В данной статье рассматривается проблема коррекции семейных отношений с точки зрения психологической науки. Целью статьи выступает обзор наиболее распространенных методов проведения семейной психокоррекционной работы и их характеристика.
Ключевые слова: психологическая коррекция, психокоррекция семьи, методы проведения семейной психокоррекционной работы.
This article discusses the problem of correction of family relations from the point of view of domestic psychological science. The purpose of the article is to review the most common methods of conducting family psychocorrective work and their characteristics.
Keyword : psychological correction, family psychocorrection, methods of family psychocorrection work.
На современном этапе семья претерпевает сложный период и меняется под воздействием политических, социально-экономических процессов. Наиболее значимым становится культура современного общества и семейных отношений, которые непосредственно влияют на внутренние процессы семьи. В виду этого, в актуальных психологических исследованиях ведется развитие и распространение психологической помощи семьям.
Одним из важных звеньев в системе психологической помощи семьям является психологическая коррекция, целью которой является помощь членам семьи установить контакт друг с другом, формирование конструктивных взаимоотношений.
Под психологической коррекцией мы понимаем совокупность психологических мероприятий, ориентированных на устранение недостатков в поведении, либо психологии индивидуума при помощи специфических средств психологического воздействия [2].
Основным, что определяет организацию психологических мероприятий, должно быть обеспечение возможностей для применения различных стилей и быстрой смены в случае их необходимости. Это, в свою очередь, обеспечивается сочетанием трех основных форм работы с семьей: индивидуальная работа с отдельным членом, групповая психотерапия с членами семьи и психотерапия с целой семьей [8].
Для успешной организации и проведения психологической помощи семьям выступает совокупность знаний о методах проведения семейной психокоррекционной работы.
Методика организации и проведения психокоррекционной работы с семьей определяется факторами, оптимальной из которых является ситуация, когда выбор того или иного метода проведения семейной психокоррекции зависит от индивидуальных особенностей семьи, а не от личностных особенностей и научных воззрений психолога.
Задачами психокоррекционной работы супружеских отношений является облегчение эмоциональных проблем и трудностей, достижение благополучия пары в целом и каждого из партнеров в целом.
Для коррекции супружеских отношений Г. Бах и П. Уиген рекомендуют использовать разработанный ими метод «честной борьбы». Данный метод представляет собой конструктивный спор, который проводится по установленным правилам, дает возможность супругам открыться и обмениваться информацией по поводу имеющихся проблем во взаимоотношениях, подавляемых чувствах и желаниях, и разногласии в исполнении семейных функций [1].
Характерной особенностью конструктивного спора являются реализм, конкретность, открытость, честность, ответственность, юмор, акцентуация внимания участников на необходимости соблюдения обратной связи и правил «честной игры».
Е. И. Холостовой был предложен метод «семейная терапия», что представляет собой работа по оптимизации отношений в семье на основе овладения навыками культурного общения [5].
В рамках методики Е. И. Холостовой рекомендуется использовать следующие формы: индивидуальная беседа, интервью, групповая психотерапия, игровая терапия.
Рациональный анализ конфликтующими супругами негативных эмоционально-психических взаимоотношений происходит при помощи активного метода «да-терапия», результатом которой выступает осознание истинных намерений супругов [5].
Метод семейного консультирования, предложенный А. Г. Прохоровой, характеризуется оказанием психологической помощи через диалог в решении внутрисемейных проблем и налаживании межличностных отношений с членами семьи и окружающими [3].
Семейное консультирование может включать различные области жизнедеятельности семьи: психологическое, правовое, юридическое, жилищное, административное, педагогическое или школьное и т. д.
Особенности проведения супружеского консультирования по вопросам супружеских взаимоотношений отличаются конкретностью семейной ситуации и остаются сугубо конфиденциальной [3].
В работе Т. А. Шишковец описывается метод «семейного соглашения», нацеленный на формирование равноправных супружеских отношений, прогрессивное развитие семьи и семейных отношений [6].
