В статье авторы рассматривают особенности запоминания различных конструкций с использованием методики мнемонических приёмов запоминания.
Ключевые слова: мнемотехника, дети.
В процессе педагогической деятельности большой эффект приносит применение методики мнемонических приёмов запоминания, основанной на методе наводящих ассоциаций (МНА) Козаренко В. А. (2002 г.).
Какая же задача при этом решается? Добиться осмысленного запоминания, а не пустого зазубривания! Это определяется тем, что изучаемые предметы в школе насыщены многочисленными терминами, определениями и процессами. Как не запутаться учащимся? Вот почему считаю важным донести до каждого ученика сложный материал и добиться его понимания, осмысления, запоминания и припоминая по истечении какого-то временного промежутка.
Реализация приёмов мнемотехники осуществляется на основе:
– учёта психофизических закономерностей усвоения знаний;
– структурирования учебно-воспитательного процесса на основе принципов логической последовательности и совместимости, формирующей мировоззрение и установки ЗОЖ;
– изучения собственного сознания (нормы морали, взгляды, основы идеологии), ориентация на духовное развитие личности ребёнка, на формирование гуманитарного стиля мышления;
– углубления и уточнения знаний об особенностях физического и психосоматического развития каждого ребёнка на различных этапах.
Наиболее приемлемым на практике методом является метод включения учащихся в действие, который должен дать им возможность ненавязчиво, порой даже неосознанно, используя физиологические особенности различных видов памяти без ущерба для здоровья усвоить самый сложный для понимания и запоминания материал.
Таблица 1
Мнемонические конструкции к разделу «РАСТЕНИЯ»
Тема |
Мнемоническая конструкция |
Пояснение |
ТКАНИ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА |
Корень Стебель Лист О О О В З Ф П П П М М М П П П |
Соответственно О — образовательная ткань, П — покровная, М — механическая, П — проводящая имеются во всех органах, что определяет целостность организма. Ткани, выделенные другим цветом, являются специфическими, связаны с особыми функциями. У корня в сасывающая ткань, у стебля — з апасающая, у листа — ф отосинтезирующая. |
Древе си на — к си лема содержит со суды и древе си нные волокна. Лу б — ф ло эма содержит ситовидные трубки и лу бяные волокна. |
Произнося данную фразу, делаем акцент на слоги « си» и « со» и соответственно на « лу» и « ло». |
|
РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ |
Клубни картофеля к сто лу. Клубни — видоизменённые подземные побеги формируются на вершинах видоизменённых подземных побегов стол онов. |
Мнемоническая конструкция основывается на ассоциации с повседневной жизнью. Кроме того, позволяет уточнить, что не только корневища, клубни, луковицы, но и стол оны являются видоизменёнными побегами. |
Б е спо лое размножение происходит при б лагоприятных условиях с образованием спо р. Пол овое размножение происходит при наступлении неблагоприятных условий с образованием пол овых клеток — гамет. |
Делая ударение на первый слог в словах бесполое, половое обращаем внимание на соответствие букв (буквы-подсказки). |
|
СИСТЕМАТИКА ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ |
Класс Одно дольные, одна семядоля, один арный околоцветник, количество частей цветка кратно 3 . Класс Двуд ольные, две семядоли, дво йной околоцветник, количество частей цветка кратно 4 или 5 . |
Объясняя данную тему, обращаем внимание учащихся на соответствие выделенных слов и их частей. Цифры 1 и 3 — нечётные, цифры 2 и 4 — чётные. Нельзя нарушать это соответствие. |
Семейство Кр естоцветные ( р едька, р едис, к лоповник, х р ен, я р утка) имеют плод ст р учок или ст р учочек. |
Произнося фразу, делаем акцент на слоги, содержащие буквы к и р , обращаем внимание на соответствие. |
|
