В статье анализируют коррупционные преступления, совершенные депутатами, членами выборного органа местного самоуправления и выборными главами муниципальных образований органов местного самоуправления, как лицами с особым правовым статусом, проблемы при производстве уголовных дел в особом порядке в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом.
Предлагается упростить процедуру задержания лиц с особым статусом, и вывести из числа таких лиц депутатов местного самоуправления, членов выборного органа местного самоуправления и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления путем внесения изменений в п. 1 ч. 1 ст. 447 УПК РФ.
Ключевые слова: преступление коррупционной направленности, особый порядок производства по уголовным делам, депутат, неприкосновенность.
Мы знаем, что преступление коррупционной направленности — это общественно опасное, виновное, запрещенное УК РФ под угрозой наказания деяние, состоящее в использовании должностным лицом своего особого правового статуса вопреки интересам службы для получения прямо или косвенно для себя лично или для других лиц материальной выгоды [6].
А к числу лиц, обладающим особым правовым статусом, в отношении которых (в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 447 УПК РФ) применяется особый порядок производства по уголовным делам, относятся депутаты выборного местного самоуправления, члены выборного органа местного самоуправления и выборные должностные лица органа местного самоуправления [2].
Противодействие коррупции — является важной деятельностью федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий [1].
Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин рассказал в совместном интервью «Российской газете» и «Интерфаксу» о расследовании коррупционных дел. Он сообщил, что за 9 месяцев 2021 года в следственные органы Следственного комитета поступило 23 тыс. 634 сообщения о коррупционных преступлениях. По результатам их рассмотрения возбуждено 17 тыс. 563 уголовных дела, что на 15 % больше, чем за такой же период прошлого года. В суды направлено 7405 дел (+10 %) в отношении 8175 лиц. Среди направленных в суд каждое четвертое дело — о даче взятки (1949, или 27 %), 16 % — о получении взятки (1192). В «лидерах» также дела о мошенничестве (1083, или 15 %), а также присвоение или растрата (492, или 7 %). Нередко хищения происходят при строительстве, особенно когда на это выделяются бюджетные средства. «Сейчас, например, следствие готовит материалы для обращения в компетентные органы Израиля о выдаче учредителя ООО «Группа компаний «Охрана» Алексея Кобыщи. Он обвиняется в хищении бюджетных средств на сумму более 178 млн рублей путем завышения стоимости оборудования системы видеонаблюдения компании Dallmeier, поставляемой для установки на стадионе «Зенит арена» в Санкт-Петербурге. Несколько его соучастников уже предстали перед судом. Следует подчеркнуть, что усилия следственного комитета сосредоточены и на выявлении и привлечении к уголовной ответственности чиновников, чья противоправная деятельность наносит не только материальный ущерб, но и серьезный урон авторитету госслужбы. В их числе, например, расследованное уголовное дело в отношении заместителя председателя правления Пенсионного фонда России Алексея Иванова (осужден на 4 года) и иных должностных лиц, которые получили взятки на сумму свыше 210 млн рублей за незаконное предоставление информации о предстоящих госзакупках, общее покровительство и попустительство по службе при заключении и реализации госконтрактов. За 9 месяцев 2021 года направлены в суд уголовные дела в отношении 331 лица с особым правовым статусом, за тот же период прошлого года — 338. В числе привлеченных к уголовной ответственности 83 депутата органов местного самоуправления, 86 выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления, 42 члена избирательных комиссий В частности, недавно направлено в суд уголовное дело бывшего депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 6-го созыва Романа Коваля и его соучастника, обвиняемых в получении денежных взяток на сумму более 10 млн рублей и автомобиля «Ауди» стоимостью 6,2 млн рублей. Впоследствии для обеспечения исполнения приговора суда на это и другое имущество обвиняемых наложен арест». [3].
Так, согласно п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата выборного органа местного самоуправления принимается руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации [5].
В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ по уголовному делу в отношении депутата выборного органа местного самоуправления предварительное расследование в форме дознания производится следователями Следственного комитета Российской Федерации [5].
Лица особого правового статуса могут быть задержаны в общем порядке на 48 часов, кроме члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи, прокурора, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудитора Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и др. Согласно ст. 449 УПК РФ, данные лица, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.
Избрание в отношении лиц особого правового статуса в качестве меры пресечения заключения под стражу осуществляется в судебном порядке.
Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с УПК РФ не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица с особым правовым статусом, если уголовное дело в отношении его не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда.
После окончания предварительного расследования уголовное дело в отношении лица с особым правовым статусом направляется в суд, которому оно подсудно в соответствии со ст.ст. 31–36 УПК РФ [7].
Также, в январе 2020 года в интервью Российской газете Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин сообщил, что выработаны предложения по внедрению правового механизма, направленного на пресечение злоупотреблений своими статусными гарантиями лицами, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Предложено вывести из числа таких лиц депутатов местного самоуправления, упростить процедуру задержания всех лиц с особым статусом, застигнутых на месте преступления. А также исключить избыточные требования к согласованию вопроса о направлении уголовного дела в отношении депутатов Госдумы в суд [4].
По нашему мнению, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления и выборные главы муниципальных образований органов местного самоуправления представляют интересы обычных граждан и должны заслуживать их доверия. Ответственность и интенсивность работы им компенсируется заработной платой и наличием у них помощников. Но в случае задержания депутатов при совершении коррупционного преступления, мы считаем, это очень подрывает их авторитет и веру граждан. Поэтому справедливым будет в случае обоснованного обвинения в коррупционном правонарушении — приравнять депутатов, а также членов выборного органа местного самоуправления и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления к обычным гражданам. То есть предлагается исключить депутатов, членов выборного органа местного самоуправления и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления из списка лиц с правовым статусом, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, путем внесения изменений в п. 1 ч. 1 ст. 447 УПК РФ, тем самым упростить процедуру задержания таких лиц с особым статусом, застигнутых на месте преступления.
Литература:
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/d93458c7b74523fef22bc21b8ff91bc2aaefaa99/ (дата обращения 19.12.2021);
- Александр Бастрыкин рассказал о расследовании громких коррупционных дел [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2021/12/09/aleksandr-bastrykin-rasskazal-o-rassledovanii-gromkih-korrupcionnyh-del.html (дата обращения 19.12.2021);
- «Кто вне закона? Никто». Александр Бастрыкин предложил ограничить права лицам особого статуса [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2020/01/14/bastrykin-predlozhil-uprostit-proceduru-zaderzhaniia-lic-s-osobym-statusom.html (дата обращения 20.12.2021);
- Обзор судебной практики Пятого кассационного суда общей юрисдикции по возвращению уголовного дела прокурору за 2020 год [Электронный ресурс]. — URL: https://zakon.ru/blog/2021/10/29/obzor_sudebnoj_praktiki_pyatogo_kassacionnogo_suda_obschej_yurisdikcii_po_vozvrascheniyu_ugolovnogo_(дата обращения 19.12.2021);
- Ответственность за совершение коррупционных правонарушений [Электронный ресурс]. — URL: https://64.мвд.рф/netkorrup/metodika/buklet/pamyatka-pravo (дата обращения 20.12.2021);
- Возбуждение и расследование уголовных дел в отношении лиц особого правового статуса [Электронный ресурс]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_50/activity/legal-education/explain?item=4978544 (дата обращения 19.12.2021);