В статье рассмотрены методы продвижения товаров и услуг в социальных сетях, приведены преимущества их использования в качестве платформы для размещения рекламы. Статья содержит список показателей, которые отражают эффективность рекламы в социальных сетях. Полученные результаты позволили обосновать выбор социальных сетей в качестве эффективного инструмента продвижения.
Ключевые слова: продвижение, социальные сети, рекламная кампания, таргетированная реклама.
Реклама в социальных сетях открывает перед предпринимателями ряд возможностей. Так, с помощью размещения определённой информации в той или иной сети, фирма может обеспечить себе положительный имидж, сэкономить средства, так как размещение рекламы в сети Интернет является наименее затратным способом продвижения товаров и услуг, а также обеспечить себе таргетированную рекламу, то есть направить рекламу на ту группу людей, которая уже изначально заинтересована в покупке.
Положительные стороны размещения рекламы в социальных сетях заключаются в том, что в них содержится личная информация о пользователях: пол, возраст, образование, хобби и т. д. Также, социальные сети позволяют посещать страницы пользователей, составляющих целевую аудиторию и узнавать их мнение о товарах и услугах той или иной компании. Более того, пользователи могут делиться между собой определённой информацией при условии схожести интересов и желаний, создавая таким образом «вирусный маркетинг» [3].
К другим преимуществам использования социальных сетей в качестве платформы для размещения рекламы относятся:
— наличие большой аудитории;
— возможность более быстрого продвижения по сравнению с другими способами;
— данный инструмент продвижения характеризуется низкими затратами либо вообще отсутствием таковых;
— общение с потенциальными клиентами можно осуществлять прямо на базе социальных сетей, используя их простые и доступные всем пользователям инструменты.
Для оценки эффективности размещения рекламы в социальных сетях используют различные показатели или цифровые метрики, среди которых различают [8]:
— статистику, связанную с медиа, например: количество охвата, показов;
— статистику, связанную с реакцией аудитории, например: количество нажатий и других действий, произведённых пользователями, количество сохранений публикации, количество визитов, CTR и т.д;
— финансовую статистику (цена за показы, нажатия и другие действия).
Маркетинг в социальных сетях позволяет фирмам не только изучить свою аудиторию и ее предпочтения, но и привлечь новых клиентов, а также обеспечить помощь тем клиентам, кто в ней нуждается.
Продвижение в социальных сетях характеризуется ненавязчивостью, низкой зависимостью от внешних факторов, наличием быстрой обратной связи, а также возможностью отслеживания популярности своих товаров или услуг.
Рекламная кампания — это совокупность рекламных мероприятий, направленных на потребителей соответствующего рынка с целью решения своих тактических или стратегических задач [2].
Реклама в социальных сетях бывает нескольких видов [1]:
— таргетированная реклама;
— реклама в мессенджерах;
— реклама в группе;
— реклама в блоке stories;
— реклама на личной странице.
Социальные сети сегодня являются интернет-пространством с миллионами пользователей, публикующих личную информацию, что значительно упрощает процесс поиска потенциальных клиентов для маркетологов.
Продвижение в социальных сетях может осуществляться следующими способами:
— создание сообществ;
— продвижение в блоге;
— интеграция;
— таргетированная реклама.
Однако у продвижения в социальных сетях есть и недостатки. Так, например, для того, чтобы добиться каких-либо видимых результатов, необходимо немалое количество времени. Также, для удержания аудитории всегда необходимо воспроизводить качественный контент. Ещё одним отрицательным фактором является невозможность точного расчёта затрат на рекламу в социальных сетях, так как ее стоимость зависит от внутренних и внешних факторов [4].
Такая социальная сеть как Instagram обладает самыми широкими и эффективными возможностями продвижения, выступая платформой для размещения рекламы не только для блогов с большой аудиторией, но и для крупного, среднего и малого бизнеса. На сегодняшний день все больше и больше людей используют возможности сети Instagram не только для межличностного общения, но и для ведения коммуникации с компаниями. Множество брендов имеет собственную страницу в данной сети, на которую в свободном доступе могут подписываться другие пользователи для получения той или иной информации [7].