Семейство Боб овые имеют плод боб . Боб овые б огаты б елками. |
Произнося выделяем слово боб и букву б в первых слогах, помогая обучающимся лучше запомнить материал. |
|
Семейство З лаковые ( з ерновые культуры) имеют плод з ерновку. |
Делаем ударение на первые слоги, выделяя букву з , что способствует лучшему запоминанию. |
Таблица 2
Мнемонические конструкции к разделу «ЖИВОТНЫЕ»
Тема |
Мнемоническая конструкция |
Пояснение |
Тип Моллюски |
Мо ллюски — мя гкотелые, имеют ма нтию. |
Делая ударение на соответствующие слоги « мо », « мя », « ма », обращаем внимание на сочетание букв « м » в словах и указываем на особый признак этих животных. |
Класс Хрящевые рыбы |
У хря ще вых рыб хря ще вой скелет, имеются жаберные ще ли, чешуя пла коидного типа. |
Произнося это предложение, обращаем внимание на сочетание слогов « ще ». Выделяем их интонацией, помогая детям лучше усвоить материал. Рассказывая про тип чешуи у хрящевых (акул), напоминаем: «Акула кусает — мы пла чем». |
Класс Костные рыбы |
У кост ных рыб скелет кост ный, имеются жаберные к рышки, чешуя кост ная к теноидного или циклоидного типа. |
Произнося это предложение, указываем на сочетание слогов « кост » и букв « к ». |
Строение кровеносной системы Позвоночных |
Р З Пре М, П 2 3 3 пер 4 |
Сопровождаем конструкцию фразой: «У рыб сердце двухкамерное. Букву « р » пишем, используя две линии. У земноводных — трехкамерное. Буква « з » — это цифра 3. У пресмыкающихся — с неполной перегородкой, меняем буквы местами « пре » на « пер ». У млекопитающих и птиц — четырехкамерное. Пишем букву « м », используя 4 палочки. |
У п тиц — п равая дуга аорты, у м ле копитаюших — ле вая |
Произнося фразу, делаем акцент на соотношение букв « п » и слогов « ле ». |
|
Класс Млекопитающие |
Мле копитающие имеют м ле чные железы, а ль веолярные легкие, для большинства характерна м атка. |
В словах м лекопитающие и м атка указываем на соответствие букв « м ». в словах м ле копитающие, м ле чные, альвеолярные выделяем интонацией слоги « ле », « ле », « ль ». |
Эмбриональное развитие животных |
Э к тодерма — наружный (первый) зародышевый листок, ме зодерма -про ме жуточный (третий), э н тодерма — в н утренний (второй). |
Здесь необходимо опираться на последовательность букв в алфавите: « к », « м », « н », выделяя интонацией буквы и слоги. |
Таблица 3
Мнемонические конструкции к разделу «Лексика»
Тема |
Мнемоническая конструкция |
Пояснение |
Омонимы |
ОМОнимы- это слова, ОДИНаковые по звучанию и написанию, но расходящиеся по значению. |
Делая ударение на сочетание «ОМО», , обращаем внимание на значение (греч. ὁμός «одинаковый») |
Омофоны |
ОМОФОНы- это ОМОнимы, возникшие вследствие действия ФОНетических законов русского языка: ОДИНакового ЗВУЧания гласных и согласных. |
Делая ударение на сочетания «ОМО», «ФОН» , обращаем внимание на значение (греч. ὁμός «одинаковый» + φωνή «звук») |
Омографы |
ОМОГРАФы - этослова, ОДИНаковые по наПИСанию, но различающиеся произношением. |
Делая ударение на сочетания «ОМО», «ГРАФ» , обращаем внимание на значение (греч. ὁμός «одинаковый» + grapho пишу) |
Омоформы |
ОМОФОРМы- это слова, ОДИНаковые только в какой-нибудь одной грамматической ФОРМе |
Делая ударение на сочетания «ОМО», «ФОРМ» , обращаем внимание на значение (греч. ὁμός «одинаковый»), ФОРМ — грамматические формы |
Лексикология |
ЛЕКСИКоЛОГия — раздел НАУКи о языке, изучающий словарный состав, ЛЕКСИКу языка. |
Делая ударение на сочетания «ЛЕКСИК», «ЛОГ» , обращаем внимание на значение (греч. lexikos — словарь и lógos — учение) |
Лексикография |
ЛЕКСИКоГРАФия — раздел НАУКи о языке, занимающийся теорией и практикой составления, наПИСания СЛОВарей. |
Делая ударение на сочетания «ЛЕКСИК», «ГРАФ» , обращаем внимание на значение (греч. lexikon — словарь и grapho — пишу) |
Литература:
1. Козаренко В. А. Учебник Мнемотехники. Система запоминания Джордано. — М.: СФЕРА, 2015, 345 с