В статье представлены игры с использованием камешков Марблс для познавательного развития детей дошкольного возраста.
Ключевые слова : игра, камешки Марблс, познавательное развитие.
Современные дети растут в век компьютерных технологий. Сегодня у детей-дошкольников есть все для развития: планшеты, компьютеры, интерактивные игрушки. Все это прочно вошло в повседневную жизнь наших детей. Информационная компьютерная среда влияет на игровую мотивацию. Дети перестают играть, они становятся рабами «компьютерных технологий». А ведь игра — это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Мышление, речь, мелкая моторика развиваются в детской игре. Детские психологи и педагоги считают, что работа с детьми-дошкольниками должна быть эмоционально окрашенной, игровой, разнообразной.
Создание насыщенной и доступной среды для развития детей дошкольного возраста — это основные требования ФГОС дошкольного образования.
Работая в детском саду педагогом-психологом и проводя развивающие и коррекционные занятия с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, я постоянно ищу как традиционные, так и нетрадиционные игры, приемы и средства для работы с такими детьми. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи, как правило, имеют сохранный уровень интеллектуального развития, но для них характерны нарушения познавательной сферы, незрелость эмоционально-волевой сферы, недостаточно развиты ряд высших психических функций. У таких дошкольников снижена работоспособность.
Свои занятия я стараюсь разнообразить нетрадиционными средствами и методами, упражнениями и играми, которые позволяют дошкольникам полноценно воспринимать окружающий мир через все органы чувств.
Одним из таких методов является специально организованная игра с использованием разнообразных по цвету и форме камешков, которые называются камешки Марблс.
Не все знают, что камешки Марблс — это стеклянные цветные камешки, которые часто в наше время используют для украшения интерьера, аквариума, используют для декора. Игры в камешки ведут свою историю от наших пещерных предков, правда их камешки были не из стекла и пластика, а из обожжённой глины или мелкой гальки. Такие камешки были обнаружены археологами в разных уголках всего мира.
Веками такие камешки изготавливались в основном из натуральных материалов. В Китае двести лет назад появились керамические шарики, о них написано в 1815 году в Англии в самой первой книге об этих камешках. В переводе с английского языка marble , означает «мрамор». В середине XIX века в Японии изобрели еще одну технологию изготовления Марблс путем смешения натурального мрамора и стекла, в результате получались камешки с красивыми разводами.
Современные камешки изготавливаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при высокой температуре. С помощью разнообразных красителей стеклу придают самые разные расцветки. Красота камешков завораживает так, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.
Современные камешки различаются не только по цвету, но и по размеру. Чаще всего они около 1,5–2 сантиметров в диаметре. Марблс имеют форму не только шара, но и приплюснутую, такие камешки называют «кабошоны», что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошонами в работе пользоваться более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. С одной стороны этот камешек выпуклый, а с другой ровный.
Дети любят собирать и играть с камушками. Рассматривание, перебирание, поиск самого красивого камушка успокаивает даже самого подвижного и неусидчивого ребенка, делает его более спокойным и уравновешенным. И как часто с места отдыха, где нам было хорошо отдыхать, мы привозим на память камешек.
Игры с камешками Марблс — это нетрадиционный прием обучения, который интересен детям.
Дети продуктивно и с большим удовольствием играют с разноцветными камешками, и такие игры-упражнения вызывают позитивные реакции: улыбки, радость и положительные эмоции.
С какого возраста можно использовать камешки Марблс для занятий с детьми? С 2–3 лет и старше. С детьми младшего возраста рекомендуется использовать более крупные камешки Марблс. В таких играх можно использовать не только камешки овальной и круглой формы, но и в форме определенного предмета: фигурки животных, ракушки, цветочки, кристаллы. С такими камешками возникает много новых идей для игры.
В основном свои коррекционно-развивающие занятия я провожу с детьми старшего дошкольного возраста, но есть и специально организованные игры и упражнения для малышей. Такие игры и упражнения с камешками могут варьироваться в зависимости не только от возраста ребенка, но и его заинтересованности в игре, а также умственных способностей. Такие занятия лучше проводить в небольших подгруппах для детей 4–7 лет (не больше 3–5 человек), с малышами занятия проводятся только индивидуально.
Каждое занятие начинается с правил работы с камешками, их всего два: камешки нельзя брать в рот и нельзя их бросать, так как они могут разбиться.
В ходе игр предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом умений и навыков детей, с другой, — приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в дальнейшем в других видах своей деятельности. На своих занятиях я использую одно или несколько видов упражнений с камешками. Каждое упражнение провожу несколько раз, постепенно их усложняя.
Вот лишь небольшой перечень игр с камешками Марблс, которые я использую в своей работ с детьми: игры на развитие сенсорных представлений; игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения и речи; игры на развитие мелкой моторики; на развитие межполушарного взаимодействие; на формирование элементарных математических представлений (счет, сравнение, состав числа); звуко-буквенный анализ; использование камешков Марблс при изучении лексических тем; игры на развитие навыков ориентировки на плоскости; логические игры с Марблс; самомассаж камешками и развитие тактильных ощущений.
Игра с ребенком младшего дошкольного возраста «Раздели на группы» цель: формирование умения классифицировать предметы по цвету
Игра «Разноцветные заплатки» цель: развитие наглядно-образного мышления, формирование умения соотносить цвета
Игра «Звуковая мозаика» ребёнку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью камешков Марблс
Игра «Числовые домики»
Игры на развитие межполушарного взаимодействия
Игра «Ориентировка на плоскости» цель: учить ориентироваться на плоскости
Игра «Путешествие в песочную страну» цель: развитие фантазии и воображения
В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.
Упражнения с камешками предоставляет пространство для творчества, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия напряжения, усталости, помогают справиться с негативными эмоциональными переживаниями.
Фигурки и камешки Марблс вызывают у детей дошкольников чувства радости, счастья, стремление перебирать, трогать, играть с ними. Радость и позитивные эмоции, сопровождающие игры с камешками, значительно повышают работоспособность, снижается утомляемость, тревожность, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей.