Игры Марблс — инновационный прием в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми-дошкольниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 04.01.2022

Статья просмотрена: 1985 раз

Библиографическое описание:

Щербакова, Т. С. Игры Марблс — инновационный прием в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми-дошкольниками / Т. С. Щербакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 63-68. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87581/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлены игры с использованием камешков Марблс для познавательного развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова : игра, камешки Марблс, познавательное развитие.

Современные дети растут в век компьютерных технологий. Сегодня у детей-дошкольников есть все для развития: планшеты, компьютеры, интерактивные игрушки. Все это прочно вошло в повседневную жизнь наших детей. Информационная компьютерная среда влияет на игровую мотивацию. Дети перестают играть, они становятся рабами «компьютерных технологий». А ведь игра — это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Мышление, речь, мелкая моторика развиваются в детской игре. Детские психологи и педагоги считают, что работа с детьми-дошкольниками должна быть эмоционально окрашенной, игровой, разнообразной.

Создание насыщенной и доступной среды для развития детей дошкольного возраста — это основные требования ФГОС дошкольного образования.

Работая в детском саду педагогом-психологом и проводя развивающие и коррекционные занятия с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, я постоянно ищу как традиционные, так и нетрадиционные игры, приемы и средства для работы с такими детьми. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи, как правило, имеют сохранный уровень интеллектуального развития, но для них характерны нарушения познавательной сферы, незрелость эмоционально-волевой сферы, недостаточно развиты ряд высших психических функций. У таких дошкольников снижена работоспособность.

Свои занятия я стараюсь разнообразить нетрадиционными средствами и методами, упражнениями и играми, которые позволяют дошкольникам полноценно воспринимать окружающий мир через все органы чувств.

Одним из таких методов является специально организованная игра с использованием разнообразных по цвету и форме камешков, которые называются камешки Марблс.

Не все знают, что камешки Марблс — это стеклянные цветные камешки, которые часто в наше время используют для украшения интерьера, аквариума, используют для декора. Игры в камешки ведут свою историю от наших пещерных предков, правда их камешки были не из стекла и пластика, а из обожжённой глины или мелкой гальки. Такие камешки были обнаружены археологами в разных уголках всего мира.

Веками такие камешки изготавливались в основном из натуральных материалов. В Китае двести лет назад появились керамические шарики, о них написано в 1815 году в Англии в самой первой книге об этих камешках. В переводе с английского языка marble , означает «мрамор». В середине XIX века в Японии изобрели еще одну технологию изготовления Марблс путем смешения натурального мрамора и стекла, в результате получались камешки с красивыми разводами.

Современные камешки изготавливаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при высокой температуре. С помощью разнообразных красителей стеклу придают самые разные расцветки. Красота камешков завораживает так, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.

Современные камешки различаются не только по цвету, но и по размеру. Чаще всего они около 1,5–2 сантиметров в диаметре. Марблс имеют форму не только шара, но и приплюснутую, такие камешки называют «кабошоны», что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошонами в работе пользоваться более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. С одной стороны этот камешек выпуклый, а с другой ровный.

Дети любят собирать и играть с камушками. Рассматривание, перебирание, поиск самого красивого камушка успокаивает даже самого подвижного и неусидчивого ребенка, делает его более спокойным и уравновешенным. И как часто с места отдыха, где нам было хорошо отдыхать, мы привозим на память камешек.

Игры с камешками Марблс — это нетрадиционный прием обучения, который интересен детям.

Дети продуктивно и с большим удовольствием играют с разноцветными камешками, и такие игры-упражнения вызывают позитивные реакции: улыбки, радость и положительные эмоции.

С какого возраста можно использовать камешки Марблс для занятий с детьми? С 2–3 лет и старше. С детьми младшего возраста рекомендуется использовать более крупные камешки Марблс. В таких играх можно использовать не только камешки овальной и круглой формы, но и в форме определенного предмета: фигурки животных, ракушки, цветочки, кристаллы. С такими камешками возникает много новых идей для игры.

В основном свои коррекционно-развивающие занятия я провожу с детьми старшего дошкольного возраста, но есть и специально организованные игры и упражнения для малышей. Такие игры и упражнения с камешками могут варьироваться в зависимости не только от возраста ребенка, но и его заинтересованности в игре, а также умственных способностей. Такие занятия лучше проводить в небольших подгруппах для детей 4–7 лет (не больше 3–5 человек), с малышами занятия проводятся только индивидуально.

Каждое занятие начинается с правил работы с камешками, их всего два: камешки нельзя брать в рот и нельзя их бросать, так как они могут разбиться.

В ходе игр предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом умений и навыков детей, с другой, — приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в дальнейшем в других видах своей деятельности. На своих занятиях я использую одно или несколько видов упражнений с камешками. Каждое упражнение провожу несколько раз, постепенно их усложняя.

Вот лишь небольшой перечень игр с камешками Марблс, которые я использую в своей работ с детьми: игры на развитие сенсорных представлений; игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения и речи; игры на развитие мелкой моторики; на развитие межполушарного взаимодействие; на формирование элементарных математических представлений (счет, сравнение, состав числа); звуко-буквенный анализ; использование камешков Марблс при изучении лексических тем; игры на развитие навыков ориентировки на плоскости; логические игры с Марблс; самомассаж камешками и развитие тактильных ощущений.

Описание: C:\Users\новая\Desktop\20210927_081932.jpg

Игра с ребенком младшего дошкольного возраста «Раздели на группы» цель: формирование умения классифицировать предметы по цвету

Описание: C:\Users\новая\Desktop\20210924_100033.jpg

Игра «Разноцветные заплатки» цель: развитие наглядно-образного мышления, формирование умения соотносить цвета

Описание: C:\Users\новая\AppData\Local\Temp\Temp1_Attachments_ta-loko-nya@ya.ru_2021-09-24_14-38-49.zip\20210924_112041.jpg

Описание: C:\Users\новая\AppData\Local\Temp\Temp1_Attachments_ta-loko-nya@ya.ru_2021-09-24_14-38-49.zip\20210924_112705.jpg

Игра «Звуковая мозаика» ребёнку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью камешков Марблс

Описание: C:\Users\новая\Desktop\20211005_083817.jpg

Игра «Числовые домики»

Описание: C:\Users\новая\Desktop\20211005_083543.jpg

Игры на развитие межполушарного взаимодействия

Описание: C:\Users\новая\Desktop\20211006_154051.jpg

Игра «Ориентировка на плоскости» цель: учить ориентироваться на плоскости

Описание: C:\Users\новая\Desktop\20211006_161628.jpg

Игра «Путешествие в песочную страну» цель: развитие фантазии и воображения

В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.

Упражнения с камешками предоставляет пространство для творчества, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия напряжения, усталости, помогают справиться с негативными эмоциональными переживаниями.

Фигурки и камешки Марблс вызывают у детей дошкольников чувства радости, счастья, стремление перебирать, трогать, играть с ними. Радость и позитивные эмоции, сопровождающие игры с камешками, значительно повышают работоспособность, снижается утомляемость, тревожность, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей.

Основные термины (генерируются автоматически): камешек, игра, ребенок, дошкольный возраст, занятие, камешек были, тяжелое нарушение речи, упражнение, формирование умения.


Ключевые слова

игра, познавательное развитие, камешки Марблс

Похожие статьи

Использование технологии «люльки-бирюльки» в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии: значимость русской народной культуры в коррекционной работе

В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушением развития, посредством игротерапии народной культурой деревянными предметами. Проведены параллели исследования детей с разными отклонениями в разв...

Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ

В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ

Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...

Инновационные технологии работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт коррекционной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей инвалидов в рамках функционирования консультационного центра на базе дошкольной организации. Авторами статьи представлена од...

Применение технологий eduScrum в логопедической работе, направленной на развитие осознанного чтения у младших школьников с ЗПР

Данная статья посвящена нетрадиционным подходам к реализации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие навыка осознанного чтения. Освещаются основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники с задержкой психического разв...

Наглядно-дидактическое пособие «Живая музыка» и его применение в музыкальном воспитании слабовидящих детей

Автор приводит конкретный пример дидактического пособия, стимулирующего слабовидящего ребенка к активности в музыкальной деятельности. Предложенное пособие является самодельным и предполагает вариативное внедрение в педагогический процесс. Опора на д...

Интерактивная тетрадь — один из эффективных методов в работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор описывает использование в образовательном процессе интерактивного метода, который делает процесс обучения увлекательным и привлекательным.

Использование педагогической технологии «сторителлинг» в речевом развитии детей в практике воспитателя дошкольного учреждения

Статья посвящена организации деятельности детей по речевому развитию в дошкольном учреждении. Автор рассматривает педагогическую технологию сторителлинг и практические варианты ее применения в работе с дошкольниками

Би-бот «Умная пчела» как средство развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматриваются основные термины по проблематике исследования, описываются возможности би-бота «Умная пчела» в развитии звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста; представлены результаты диагностики уровня сформированности з...

Возможности использования техники песочной терапии, игротерапии, изотерапии в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

В статье раскрываются методы коррекционно-развивающей работы по снижению тревожности как эмоционального нарушения. Представлена структура и содержание коррекционно-развивающей программы, адаптированной в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Пр...

Похожие статьи

Использование технологии «люльки-бирюльки» в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии: значимость русской народной культуры в коррекционной работе

В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушением развития, посредством игротерапии народной культурой деревянными предметами. Проведены параллели исследования детей с разными отклонениями в разв...

Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ

В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ

Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...

Инновационные технологии работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт коррекционной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей инвалидов в рамках функционирования консультационного центра на базе дошкольной организации. Авторами статьи представлена од...

Применение технологий eduScrum в логопедической работе, направленной на развитие осознанного чтения у младших школьников с ЗПР

Данная статья посвящена нетрадиционным подходам к реализации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие навыка осознанного чтения. Освещаются основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники с задержкой психического разв...

Наглядно-дидактическое пособие «Живая музыка» и его применение в музыкальном воспитании слабовидящих детей

Автор приводит конкретный пример дидактического пособия, стимулирующего слабовидящего ребенка к активности в музыкальной деятельности. Предложенное пособие является самодельным и предполагает вариативное внедрение в педагогический процесс. Опора на д...

Интерактивная тетрадь — один из эффективных методов в работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор описывает использование в образовательном процессе интерактивного метода, который делает процесс обучения увлекательным и привлекательным.

Использование педагогической технологии «сторителлинг» в речевом развитии детей в практике воспитателя дошкольного учреждения

Статья посвящена организации деятельности детей по речевому развитию в дошкольном учреждении. Автор рассматривает педагогическую технологию сторителлинг и практические варианты ее применения в работе с дошкольниками

Би-бот «Умная пчела» как средство развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматриваются основные термины по проблематике исследования, описываются возможности би-бота «Умная пчела» в развитии звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста; представлены результаты диагностики уровня сформированности з...

Возможности использования техники песочной терапии, игротерапии, изотерапии в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

В статье раскрываются методы коррекционно-развивающей работы по снижению тревожности как эмоционального нарушения. Представлена структура и содержание коррекционно-развивающей программы, адаптированной в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Пр...

Задать вопрос