Социальные сети — это элемент Интернет-среды, объединяющий пользователей с одинаковыми интересами и предоставляющий возможность комментирования и обсуждения. Если рассматривать такую социальную сеть как Instagram, стоит отметить, что ежедневное количество пользователей составляет около 500 миллионов, что делает данную сеть перспективным информационным и рекламным инструментом. Instagram подстраивается под современные реалии и, не изменяя первоначальной задумке обмена фото и видео, внедряет новые инструменты, ответственные за продвижение контента в целях рекламы товара, услуги или личного бренда. Таким образом, из площадки для обмена медиаконтентом сеть превратилась в мощный маркетинговый инструмент, позволяющий отслеживать действия пользователей в коммерческих целях. Так, Instagram позволяет узнать, когда пользователи находятся в сети, каковы их предпочтения и реакция, что позволяет при необходимости скорректировать рекламную кампанию. Данная социальная сеть позволяет осуществлять продвижение несколькими способами [6]:
— продвижение за счёт сервисов Instagram, которое включает в себя использование таких возможностей сети, как stories, хэштеги, геометки и т. д.
— масслайкинг и массфоловинг — процедуры, заключающиеся в массовой подписке и использования отметки «нравится» для привлечения внимания к своей странице;
— метод Shout for shout, предполагающий взаимный пиар;
— таргетированная реклама, которая нацелена на определенную целевую аудиторию, определяемую по конкретным критериям.
Согласно результатам исследования ВЦИОМ, самыми популярными социальными сетями в России на 2021 год являются ВКонтакте (61 %), Instagram (53 %), YouTube (75 %) [9].
С 2017 года социальная сеть ВКонтакте запускает рекламу в сообществах и таргетированную рекламу для привлечения подписчиков или продвижения страницы, товаров и услуг. Другим, относительно дешевым вариантом продвижения является размещение рекламных объявлений на страницах сайта. Объектами такой рекламы обычно выступают сообщества, приложения или сторонние сайты. Также существует такой вид продвижения, как реклама в сообществах, цена на которую устанавливается администраторами данных сообществ. Объём рекламного объявления ограничивается 16000 знаками и 10 вложениями. К неофициальным способам продвижения в данной социальной сети относится, например, партизанский маркетинг, который заключается в создании нового аккаунта и ведении коммуникации с потенциальными клиентами посредством данного аккаунта. В социальной сети «ВКонтакте» можно также встретить вирусный маркетинг, суть которого состоит в самостоятельном распространении изображений или видео, наделённых особыми отличительными качествами, привлекающими внимание пользователей [5].
Литература:
- Жильцова, О. Н. Характеристики рекламных кампаний в социальных сетях в условиях цифровых коммуникационных трансформаций. Вестник Московского финансово-юридического университета. 2019. № 1. С. 85–93.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. — Москва. Издательский дом «Вильяме», 2018. — 495 с.
- Крамаренко, В. О. Реклама в Интернете. Эффективное продвижение в социальных сетях. Медиасреда. 2019. № 2. С. 66–70.
- Красуля, А. К., Одаренко Т. Е. Преимущества и недостатки продвижения услуг в социальных сетях как одного из инструментов рекламной кампании. Таврический научный обозреватель. 2016. № 12–1 (17). С. 65–67.
- Кухаренко Ю. С. Особенности распространения рекламных сообщений в социальных сетях (на примере социальной сети «ВКонтакте»). Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 1 (27), С. 171–177.
- Назаров Д. М., Фитина Е. К. Возможности Instagram как инструмента цифрового маркетинга. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 6 (120). С. 116–122.
- Носкова Ю. М. Перспективы использования Инстаграм для бизнес-коммуникаций. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 5–2 (45). С. 233–237.
- Пядышева Т. Г., Чепурова И. Ф. Этапы продвижения услуг в социальных сетях. Социально-экономические явления и процессы. 2017. № 6. С. 266–272.
- Популярность социальных сетей и мессенджеров — URL: https://wciom.ruвциом.