Специфика языковой картины мира как наследия национальной культуры народа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 08.01.2022

Статья просмотрена: 360 раз

Библиографическое описание:

Полунина, Е. Д. Специфика языковой картины мира как наследия национальной культуры народа / Е. Д. Полунина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 283-284. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87599/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается специфика языковой картины мира как наследия национальной культуры народа, так как язык — это важнейший способ строения знаний человека о мире. Автор анализирует особенности таких понятий, как «языковой промежуточный мир», «языковое представление мира», «языковую модель мира» и «языковую картину мира».

Ключевые слова: язык, картина мира, языковая картина мира, лингвистика, мир.

Определение языковой картины мира выявляется на основе изучения понятий человека о мире. Мир — это человек в среде взаимодействия с окружающей действительностью, а картина мира — это результат обработки различной информации о человеке в среде окружающей действительности. Исследователи когнитивной лингвистики верно утверждают, что концептуальная система человека, представленная в виде языковой картины мира, напрямую зависит от повседневного культурного опыта и связана с ним [1].

Языковая картина мира является действительностью национально-культурного наследия, сознательным представлением человека о мире, которое складывается не только языком, но и повседневным опытом. Она помогает выявить определенные свойства и признаки предметов, а их отношения отображаются в языке, в последствии выявляется своеобразное мировидение, национально-культурная особенность языка, его взаимодействие с материальной и духовной стороной жизни народа. В. В. Воробьёв считает, что предметом лингвокультурологии является материальная и духовная культура, образованная человеком, а именно все то, что образует языковую картину мира [2]. Следовательно, языковая картина мира — это важнейший объект и предмет изучения такой науки, как лингвокультурология. Она включает слова, словообразовательные форманты и синтаксические конструкции. Все эти составляющие и правила их построения различаются в каждом языке, тем самым варьируется и языковая картина мира.

М. Хайдеггер полагает, что, когда мы слышим слово «картина», мы представляем отображение чего-либо, «картина мира есть не картина, которая изображает мир, а картина — это мир, понятый как картина». Между картиной мира как отображением мира и языковой картиной мира как закреплением этого отображения существуют довольно запутанные отношения. Картина мира может отображаться с помощью пространственных (восток-запад, далекий-близкий, правый-левый, верх-низ), временных (зима-лето, день-ночь,), этических и других понятий. На развитие картины мира оказывают влияние язык, природа, традиции, воспитание, обучение, ландшафт и другие социальные параметры [3].

По мнению Е. С. Кубряковой концептуальная картина мира намного богаче, чем язык: «Картина мира — это то, что человек рисует себе в своем воображении, — явление более сложное, чем сама языковая картина мира, то есть та част мира в сознании человека, привязанная к языку и преломленная через формы языкового выражения формы» [5].

Философы (Г. А. Брутян, Р. И. Павиленис) и лингвисты (Ю. Н. Караулов, Г. В. Колшанский, В. И. Постовалова, Б. А. Серебренникова, В. Н. Телия и др.) считают, что концептуальная картина мира отличается от языковой. Концептуальная картина мира у людей различных культур одинаковы, потому что мышление у людей едино. Национальная картина мира «рисуется» у всех по-разному. Языковая картина мира отображает национальную картину мира и проявляется в языковых единицах на разных уровнях.

На протяжении жизни языковая картина мира у современного человека предшествует концептуальной и тем самыми формирует ее, так как человек может постигать мир и узнавать самого себя благодаря языку. Только в языке формируется общечеловеческий и национальный исторический опыт. С одной стороны, жизненные условия людей, материальный мир, который их окружает, определяют их поведение и сознание, что отражается в языке, особенно в грамматических формах и семантике. С другой — человек познает мир прежде всего через родной язык, который определяет структуры человеческого мышления и поведения.

Термин «языковая картина мира» можно назвать просто метафорой, так как в действительности определенные особенности национального языка, в которых хранится уникальный национальный общественно-исторический опыт определенной общности людей, создают для носителей данного языка особую картину мира, которая отличается от объективно существующей, а лишь особенную «окраску» мира, обусловленную значимостью предметов для данной общности людей, явлений, процессов, отличительным отношением к ним, которое появляется благодаря специфике деятельности, образа жизни и культурой национальной общности людей [5].

Картина мира отражается в языковом содержании этноса. Проанализировав ее, можно понять, каким образом сформировались разные национальные культуры, чем они отличаются, как они друг друга дополняют на фоне мировой культуры.

Следовательно, языковая картина мира переплетается с концептуальной, а также языковым содержанием любого этноса. Картина мира, формирующаяся в сознании человека, — это существование мира, зафиксированное и образованное в особой форме материальной действительности, языке. Вместе язык и общественно-исторический опыт образуют у членов конкретного общества одинаковые языковые картины мира, таким образом складывается некая обобщенная национальная языковая картина мира. Разные языки наделяют картины мира лишь некой спецификой, что проявляется различиями в национальной культуре и традициях определенного народа.

Таким образом, языковая картина мира — это общее культурное достояние нации, которое структурировано и образовано на многих уровнях человеческого сознания. Можно заключить, что языковая картина мира формирует коммуникативное поведение, осознание внешнего и внутреннего мира человека.

