Понятие активной деятельностной позиции младшего школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 05.01.2022

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Е. А. Понятие активной деятельностной позиции младшего школьника / Е. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87578/ (дата обращения: 16.11.2024).



Исходя из особенностей развития и социализации младшего школьника, можно прийти к такому понятию, как деятельность , которая определяется как своеобразный вид активности человека, который направлен на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования [3]. Так, в деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за «рамки». Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек может создать знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Другими словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер. И только благодаря ей в настоящее время совершаются гениальные открытия в области научных знаний; новые технологии совершают виток в мировой истории и носят значимый характер в жизни людей.

Тем самым у человечества развиваются не только способности, характерные отдельной личности, но и потребности. Следствием этого становится то, что, оказавшись связанным с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Подтверждением данной мысли, является цитата из труда К. Маркса: «О человеке», написанного в 1844 году: «Даже и тогда, когда я занимаюсь научной и тому подобной деятельностью, даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек. Мне не только дан, в качестве общественного продукта, материал для моей деятельности — даже и сам язык, на котором работает мыслитель, — но и мое собственное бытие есть, общественная деятельность… Мое всеобщее сознание есть лишь теоретическая форма того, живой формой чего является реальная коллективность» [1, с. 18].

Деятельность, как фактор развития личности и мира в целом берёт свои истоки из понятия активности личности , которая интерпретируется, как деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения обществ и как такового опыта человечества. Активность может проявляться в творческой деятельности, волевых актах, общении. Так, возможность активности зависит от степени гражданской свободы человека, наличия в обществе правовых гарантий для инициативы и самодеятельности [2, с. 27].

Данное определение даёт понять, что деятельность какого-либо отдельно взятого человека неразрывно связана с его проявлением активности. Следовательно, можно прийти к следующему силлогизму: активность как таковую, необходимо формировать у человека еще в младшем школьном возрасте, так как в дальнейшем она будет иметь ключевое значение в его жизнедеятельности, выступать причиной успешности во взрослой жизни и фигурировать, как личностное качество, определяющее стремление к саморазвитию и самореализации.

Активность как понятие предполагает включение в себя сознательности как высшего уровня духовной активности человека в роли социального существа. Своеобразие этой осознанной активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и мыслительных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер [2, с. 355].

Таким образом, сознательность является фактором того, что человек воспринимается посредством своей активной деятельности, как существо. непосредственно взаимодействующее с социумом, а следовательно, осознающее свои действия, дающее им логическое объяснение и имеющее свою личную цель. При этом сам человек с точки зрения сознательности приобретает также и духовную составляющую, из-за чего возникает понятие культуры и морально-нравственного воспитания, как одних из компонентов взаимоотношений с обществом.

Таким образом, возвращаясь к понятию деятельности , можно сказать, что она, как следствие взаимосвязи активности и сознательности, представляет процесс взаимодействия человека с определённой группой людей; процесс саморазвития, самосовершенствования и его самореализации; внутренний стимул, порождаемый активностью, как результатом каких-либо действий, контролируемых сознанием. Также активность важна в жизни человека как фактор становления личностных целей и способ их достижения в процессе осознания себя и мира в целом.

Отсюда становится очевидным тот факт, что учителю на занятиях помимо всего прочего, необходимо уделять внимание и формированию активности личности, то есть умению ребёнка правильно организовать свою деятельность, в соответствии с поставленной целью, опираясь при этом на моральные и духовно-нравственные ориентиры. В данном случае, обращаясь к ФГОС НОО, можно обратить внимание на 8 пункт 1 главы, в котором представлены личностные характеристики выпускника начальной школы, среди которых можно выделить такое как: «владеющий основами умения учиться» [4].

В соответствии с этим, можно проанализировать 2 статью Федерального закона: «Об образовании в Российской Федерации» и выделить 18 пункт, в котором дано определение образовательной организации. Так, образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательнуюдеятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана [5, с. 5].

Исходя из выше сказанного, можно заключить, что школа предоставляет образовательную деятельность в качестве основной деятельности, следовательно, данный факт становится причиной для формирования представлений о деятельности ученика в целом. В соответствии с этим можно выявить, что преобладающей деятельностью ребёнка младшего школьного возраста является именно учебная деятельность. Формирование, которой, происходит в процессе генерирования учителем активности ученика. В соответствии с этим, учебная деятельность представляет собой процесс приобретения человеком новых ЗУН или изменения старых; деятельность по решению учебных задач. Также можно выделить последовательность осуществления учебной деятельности:

– анализ;

– задачи;

– принятие учебной задачи;

– актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения;

– составление плана решения задачи;

– практическое ее осуществление;

– контроль и оценка решения задачи;

– осознание способов деятельности, необходимых для решения учебной задачи [1, с. 15].

