В статье автор рассматривает формирование и развитие идей утопического социализма отечественными и зарубежными мыслителями, а также рассматривает причины распространенного явления написания художественных произведений об идеальной модели государства.
Ключевые слова: утопический социализм, социализм, утопия, философские взгляды, народническое движение.
В рамках теории и истории государства и права большое внимание уделялось исследованиям идеальной модели государственно-правовых систем в связи с чем были сформулированы понятие и основные признаки утопического социализма, как в мировой общественно-политической практике, так и в отечественных науках, посвященных изучению политико-правовых явлений и процессов.
«Социализм» представляет собой политико-правовую, социальную и экономическую философию (идеологию), которая направлена на формирование экономического равенства в обществе посредством национализации средств производства, также заключается в стремлении к достижению социального равенства и социальной справедливости [2, c. 135].
Утопический социализм как термин стал использоваться после публикации труда английского мыслителя Томаса Мора «Утопия», в котором впервые были сформулированы положения об утопическом социализме в наиболее современном представлении данного явления. Утопией Томас Мор назвал вымышленный остров идеального существования общества. Если разобраться в этимологии слова, то необходимо осуществить перевод с греческого языка, U — переводится как «не», topos — «место», дословно «место, которого нет», что подчеркивает невозможность существования такой идеальной модели организации общества [1, c. 24].
Первые упоминания об общих идеях идентичных идеям утопического социализма появились в трудах Гесиода еще в Древней Греции, который описал мечтания о справедливом государстве, в котором все равны, о мечтании к возвращению к «золотому веку» — к справедливости и равенству, к естественному состоянию общества [2, c. 16].
Долгое время идеи утопического социализма формировались в рамках религиозного течения раннего христианства, которое пропагандировало равенство людей во всем с религиозной точки зрения. Религиозный характер равенства в идеи утопического социализма сохранялся вплоть до начала XIX века.
В рамках феодального хозяйствования формировались идеи социального неравенства, что считалось отступничеством привилегированного класса от устоев раннего христианства. При этом идеи, которые носили ярко выраженный религиозный характер, имели экономическую основу, такую как объяснение классового и имущественного неравенства и необходимость изменения данного порядка, при этом учитывалась роль божественного начала в процессе управления государства и общества [3, c. 135].
Рассвет утопических социалистических идей приходится на XVI-XVII вв., когда в результате накоплений первоначальных капиталов начала появляться литература утопического жанра. Родоначальником современных идей утопического социализма считается английский мыслитель Томас Мор, который написал труд «Утопия» (1516 г.). В нем Т. Мор изложил представления о необходимости изменения действующего устоя и раскритиковал правящий класс. Этот труд стал отправной точкой для создания художественных произведений с завуалированными революционными идеями. В последующие периоды в мировой истории произошла дифференциация развития социалистических утопических идей [4, c. 64].
Утопия Томаса Мора содержит представления об обществе, в котором нет классовой борьбы, а именно нет дифференциации общества на класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых, т. е. в процессе производства не используется эксплуататорский труд, а также людям предоставляют неограниченные права и возможности для развития, в процессе разделения материальных благ главенствует идея равноправия.
История развития раннего социализма в Европе прошла этап раннего утопического социализма, а именно его религиозную окраску и идею равенства, исходящую из священных писаний раннего христианства.
Русский утопический социализм возник в результате интерпретации западных идей утопического социализма. В 30–40 годы XIX в. идеи утопического социализма получили свое отражение в работах русских мыслителей, таких как А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский в результате чего, было сформировано течение «русского» социализма.
Однако особенностью идей отечественных мыслителей выступила попытка основываться на объективную историческую реальность развития государства и попытка модернизировать уже сложившееся явление крепостного крестьянства в положительное социальное образование, при этом используя действующую модель крепостного общинного строя.
А. И. Герцен выступил представителем русской передовой социалистической мысли, представлял в данном процессе интересы многочисленной социальной группы — крестьянства.
В творчестве А. И. Герцена, как в художественном литературном жанре, так и в публицистических очерках и публичных выступлениях четко прослеживаются две функции — теоретическая и практическая, направленные на разработку революционной теории и ее внедрение в конкретных социально-политических условиях России.
Одним из главных достоинств идеологии социалистической утопии является разработка множества трудов об идеальном государстве, что вызвало необратимую необходимость изменений, однако утописты так и не смогли добиться ненасильственного изменения общественного строя, при этом утопический социализм выступил основой для научного социализма, а впоследствии и модели научного коммунизма.
В русской литературе конца XVIII в.- конца XIX в. писатели стали популяризировать идеи равенства всех людей и необходимость упразднения правящих классов. Тема «униженных и оскорбленных» в аспекте угнетения крестьянства стала одной из ключевых в художественных произведениях.
Авторы художественных произведений нередко сами были представители элитарных слоев общества, получали хорошее образование и постепенно образовали новый условный слой общества интеллектуальную элиту — интеллигенцию. Так как цензура не позволяла писателям того времени вольно излагать свои мысли они пытались в форме, которая могла бы обойти цензуру изложить в художественных образах понятных людям сложные теоретические модели общественного устройства. Многие авторы по причине притеснений были вынуждены покинуть родину.
Таким образом, утопический социализм в России был сформулирован впоследствии интерпретации западных идей русскими мыслителями. В свою очередь русские мыслители образовали новое общественную единицу — интеллигенцию, которая представляла собой интеллектуальную элиту. Представители интеллигенции были писателями, философами и тд. Они формулировали идеи и теоретические модели и через художественные образы популяризировали идеи равенства в обществе.
Литература:
- Новикова А. Е. Томас Мор и его утопические политико-правовые идеи // Актуальные вопросы юриспруденции: сборник статей. 2020. С. 24.
- Чернышов Ю. Г. Гесиод и Овидий: опыт источниковедческого анализа античных описаний «золотого века» // Источниковедческие проблемы всеобщей истории. Караганда, 1991. С. 16.
- Сулейманов Т. Ф., Кашапов У. А., Касенкин В. А. Христианский социализм как отражение доктрины социального христианства (часть I) // Евразийство и мир. 2020. № 2. С. 135.
- Фролова Е. А. Политико-правовые идеи раннего коммунизма: Т. Мор и Т. Кампанелла // Право и государство: теория и практика. 2020. № 5. С. 64.