тревожность

II.

11–20 вопросы

Фрустрация

III.

21–30 вопросы

Агрессивность

IV.

31–40 вопросы

Ригидность

После этого сравнивают полученные результаты с данными в таблице.

Таблица 2

Интерпретация результатов теста по группам

I . Тревожность

0–7 баллов

не тревожные

8–14 баллов

тревожность средняя, допустимого уровня

15–20 баллов

очень тревожные

II. Фрустрация

0–7 баллов

вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей

8–14 баллов

средний уровень, фрустрация имеет место

15–20 баллов

у Вас низкая самооценка, Вы избегаете трудностей, боитесь неудач

III. Агрессивность

0–7 баллов

вы спокойны, выдержаны

8–14 баллов

средний уровень

15–20 баллов

вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми

IV. Ригидность

0–7 баллов

ригидности нет, легкая переключаемость

8–14 баллов

средний уровень

15–20 баллов

сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье

Для решение третий задачи в контрольной и экспериментальной группе была проведена диагностика акцентуаций характера (МПДО Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (По Личко)). Этот опросник предстваляет собой модификацию ПДО А. Е. Личко. Следует отметить, что при всех своих достоинствах опросник А.Е Личко школьными психологами используется очень редко, в основном — из-за сложности и необходимости больших временных затрат (от 1 до 1,5 часа на одного человека). Кроме того, ПДО весьма трудно применять в групповом варианте. Школьному психологу нужен более портативный тест, легко применяемый в групповой диагностике. Поэтому целью модификации было создать более портативный тест, легко применяемый в групповой диагностике [6]. Опросник включает 143 утверждения, составляющих 10 диагностических и одну контрольную шкалу (шкалу лжи). В каждой шкале по 13 утверждений. Утверждения в тексте вопросника предъявляются в случайном порядке. Диагностируются гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, демонстративный и неустойчивый типы [5]. Для решение третий задачи в контрольной и экспериментальной группе была проведена диагностика опросник Басса-Дарки. А. Методика предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций человека. Указанная методика широко распространена в зарубежных исследованиях, в которых подтверждается ее высокая валидность и надежность. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому вопросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками. В нашем случае это опросник по Айзенку. После проведения всех методик. Полученные данные были обработаны и занесены в протокол. Результаты по Диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку):

Показатели самооценки психических состояний в контрольной группе

Рис. 1. Показатели самооценки психических состояний в контрольной группе

Показатели самооценки психических состояний в экспериментальной группе

Рис. 2. Показатели самооценки психических состояний в экспериментальной группе

На основе сравнительного анализа можем сделать вывод, что дети со склонностью к девиантному поведению (экспериментальная группа) имеют высокие показатели в шкале агрессивность и ригидность и низкие показатели в шкале тревожность, а в контрольной группе обратные показатели.

На основе полученных данных можем сделать вывод, что дети в экспериментальной группе наиболее склонны к физической и вербальной агрессии, а в контрольной группе преобладает раздражение и чувство вины. У девиантных подростков наиболее выражен эпилептоидный тип акцентуации характера, у подростков не склонных к девиантному поведению — психастенический и гипертимны тип акцентуации характера.

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило данную проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов. Именно это определяло актуальность нашей темы исследования. Причины возникновения девиантного поведения у всех «трудных» подростков, как правило, похожи:

1.Оценка телесного развития.

2.Половое созревание сопровождается всплеском гормонов, которые приводят к вспыльчивости, агрессивности, непослушании и т. п.

3.Несоответствие уровня и темпа развития личности. со стороны взрослых.

Возникновению девиантного поведения предшествую некоторые факторы, основные из них это и биологические, и психологические, и социально-педагогические, и социально-экономические, и даже морально-этические. Проанализировав основные факторы, мы пришли к выводу, что в обществе практически полностью исчезла главная доминанта — нацеленность на здоровое поколение, институт семьи и как следствие появились чуждые модели воспитания и обучения, что дало основу для формирования у подростков девиантного поведения. На сегодняшний момент существует большое разнообразие в направлениях изучающих девиантное поведение, авторы которых, как правило, концентрируют внимание на каком-либо одном (реже — на двух-трех) аспекте девиантного поведения. Основные из них — это биологическое, психологическое и социологическое объяснение природы девиации.

Литература:

  1. Айзенк Г. Ю. Структура личности СПб.: Ювента. М.: КСП+, 1999, — 464 с
  2. Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения / Ф. Патаки // Психологический журнал. — Том 8. — 1997. — № 4. — С. 92–102.
  3. Толстых А. В. Норма социальная — Статья из словаря «Социальная психология»
  4. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков URL: https://cyberleninka.ru/article/v/suschnostnye-harakteristiki-deviantnogo-povedeniya-podrostkov
  5. Психологическая энциклопедия URL: https://vocabulary.ru/termin/psihicheskaja-norma.html
Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, экспериментальная группа, балл, III, Диагностик самооценки, норма, подросток, девиантное поведение подростков, диагностик акцентуаций характера, контрольная группа.


Задать вопрос