В статье приведен анализ изменения состояния здоровья студентов ИГМА в период их обучения с 1-го по 6-ой курс, зависимости этих изменений от различных факторов.
Ключевые слова: анализ, здоровье, динамика, студент, фактор, коэффициент корреляции, образ жизни.
The article provides an analysis of changes in the health status of ISMA students during the period of their education from the 1st to the 6th year, the dependence of these changes on various factors.
Keywords: analysis, health, movement, student, factor, correlation coefficient, lifestyle.
Ведение: Состояние здоровья студентов, как одной из представительных групп молодежи страны, является актуальной проблемой современного общества. Успех в подготовке высококвалифицированных кадров тесно связан с состоянием психического и физического здоровья студенческой молодежи, что говорит о необходимости его поддержки и сохранения на всех этапах подготовки будущих специалистов. К сожалению, возрастающие требования к уровню подготовки специалистов-медиков высшего звена, обусловленные увеличением потока научной информации, внедрением инновационных образовательных технологий, приводят к перегруженности студентов. Повышается их психоэмоциональная напряженность, истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, возрастает вероятность развития заболеваний.
Материалы и методы: исследование проводилось на основе данных анкетирования, проведенного среди студентов ИГМА.
Результаты и их обсуждение: Данное исследование проводилось на основе результатов проведенного среди студентов ИГМА анкетирования. По данным проведенного анализа число студентов, имеющих проблемы со здоровьем, составило 58,5 %, т. е. чуть больше половины всех участников анкетирования. Из них 48,8 % студентов имели заболевания еще до поступления в академию, а у 9,8 % студентов заболевания впервые были выявлены уже во время обучения.
В своем исследовании мы попытались установить или опровергнуть зависимость состояния студентов академии от различных факторов, таких как образ жизни, пол, место рождения и жительства (город/село), год обучения.
Образ жизни — самый значимый и самый обширный компонент нашего здоровья. Из основных факторов ответственных за здоровье он стоит на первом месте, поэтому оценка образа жизни является важным компонентом исследования. По полученным данным: лишь 29,3 % опрошенных студентов ведет здоровый активный образ жизни, 61 % здоровый пассивный, 9,7 % нездоровый. А ведь образ жизни — это то, что человек формирует сам! Важным показателем активности студентов мы сочли дистанцию, которую они пешком преодолевают ежедневно, так 43,9 % студентов проходят от 1км до 3км в день, 26,8 % — от 3км до 6км, 14,6 %- от 4км до 6км, 7,3 % студентов от 6км до 10км, 4,8 % преодолевают ежедневно менее 1км, 2,4 % преодолевают более 10км.
Выявление зависимости состояния здоровья студентов от пола дало положительный результат. Оказалось, что 43,9 % из всего количества больных (58,5 %) составляют девушки, остальные 14,6 % составили парни. Вычисленный коэффициент корреляции равен 1.
Сложно представить, но мы выявили связь между местом жительства студентов и состоянием их здоровья: из всего числа студентов с выявленными заболеваниями (58,5 %) на долю «городских» студентов приходится 46,3 %, а на долю «сельских» всего 12,2 %. Коэффициент корреляции равен 1.
Распределение больных студентов (число взято за 100 %) по курсам обучения дало следующие результаты: наибольшее число студентов с заболеваниями выявлено на 3-ем курсе (62,5 %), наименьшее на 6-ом курсе (16,6 %), оставшиеся 20,8 % принадлежат студентам первого курса (см.таб.). Коэффициент корреляции в данном случае составил 0,19.
Вывод: Таким образом, в результате исследования состояние здоровья студентов в динамике от 1 по 6 курс была выявлена его зависимость от пола, места жительства.
Теснота зависимости определена методом расчёта коэффициента корреляции. Тесная взаимосвязь выявлена между женским и мужским полом, где коэффициент корреляции у женской доли половины 1 (выше 0,7). Не менее значимая взаимосвязь прослеживается и с местом рождения и жительства студентов, так коэффициент корреляции у «сельских» студентов 1 (выше 0,7). Не установлена связь между курсом обучения и количеством больных, коэффициент корреляции меньше 0,3.
Литература:
- Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю. П. Лисицын, Г. Э. Улумбекова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
- Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению / авт. — сост. В. Н. Савельев, Н. Н. Ежова, В. К. Гасников и др. — Ижевск, 2008. — 396 с.
- Кучеренко, В. З. Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению: учебное пособие / В. З. Кучеренко — Москва: Медицина, 2010. — 464 с.