В работе рассматриваются периоды истории развития уголовного законодательства, предусматривающего ответственности за совершение преступлений в сфере компьютерной информации.
Ключевые слова: информационные технологии, киберпреступность, преступления в сфере компьютерной информации
В последние годы проблема преступности в сфере информационных технологий приобрела весьма острый характер. Впрочем, следует помнить о том, что указанная проблема не является чем-то совершенно новым в рамках истории развития нашей страны. В этой связи внимание привлекает период 70–80-х годов, ознаменовавший широкое распространение различных, в том числе информационных технологий. Научно-техническая революция ХХ века полностью изменила взгляд человечества на окружающий мир. К причинам возникновения киберпреступности относятся: информационное и технологическое оснащение компаний, учреждений и организаций, обеспечение их компьютерным оборудованием, программным обеспечением, базами данных; а также конкретная возможность получения значительной экономической выгоды от противоправных действий с использованием компьютеров. В 20 веке были развиты такие средства связи, как телеграф, телефон, радио, кино, телевидение и компьютер. Параллельно с развитием указанных технологий разворачивались и иные процессы, в том числе: по мере появления различных достижений науки и техники многие из них были восприняты преступным миром. Опасность подобных действий определяется еще и тем, что компьютер постепенно во всем мире заполняет все сферы человеческой деятельности, что позволяет злоумышленникам значительно расширить свое влияние и сферу деятельности. В этой связи следует отметить, что история развития законов, регулирующих общественные отношения в сфере высоких технологий, неразрывно связана с появлением и совершенствованием компьютеров и глобального Интернета.
Толчок развитию информационных технологий, а также, к сожалению, и развитию схем и вариантов использования их в преступных целях, дало распространение среди широкой пользовательской аудитории компактных компьютерных систем в 70-е гг. XX века. С учётом появления сети Интернет и подключения к ней всё большего числа пользователей возникла проблема относительно обеспечения соответствующих систем, а также крупных государственных серверов системами защиты информации, ограничивающими доступ к сети [1]. Как оказалось, появление соответствующих систем, предназначенное для сокращения числа киберпреступлений, лишь увеличило их, так как с момента появления защитных систем стали появляться профессионалы и разработанные ими схемы взлома таких систем. В некоторых случаях соответствующий взлом осуществляли сами специалисты в области информационной безопасности крупных предприятий. К примеру, одно из первых уголовных дел в отношении лица, совершившего преступление с использованием и в отношении компьютерной информации, было возбуждено в США в отношении консультанта по компьютерной информации одного из крупнейших банков, который посредством расшифровки систем защиты банка ввёл команду о переводи на подконтрольный ему сёт 10 млн. долл. США. Другое характерное преступление было возбуждено в отношении А. К., который в целях уклонения от уплаты налогов на сумму 620 тыс. долл. США получил доступ к электронно-вычислительной сети и благополучно завершил свой преступный замысел [4].
В начале 90-х гг. XX века в период активного развития информационных технологий инициативной группой Интерпола была предпринята попытка создания единой классификации соответствующих преступлений, фактически нашедшая в итоге отражение в тексте Будапештской конвенции Совета Европы 2001 г. В целом, следует признать, что страны G7 до сих пор предпринимают необходимые попытки для унификации уголовного законодательства в сфере предупреждения распространения компьютерных преступлений, большинство из которых имеют тенденцию к транснационализации.
Волна компьютерной преступности не обошла и СССР, а в дальнейшем и Россию. В СССР первое подобное преступление было совершено в 1979 г. Вильнюсе на сумму 80 тыс. рублей. В России же одним из первых наиболее крупных компьютерных преступлений считаются хищение в размере 125,5 тыс. долл. США и подготовка к хищению еще свыше 500 тыс. долл. США во Внешэкономбанке СССР в 1991 г. [5]. Именно в указанный период отечественный законодатель впервые предпринимает правотворческие решения относительно уголовно-правового регулирования сферы распространения и использования информационных технологий. Речь, очевидно, идёт о разработке в 1991 году проекта Закона РСФСР «Об ответственности за правонарушения при работе с информацией», который предусматривал основания для дисциплинарной, гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности за подобные деяния. Однако он так и не был принят, главным образом из-за общей не разработанности законодательного поля в данной области права [3]. В последующем законодатель принимает в общей сложности более 600 нормативно-правовых актов по вопросам регулирования информационно-телекоммуникационной сферы [2].
07 апреля 1994 года считается днем рождения Рунета, то есть российского сегмента мирового виртуального пространства. Именно в этот день был зарегистрирован домен RU, и Россия была официально признана страной, представленной в Интернете. В 1992 году был принят Закон России о правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, в 1994 году — Гражданский кодекс, который содержит ряд норм, связанных с компьютерной информацией, в 1995 году — Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации.
Фактически указанный процесс правотворчества завершился изданием в 1996 году Уголовного кодекса Российской Федерации, который, среди прочего, содержал отдельную самостоятельную главу, посвящённую уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации. Следует отметить, что на тот момент редакция главы 28 УК РФ (а учитывая отсутствие в течение всего периода существования УК РФ сколько-нибудь значимых и достаточно кардинальных изменений текста положений названной главы — и на сегодняшний момент тоже) практически полностью воспроизводила нормативные положения Модельного кодекса стран — участниц СНГ, который был также принят в 1996 году.
На сегодняшний день следует говорить о том, что международная нормативная база по вопросам борьбы с киберпреступлениями далека от полноты и завершённости. Наблюдается отсутствие единого нормативного регулирования, принятого и одобренного на уровне Организации Объёдинённых наций. Более того, согласно последним тенденциям появление подобного регулирования практически невозможно, так как страны Совета Европы, поддерживая Будапештскую конвенцию 2001 г., являющуюся фактически единственным международно-правовым актом в области уголовного регулирования сферы привлечения к ответственности лиц, совершающих киберпреступления, блокируют какие-либо законодательные инициативы других стран, в том числе российского государства. Между тем история развития уголовного законодательства в сфере предупреждения киберепреступлений показывает, что в данном вопросе необходимо активное участие и сотрудничество всех государств мира для эффективного противодействия угрозам киберпреступного мира, приобретающим транснациональный характер.
Литература:
- Волеводз А. Г. Противодействие компьютерным преступлениям: правовые основы международного сотрудничества. — М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002.
- Крылов В. В. Информационные компьютерные преступления. — М., 1987.
- Маслакова Е. А. История правового регулирования уголовной ответственности за компьютерные преступления // Информационное право. — 2006. № 4.
- Медведев С. С. Мошенничество в сфере высоких технологий: дисс. …канд. юрид. наук. Краснодар, 2008.
- Минаев В. А., Саблин В. Н. Основные проблемы борьбы с компьютерными преступлениями в России // Экономика и производство. 1999.
[*] Исследование осуществлено при финансовой поддержке института права ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», № гранта 21-06.