В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.
Ключевые слова : адаптация, дети с задержкой психического развития, инклюзивное образование.
В психологии адаптация понимается как работа защитных механизмов личности. Они работают для того, чтобы человек мог решить конфликтные ситуации с наименьшими потерями для психики. Психологическая адаптация — это самый длительный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Нельзя недооценивать важность психологической адаптации для ребенка. Так как если с детства человек не сумеет вписываться в окружающую среду, его дальнейшая социальная жизнь будет искажена [3].
Анализируя процесс адаптации младших школьников, выделяют несколько критериев ее оценки: эффективность учебной деятельности (усвоение программы, учебная активность), усвоение школьных норм и правил поведения, успешность социальных контактов (взаимоотношения со сверстниками и учителями), эмоционально-волевая зрелость.
Для детей с ЗПР характерно нарушение всех четырех критериев. У детей с ЗПР не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности, отмечается низкий уровень развития эмоционально-волевой готовности, низкая мотивация к учебе, нарушения поведения и низкая саморегуляция в целом [1].
Дети с задержкой психического развития при поступлении в образовательное учреждение демонстрируют ряд специфических особенностей. В поведении у детей отмечается расторможенность, гиперактивность, импульсивность, тревога повышенная и агрессия. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности, замедленной переработкой информации. В общении дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития часто оказываются психологически не готовыми к близким отношениям со сверстниками, к общению в большом коллективе детей [2].
К концу дошкольного возраста дети с задержкой психического развития оказываются не готовыми к обучению в школе по ряду критериев: низкий уровень физического и психофизического развития; не сформированность мотивационной готовности к школьному обучению; низкий уровень эмоционально-волевой готовности; недоразвитие всех структурных компонентов учебной деятельности.
Нами было организовано и проведено исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе. Диагностическое исследование проходило на базе МКОУ «Брусовская средняя общеобразовательная школа» Поныровского района, Курской области.
В исследовании приняло участие обучающиеся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В экспериментальную группу входило 8 человек, из них 3 девочки и 5 мальчиков. Все дети обучаются по варианту инклюзивного образования.
Для проведения исследования были использованы следующие методы и методики:
— эмпирические методы : наблюдение, анализ анамнестических данных, беседа с родителями и руководством и педагогическим персоналом массовых образовательных учреждений, анкетирование;
— методики: методика «Краски» (Г. Ф. Кумарина) [5], анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации (Н. Г. Лусканова), проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н. Г. Лусканова) [4].
Диагностика проходила несколько дней. В первый день было проведено анкетирование по оценке уровня школьной мотивации среди обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР, а так же методика на определение эмоционального отношения к школьному обучению. На второй день был проведен рисуночный тест «Что мне нравится в школе».
Во время выполнения заданий среди обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития можно отметить следующее:
- Дети плохо воспринимали инструкцию, требовалось большее количество инструкций и наглядного материала.
- Исследование проходило в индивидуальной форме с каждым ребенком с задержкой психического развития.
- При выполнении заданий обучающиеся с задержкой психического развития быстро утомлялись, внимание снижалось.
- Часто обучающихся с задержкой психического развития с трудом шли на контакт, замыкались в себе, не хотели отвечать, боялись дать не правильный ответ. Другие дети наоборот демонстрировали расторможенность и повышенную активность.
В результате исследования эмоционального отношения к школьному обучению по методике «Краски» Г. Ф. Кумарина были получены следующие данные.
37,5 % обучающихся при выполнении задания использовали в 4–5 кругах темные цвета: коричневый, серый, черный, темно-синий. Обучающиеся закрасили в такую цветовую гамму следующие выражения: портфель, урок, домашнее задание, тетрадь, звонок. Обучающиеся выбрали данные цвета к таким понятиям из-за сниженной учебной мотивации, неуспеваемости на уроках, а также повышенной тревожности во время занятий.
Лишь 12,5 % обучающихся с ЗПР все круги раскрасили в яркие и светлые тона. Несмотря на невысокую успеваемость в обучении дети любят общительные, на контакт идут как со взрослыми, так и с со сверстниками. Самыми яркими цветами были раскрашены слова: класс, учитель, портфель, одноклассники.
Оставшаяся группа обучающихся, которая составляет 50 % от всей экспериментальной группы, использовали в своих работах больше ярких и светлых тонов, но были и темные цвета. Слова, которые были раскрашены в темные тона: звонок, домашнее задание, урок.
Таким образом, по результатам исследования эмоционального отношения к школьному обучению среди обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР, мы можем сделать следующий вывод. У большинства из опрошенных детей отмечается положительное эмоциональное отношение к школьному обучению. Негативная эмоциональная реакция отмечается по отношению к учебному процессу. Это связано с повышенной тревожностью, связанной с обучением в школе, низким уровнем успеваемости.
