На обложке
изображена Гипатия (350/375(?) год н. э. —
415(?) год н. э.), позднеэллинистический философ-неоплатоник, математик,
астроном и механик.
Точно неизвестно,
когда именно Гипатия появилась на свет. Некоторые историки считают, что где-то
между 350 и 375 годами н. э. Родилась она в семье греческого
математика Теона — последнего смотрителя Александрийской библиотеки.
О матери девушки нет никакой информации, впрочем, и о жизни самой Гипатии
специалисты знают очень мало. Как пишет историк Уильям Дикин, «наиболее подробные
сведения о жизни Гипатии, которые у нас есть, — это записи
о ее смерти. Из первоисточников мы знаем больше о том, как она
умерла, чем о том, как жила». Основные труды, которые хоть что-то могут
рассказать о женщине-философе, — это энциклопедический словарь на
греческом языке «Суда» и тексты христианских историков, в частности
работы Сократа Схоластика, Синесия Киренского.
Теон не хотел для
своей дочери участи, которая традиционно ожидала девушек того времени (бытовые
дела: ухаживать за детьми, стариками, больными, скотом и готовить пищу),
и поэтому воспитал ее так, как если бы это был сын: дал домашнее
образование — обучил основам математики, астрономии и философии. Уже
в юном возрасте Гипатия помогла своему отцу написать комментарии к переведенным
им на родной язык работе Евклида «Начало» и произведениям Птолемея. Чуть
позже девушку пригласили читать лекции по математике, астрономии, философии
Платона и Аристотеля в Александрийскую школу неоплатонизма, то есть
удостоили такой привилегии, какая тогда была доступна только мужчинам.
Со своими
учениками Гипатия делилась знаниями по алгебре и геометрии
(женщине-ученому приписывают несколько трактатов по алгебре, геометрии,
астрономии, но ни один из них до нас не дошел), также считается, что она
усовершенствовала некоторые научные инструменты: астролябию, планисферу,
приборы для измерения плотности воды и получения дистиллированной жидкости.
Кроме прочего, Гипатия продолжала дело своего отца: переписывала и сохраняла
великие научные труды своих предков.
«Самое страшное —
это преподносить суеверие как истину», «Все религиозные догматы ошибочны,
уважающий себя человек никогда не примет их как непреложную истину», «Истина не
меняется от того, что в нее верит или не верит большинство людей», — вот
слова, которые приписывают Гипатии Александрийской.
В 412 году
епископом Александрии стал Кирилл. Священнослужитель испытывал неприязнь
к иудеям и часто вступал в конфликты с властями города,
которые не хотели отменять язычество и официально признавать «истинную
веру». Ситуацию усугубляла Гипатия, как считал епископ. Эта женщина мало того,
что плохо влияла на префекта Ореста в вопросе признания христианства, так
еще и подливала масла в огонь своими философскими и математическими
трудами, а они шли вразрез с учением новой церкви. Епископ пустил
слухи, что Гипатия — ведьма, занимается черной магией и при помощи
сатанинских хитростей очаровала Ореста так, что он прекратил ходить в церковь,
искушает верующих людей отказаться от религии и принимает в доме
префекта язычников. Слухи сыграли свою роль: сторонники Кирилла убили Гипатию,
избили Ореста, а после изгнали язычников и иудеев из города,
разграбили их храмы и дома.
После смерти
Гипатии христиане разорили Александрийскую школу, а потом и вовсе
спалили. Когда христиане «подчинили» Александрию, из города случился большой
отток ученых и художников, которые направились в Афины, где еще
процветало язычество. Чуть позже Орест примирился с Кириллом и крестился,
а самого епископа причислили к лику святых «за его усилия по
подавлению язычества и в борьбе за истинную веру».
Личность Гипатии волновала многих исследователей на протяжении сотен
лет. Она была замечательным теоретиком и учителем, воспитавшим целое
поколение молодых ученых. Смерть Гипатии нанесла последний и решающий удар
не только по математической школе Александрии, но и по всей античной
науке в целом.