Так, Щукина Г. И. в книге «Роль деятельности в учебном процессе» пишет, что в процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании — главная задача всего учебного процесса. Обучение, при котором ученик действует всегда только по указаниям учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, не является для учителя субъектом учебной деятельности, нерациональное обучение; на него зря затрачены время, сила и энергия учителя [6, с. 49].

В соответствии с этим можно прийти к понятию учебной деятельностной позиции . Так, утверждая, что данная концепция очень важна как со стороны учителя, так и со стороны обучающегося, то, так или иначе, встаёт вопрос о деятельности именно педагогического работника. Так, рассматривая данный вопрос, можно отметить, что в этом аспекте выявляется несколько компонентов задач, главной из которых является развитие ребёнка. Следовательно, задачами учителя, выполнение которых непосредственно он организует и планирует, могут быть такие как: формирование умения обучающегося именно добывать, а не получать знания; формирование умения приобретать умения и навыки; формирование умения взаимодействия с социумом. Из всего перечисленного, в качестве отдельных задач педагогического работника стоят такие, как: раскрытие и дальнейшее развитие потенциала ребёнка (то есть его задатков и способностей), повышение уровня морально-нравственного и духовного воспитания. Кроме того, перед учителем появляется необходимость в формировании стремления обучающегося к саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию, как к неотъемлемым компонентам учебной деятельности.

Следовательно, можно сказать, что активная учебная деятельностная позиция важна во всех аспектах образовательной системы, как её основа, как структура деятельности любого педагога, её основное направление, и фактор постановки мотивационной сферы обучающихся младшего школьного возраста. Для постановки же целей и задач, как для учителя, так и ученика важно присутствие понятия активности, которое должно начать формироваться у ребёнка в адаптационный период, как следствие смены видов деятельности и приобщения ребёнка к учению. Активность же в свою очередь берёт истоки из понятия сознания, следовательно, она является целенаправленной и имеет составляющую духовно-нравственного воспитания. Из интерпретации активности становится очевидно, что за счёт её проявления и возникает учебная деятельность ребёнка, и как следствие учебная деятельностная позиция. Таким образом, можно утверждать, что её формирование является ключевой целью взаимодействия педагога и обучающегося, продуктом которого, в свою очередь, становится обобщение и возможность применения ЗУН в дальнейшем взаимодействии ребёнка с социумом и его практической деятельностью.

Литература:

  1. Виноградова, И. И. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международная научная конференция [Текст]: Специфика формирования у младшего школьника активной деятельностной позиции. Пермь: Меркурий, 2015. — 143с.;
  2. Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]. Москва: Большая Российская энциклопедия», 2015. — 485с.;
  3. Понятие деятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studopedia.ru/;
  4. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/922;
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2017 год [Текст]: офиц. текст. — Москва: Эксмо, 2017. –160с.;
  6. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст]: Книга для учителя. Москва: Просвещение, 2009. − 142с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, активность, деятельность, младший школьный возраст, духовная культура, образовательная организация, общественная деятельность, педагогический работник, творческий характер, учебная задача.


Похожие статьи

Понятие профессионального самосознания в психологической науке

Формы организации внеурочной деятельности подростка, как одна из составляющих учебной успешности

Интеллектуальная игра как мотиватор познавательной активности школьников (из опыта работы)

Специфика формирования у младшего школьника активной деятельностной позиции

Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников

Проблема осознанного профессионального выбора школьника

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника

Активное учение как фактор оптимизации активности субъекта в учебной деятельности

Субъективное ощущение одиночества как фактор формирования алкогольной зависимости

Похожие статьи

Понятие профессионального самосознания в психологической науке

Формы организации внеурочной деятельности подростка, как одна из составляющих учебной успешности

Интеллектуальная игра как мотиватор познавательной активности школьников (из опыта работы)

Специфика формирования у младшего школьника активной деятельностной позиции

Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников

Проблема осознанного профессионального выбора школьника

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника

Активное учение как фактор оптимизации активности субъекта в учебной деятельности

Субъективное ощущение одиночества как фактор формирования алкогольной зависимости

Задать вопрос