На современном этапе школьного образования, реализуя Федеральные государственные образовательные стандарты, большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. В одном из своих выступлений Президент России В. В. Путин особо подчеркнул: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность, граждан страны — впитавших её ценности, историю и традиции, людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить».
Актуальность заявленной проблемы указывает на своевременность и значимость в связи с тем, что немаловажным фактором воспитания обозначена культурная самоидентификация. Личностное развитие школьника определяется основными векторами, обозначенными в Концепции духовно-нравственного воспитания. Социальные институты, являющиеся базовыми в развитии личностного становления — это семья, образовательная организация, в том числе дополнительного образования, культура и спорт, церковь и иные организации, выполняющие роль социального партнера. Они играют основополагающую роль по созданию условий духовно-нравственного воспитания младших школьников в современном образовательном процессе.
Проблема духовно-нравственного воспитания всегда вызывает много вопросов, размышлений, а порой и противоречий. Важно понимать, что собой представляет такой термин как «духовно-нравственное воспитание». Кроме того, как осмысленно с точки зрения педагогических и психологических подходов и концепций обучения воспитать духовно-нравственную личность. Насколько важно единство действий всех участников образовательного процесса воспитать духовно-нравственную личность [2, с. 49].
Никто не станет отрицать, что воспитание как процесс ориентирован на объект, которым является ребенок. Семья как первый социальный институт, занимающийся данным процессом, не всегда может дать четкие содержательные характеристики. И поступление ребенка в школу важная ступень в его развитии, т. к. педагоги имеют определенный сформированный базис методик воспитания, для выявления специфических особенностей воспитуемого. Поэтому одним из направлений в работе с младшими школьниками, не стоит забывать про духовно-нравственное воспитание их родителей. Все родители ходят видеть своих детей добрыми, внимательными и пр. И тогда целесообразно давать родителям такие рекомендации, чтобы достичь желаемого результата. Сделать это можно только единственным способом. Родители должны быть сами источником любви, доброты и душевной щедрости. На их примере дети учатся всем тем качествам, которые лежат в основе понимания духовности и нравственности. Отношения в семье между родителями — это одна тема. Отношения в семье между старшим поколением и младшим — это следующая тема, которая часто рассматривается в контексте «проблемы противоречий отцов и детей». Отношения в семье между братьями и сестрами тоже формирует определенные качества, диктует правила и нормы поведения, определяет культуру взаимоотношений. Поэтому становление ценностной сферы личности происходит в семье, когда формируются ценностные приоритеты, прививаются духовные и нравственные качества эмпирическим путем как носителей семейных культурных традиций и обычаев.
В нашей области много лет существует добрая традиция — приобщать младших школьников к основам духовного воспитания, черпая источники вдохновения из религиозной православной литературы. Младшим школьникам очень интересны истории из жизни святых. Особенно когда они слышат о том, как проходило детство этих святых, как они обучались грамоте, с какими трудностями сталкивались и как их преодолевали. Одна из любимых тем с учениками, которым дается трудно обучение, это пример отрока Варфоломея в будущем духовного наставника Русской земли Сергия Радонежского. Детям близки такие темы, они смотрят на приводимый педагогом пример, проводят аналогию с собой и учатся по образцу. К сожалению, в начальной школе не ведутся уроки религиоведческой направленности. Но возможность духовно наполнить иные занятия, подкрепив примерами морали и нравственности, существует всегда. Немаловажно для младших школьников давать информацию о таких качествах как милосердие и сострадание, помощь и добро, любовь и честность, на примерах понятных, доступных, но требующих активной мыслительной деятельности. Школьнику важно получать такую информацию, которая бы побуждала рассуждать, делать определенные выводы, анализировать ситуацию, отстаивать свою позицию или давать критическую оценку.