Литература:

  1. Маслова, В. А. Лингвокультурология: Учеб.пособие для студ. высш.учеб. заведений [Текст] / В. А. Маслова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  2. Воробьев, В. В. Лингвокультурология в кругу других гуманитарных наук [Текст] / В. В. Воробьев // Русский язык за рубежом. — 1999. — С. 32–34.
  3. Хайдеггер, М. Искусство и пространство [Текст] ⁄⁄ Самосознание Европейской культуры ХХ века. — М., 1991.
  4. Кубрякова, Е. С. Проблема представления знаний в современной науке и роль лингвистики в решении этих проблем [Текст] ⁄⁄ Язык и структура представления знаний. — М.: ИНИОН РАН, 1992.
  5. Маслова, В. А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие [Текст] ⁄ В. А. Маслова. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 296 с.
Основные термины (генерируются автоматически): языковая картина мира, картина мира, язык, мир, концептуальная картина мира, национальная картина мира, общность людей, окружающая действительность, сознание человека.


Похожие статьи

Концепт «цвет» в языковой картине мира

В статье дана разносторонняя характеристика понятиям «концепт» и «языковая картина мира»; предпринята попытка выяснить, каким образом посредством концептов отображаются лингвоспецифические особенности менталитета; выявлены специфические черты устройс...

Метафоры в языковой картине мира (на материале английского и испанского языков)

Национальные особенности культуры и мышления отражаются в этническом языке посредством формирования языковой картины мира. Языковая картина мира является особым образованием, постоянно участвующим в познании мира и способным задавать образцы интерпре...

Концепт «чай» в языковой картине мира (на материале китайского и русского языков)

В статье проводится исследование концепта «чай» в языковой картине мира на материале русского и китайского языков.

Синтез и анализ лингвистической системы

В данной статье идет речь о синтезе и анализе лингвистической системы, языковых констант (языковых единиц).

Обучение русскому языку в начальной школе как способ повышения образованности в поликультурной среде

В статье рассматривается обучение русскому языку в начальной школе как явление, порождающее проблемную ситуацию настоящего времени. Исследуемый аспект проблемы, через который познается целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные приз...

Концепт «семья» в русской и турецкой лингвокультурах

В статье рассматривается универсальный концепт «Семья», отражающий языковую картину мира в русской и турецкой языковых лингвокультурах.

Многозначность фразеологической единицы в аспекте межкультурной коммуникации

В статье рассматриваются фразеологические единицы с национально-культурной семантикой, отображающие современную ментальность и выражающие ее в процессах реального функционирования в различных дискурсах, в том числе и лексикографическом.

Концепт как лингвокогнитивное понятие

Настоящая статья посвящена исследованию концепта как лингвокогнитивного явления. Актуальность исследования концептов как составных частей концептуальной системы языка вызвана потребностью изучения этнического менталитета, являющегося важным элементом...

Документный текст в профессиональной коммуникации

В статье рассмотрена документная особенность текстов, изображающаяся в качественных и количественных параметрах, которые отражают процессы их формирования и функционирования в составе документов. Также определяется основной объект современной докумен...

Лингвокультурные особенности объективации концепта «Пространство» в художественной языковой картине Ч. Диккенса

В статье рассматривается лингвокультурная специфика пейзажа, способствующая моделированию поля концепта «Пространство» как в его общеязыковой, так и индивидуально-авторской сфере.

Похожие статьи

Концепт «цвет» в языковой картине мира

В статье дана разносторонняя характеристика понятиям «концепт» и «языковая картина мира»; предпринята попытка выяснить, каким образом посредством концептов отображаются лингвоспецифические особенности менталитета; выявлены специфические черты устройс...

Метафоры в языковой картине мира (на материале английского и испанского языков)

Национальные особенности культуры и мышления отражаются в этническом языке посредством формирования языковой картины мира. Языковая картина мира является особым образованием, постоянно участвующим в познании мира и способным задавать образцы интерпре...

Концепт «чай» в языковой картине мира (на материале китайского и русского языков)

В статье проводится исследование концепта «чай» в языковой картине мира на материале русского и китайского языков.

Синтез и анализ лингвистической системы

В данной статье идет речь о синтезе и анализе лингвистической системы, языковых констант (языковых единиц).

Обучение русскому языку в начальной школе как способ повышения образованности в поликультурной среде

В статье рассматривается обучение русскому языку в начальной школе как явление, порождающее проблемную ситуацию настоящего времени. Исследуемый аспект проблемы, через который познается целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные приз...

Концепт «семья» в русской и турецкой лингвокультурах

В статье рассматривается универсальный концепт «Семья», отражающий языковую картину мира в русской и турецкой языковых лингвокультурах.

Многозначность фразеологической единицы в аспекте межкультурной коммуникации

В статье рассматриваются фразеологические единицы с национально-культурной семантикой, отображающие современную ментальность и выражающие ее в процессах реального функционирования в различных дискурсах, в том числе и лексикографическом.

Концепт как лингвокогнитивное понятие

Настоящая статья посвящена исследованию концепта как лингвокогнитивного явления. Актуальность исследования концептов как составных частей концептуальной системы языка вызвана потребностью изучения этнического менталитета, являющегося важным элементом...

Документный текст в профессиональной коммуникации

В статье рассмотрена документная особенность текстов, изображающаяся в качественных и количественных параметрах, которые отражают процессы их формирования и функционирования в составе документов. Также определяется основной объект современной докумен...

Лингвокультурные особенности объективации концепта «Пространство» в художественной языковой картине Ч. Диккенса

В статье рассматривается лингвокультурная специфика пейзажа, способствующая моделированию поля концепта «Пространство» как в его общеязыковой, так и индивидуально-авторской сфере.

Задать вопрос