По результатам исследования оценки уровня школьной мотивации по методике Н. Г. Лускановой среди обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР были получены следующие данные.
Около 37,5 % из опрошенных детей продемонстрировали в итоге третий уровень развития школьной мотивации. Данный уровень характеризуется положительным отношением к обучению в школе, но внеучебная деятельность здесь преобладает над самим обучением. Ребенка привлекает общение со сверстниками и учителями, нравятся красивые и яркие школьные атрибуты. Но познавательные мотивы снижены, поэтому данные обучающиеся демонстрируют сниженный уровень развития обучаемости. Учебный процесс лишь фон для удовлетворения других потребностей: игры и развлечения, а любимые предметы — рисование, физкультура и музыка.
Лишь 25 % из опрошенных обучающихся продемонстрировали второй уровень развития школьной мотивации. В данную группу входят дети, которые имеют познавательный интерес к учебе. И даже при сложностях в усвоении школьной программы стремятся исправить свои ошибки. Этот уровень для детей нормально развивающихся является, как правило, преобладающим. В нашем же исследовании лишь 25 % детей с ЗПР его показали. Это связано с низким уровнем развития интереса к учебному процессу.
И оставшиеся 37,5 % обучающихся продемонстрировали низкий уровень школьной мотивации. Во время учебы такие обучающиеся предпочитают пропускать занятия, у них снижен познавательный интерес, в учебной деятельности могут наблюдаться серьезные затруднения в учебной деятельности.
Следует отметить, что никто из опрошенных обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР не продемонстрировал высокий уровень развития школьной мотивации. Данный уровень характеризуется высоким уровнем развития познавательного интереса, стремлением к получению знаний.
По результатам исследования отношения к школьному обучению и мотивации по проективной методике «Что мне нравится в школе» Н. Г. Лускановой были получены следующие данные.
По результатам данной методики все дети показали положительное отношение к школе. Все работы были выполнены в соответствии с заданной темой. Однако, учитывая сюжетную линию самих рисунков, стоит выделить следующие группы обучающихся. Около 75 % опрошенных детей с ЗПР продемонстрировали нейтральное отношение к обучению. В своих рисунках дети изобразили ситуации внеучебного характера: школьное здание, ученики на школьной площадке около школы, школьная столовая, спортивный зал. Цветовая гамма рисунков светлая. Краски яркие. Такие ситуации свойственны детям с положительным отношением к школе, но направленностью не на процесс обучения, а на внешние атрибуты.
И лишь 25 % обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР изобразили учебную ситуацию. На рисунках изображены учитель у доски, ученики за партами. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне школьной мотивации и учебной активности детей, наличие у них познавательного интереса к учебе.
Таким образом, по результатам проективной методики Н. Г. Лускановой можно сделать следующий вывод. У детей с ЗПР отмечается положительное отношение к школе, но большинство работ содержит сюжет внеучебного характера. Интерес детей направлен не на сам процесс учебы, а на школьную атрибутику. Варианты рисунков детей младшего школьного возраста с ЗПР представлены на рис. 1.
Рис 1. Работы обучающихся с ЗПР по методике «Что мне нравится в школе» Н. Г. Лускановой
Проанализировав результаты диагностики особенностей адаптации к обучению в массовой школе среди обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР, можно сделать следующие выводы:
- Для младших школьников с ЗПР характерен низкий уровень развития положительной мотивации к школьному обучению и преобладание игровых мотивов над познавательными.
- Такие ситуации, относящиеся к обучению в школе, как урок, выполнение домашнего задания, звонок на урок, вызывают тревожность у обучающихся с ЗПР. Это связано со сниженной учебной мотивацией, не успеваемостью в усвоении школьной программы, а так же повышенной тревожности во время занятий в среде обучающихся с нормальным развитием.
- Для обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР характерно преобладание внеучебной деятельности над учебным процессом. Их привлекает общение со сверстниками и учителями, нравятся красивые и яркие школьные атрибуты. Но познавательные мотивы снижены, поэтому данные обучающиеся демонстрируют сниженный уровень развития обучаемости.
Литература:
- Данилова Л. А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. — М.: Детство-Пресс, 2011. — 97с.
- Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. — СПб.: Речь, 2007. — 168с.
- Кузнецов П. В. Адаптация как функция развития личности. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 2002. — 182с.
- Лусканова Н. Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности. — М.: Медицина, 1990. — 326с.
- Шевченко С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. — М.: АРКТИ, 2001. — 224с.