Достаточно часто духовные основы воспитания связывают не с религиозными представлениями, при отсутствии религиозного опыта, а с хорошо развитым вкусом культурно-творческой направленности. Литература, живопись, театр, музыка всегда накладывали отпечаток в сердцах и душах людей, развивая у них вкус, тонкую чувственность и интеллигентность. Русская культура имеет большое мировое признание, тем самым создавая уникальные возможности для постижения необъятных знаний из сокровищницы русской цивилизации [1, с. 56].
В нашей стране национальной идеей обозначен патриотизм, который не может существовать как ценностный ориентир без тех нравственных, семейных установок, о которых написано выше. Культурная самоидентификация как процесс становления личности формируется в рамках создания благоприятных условий в современном образовании. Пожалуй, редко можно встретить учебный класс в школе, в котором бы находились дети одной национальности. Школьники формируют представление о своей стране как многонациональной, дружной, крепкой и единой. У каждого народа есть свои традиции, свои обычаи, как и в каждой семье. Все люди разные, по характеру, физическим и психологическим особенностям, каждый из них уникален. Уникален своей индивидуальностью, неповторимостью и обладает основами культурного и исторического наследия. Но вместе все — это граждане великой страны, которая называется Российская Федерация. Поэтому нравственные основы воспитания регулируют поведение человека в социуме, формируют у младших школьников первичные представления о выстраивании отношений друг с другом, с другими людьми с окружающим миром.
Проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников в современном образовательном процессе особенно актуальна в связи с реализацией стратегии «Доброжелательная школа». Конструктивность методологической основы видеть наши школы доброжелательными, наполняются иным концептом, так как ученики должны уметь слышать и слушать не только педагога, наставника, но и самих себя, окружающих людей. Они учатся решать проблемы сообща, при этом мотивация каждого в отдельности, к обучению и участию в классных и школьных мероприятиях очень высока. В центре современного образовательного процесса — ученик, личность, человек. Создание доброжелательной среды наполняется особой атмосферой благоприятных и деловых взаимоотношений между учениками, педагогами и родителями на паритетных началах.
В связи с развитием данной мысли, отметим, что положительный результат будет получен при условии проведения систематической воспитательной работы, направленной не на достижение количественного показателя проведенных мероприятий, а по получению положительных качественных характеристик каждого школьника. Личностный рост ребенка сопровождается формированием эмоционально-волевой сферы индивидуума. Поэтому проведение мероприятий духовно-нравственного воспитания ориентированы на ценностно-смысловую основу развития внутренней мотивации [3, с.17].
Особая значимость духовно-нравственного воспитания младших школьников в современном образовательном процессе заключается в том, что стираются преграды, минимизируется дистанция между различными информационными источниками, учебными предметами и организованной внеурочной деятельностью, и заполняется весь уклад школьной жизни целостным образовательным содержанием, обеспечивающим условия для всестороннего развития школьников. Именно в таком контексте понимания проблемы рассматривал духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения отечественный педагог К. Д. Ушинский. Еще столетие назад в своих трудах он отмечал, что переосмысление ценностных принципов существования человека в мире, в котором он растет и развивается, способствует не только общему развитию, раскрывая творческий потенциал, но и формируя человека нового времени. Духовно-нравственное воспитание в настоящее время, в эпоху информационных технологий, особенно важно, потому что отношения между людьми подменяются на общение с бездушной машиной. И эта проблема заслуживает особого разговора и внимания. В связи с вышесказанным, стоит добавить следующее: для социализации личности недостаточно, чтобы школьник был грамотным с развитыми компетенциями, гораздо важнее, чтобы он вырос человечным и стал счастливым, жил в гармонии со своим внутренним, духовным состоянием и был адекватен к вызовам окружающего мира, вбирая в себя те духовные богатства, которые накоплены многими поколениями людей.
Литература:
- Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. — 2006. — N 11. — С.45–57.
- Желтовская Л. Я. Обучение русскому языку в интересах речевого развития и духовно-нравственного воспитания младших школьников / Л. Я. Желтовская // Начальная школа. — 2008. — N 1. — C.48–54
- Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников: методический материал / Н. П. Шитякова // Начальная школа. — 2006. — N 12. — С.16–21