Для коррекции семейных отношений Штинова Г. Н., Галагузова Ю. Н., Галагузова М. А. предлагают использовать в работе метод педагогического информирования, который представляет собой «мини-лекцию», где изучаемый материал доступен семье, а по содержанию, теоретический аспект сочетается с примерами жизненных ситуаций, из мифологии, философской и художественной литературы. [7].
Данный метод применяется в целях повышения психолого-педагогической грамотности родителей в области обсуждаемой проблемы.
Итак, методы коррекции супружеских отношений направлены на изменение отношений в семье через семейную психологическую коррекцию. Цель коррекции состоит в том, чтобы помочь членам семьи узнать, как они взаимодействуют друг с другом, а затем помочь сделать эти взаимоотношения более конструктивными.
Вследствие того, что семья характеризуется как целостная система, следовательно, с помощью психокоррекционной работы разрешается и проблема диады «ребенок-родитель».
А. С. Спиваковской для изменения сферы сознания и самосознания родителей и систем социально-перцептивных стереотип был предложен коррекционный метод «родительский семинар», состоящий из специальных приемов: лекция, групповая дискуссия, библиотерапия, анонимные трудные ситуации. [4].
Психокоррекционной задачей «родительского семинара» является изменение отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания. Следовательно, во время семинара, в ходе группового обсуждения, у родителей меняется представление о своем ребенке и совершенствуется восприятие супругами друг друга.
Разработанный А. А. Осиповой метод коррекции детско-родительских отношений — социально-психологический тренинг является активным методом психологического воздействия, который направлен на интенсивное групповое взаимодействие, нацеленное на формирование компетентности взаимоотношений и рефлексии собственных действий [2].
Данная методика осуществляется применением различных методических приемов, предложенных А. А. Осиповой: групповая дискуссия, ролевая игра, невербальные упражнения и т. д. [2].
Таким образом, методы коррекции семьи рассматривают проблемные взаимоотношения родителей с детьми. Взрослый в данном случае является ведущим звеном, от него зависит, как складываются отношения, следовательно, важнейшей задачей коррекции является гармонизация семейных контактов, оптимизация личностного развития ребенка и родителей.
Итак, рассмотренные в рамках статьи методы проведения семейной психокоррекционной работы многозадачны, отличаются установками, уровнем сложности, преодолеваемыми проблемами. Общим среди методов является ориентация на установление конструктивных супружеских отношений, демократических детско-родительских взаимоотношений, гармонизации взаимодействия внутри семьи. Безусловно, вышеописанные методы коррекции редко используются изолированно, напротив, в их грамотном сочетании заключается комплексность подхода к решению проблемы коррекции семейных отношений.
Литература:
- Конструктивный спор. Психотерапевтическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режим для доступа: [https://gufo.me/dict/psychotherapy_encyclopedia/ %D0 %9A %D0 %9E %D0 %9D %D0 %A1 %D0 %A2 %D0 %A0 %D0 %A3 %D0 %9A %D0 %A2 %D0 %98 %D0 %92 %D0 %9D %D0 %AB %D0 %99_ %D0 %A1 %D0 %9F %D0 %9E %D0 %A0] (Дата обращения: 17.10.2021)
- Осипова, А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. / А. А. Осипова. М.: Сфера, 2002. — 510 с.
- Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методическое пособие по курсу / Под общей редакцией Торохтий В. С. — М., 2005. — 398 с.
- Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. -- М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 464 с.
- Холостова Е. И. Социальная работа с семьей: учебное пособие. / Е. И. Холостова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. — 244 с.
- Шишковец Т. А. Справочник социального педагога / Т. А. Шишковец. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВАШ, 2007. — 336 с.
- Штинова Г. Н. Социальная педагогика. / Ю. Н. Галагузова, М. А. Галагузова, Г. Н. Штинова, — М.: Владос, 2008. — 447 с.
- Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 672 с.