Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) выполняет важную функцию по защите и охране исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Развитие данного инструмента предотвращает развитие контрафактной продукции на на внутреннем рынке РФ, а также на рынках государств — членов ЕАЭС.
Ключевые слова: правовое регулирование, объекты интеллектуальной собственности, товарный знак, порядок оборота.
Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) создан, чтобы предотвращать появление контрафакта на рынке в рамках внешнеэкономической деятельности. Попадание в реестр полезно активно развивающемуся бизнесу и импортерам продукции для дополнительной защиты от копирования. Если ваш товарный знак будет в реестре, таможня сможет не пропустить контрафактный товар на территорию РФ, арестовать его, провести необходимое расследование и даже обратиться в суд. [1]
Ввод в таможенный реестр (ТР) осуществляется на безвозмездной основе. ТРОИС предусмотрен для ввода объектов авторского права и смежных прав, ТЗ (знаки обслуживания) и наименования мест происхождения товара, если:
— за ними установлен контроль и надзор федеральных органов исполнительной в сфере ТД;
— имеется решение об их внесении в ТР;
— имеется предварительное решение о внесении ОИС в ТР с учетом соблюдения условий, отраженных в ч. 13 и 14 ст. 328 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].
Федеральный орган исполнительной власти, реализующий функционал по контролю и надзору в сфере ТД, устанавливает:
1) порядок ведения ТРОИС;
2) форму и порядок его заполнения;
3) формат и структуру электронного вида ряда документов, в числе которых:
— заявление о включении ОИС в ТР;
— обращение о смене данных, отраженных в заявлении о включении ОИС в ТР или прилагаемой к нему документации;
— заявление о пролонгировании периода включения ОИС в ТР;
— заявление об исключении ОИС из ТР;
— уведомление о вынесенном решении относительно включения/отказа во включении ОИС в ТР;
— уведомление о вынесенном решении относительно внесения изменений/отказе во внесении изменений в ТР;
— уведомление о вынесенном решении относительно пролонгирования периода включения ОИС в ТР;
— уведомление о вынесенном решении относительно исключения ОИС из ТР.
Федеральный орган исполнительной власти, реализующий контроль и надзор в сфере ТД, осуществляет размещение сведений ТР на официальном сайте в сети «Интернет» в утвержденном порядке. [3]
Существуют определенные риски ведения бизнеса без внесения знака в ТРОИС:
Финансовые потери.
Если на рынок попадает продукция, которую поставил параллельный, «серый» импортер, правообладатель несет убытки — не только из-за того, что появился товар-аналог, но и от недополученных платежей с лицензии, а также от искусственного занижения цен (демпинга) со стороны неавторизованного импортера.
Репутационные потери.
Контрафактная продукция на рынке негативно отражается на бренде: зачастую это дешевые аналоги, у таких товаров низкое качество. Как следствие, правообладатель теряет клиентов, получает негативную обратную связь от потребителей. А нарушители паразитируют на известности бренда, извлекают выгоду. Часто они действуют по такой схеме: сперва партия оригинальной продукции разбавляется дешевыми аналогами, позднее оригинальная продукция полностью заменяется подделкой. [1]
Защита лиц, обладающих правом интеллектуальной собственности на различные объекты, осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ «О таможенном регулировании» [4]. Реестр возник, во многом, благодаря неразберихе, существовавшей с товарами, произведёнными в других странах. ТРОИС призван защитить российский рынок от импорта контрафактной продукции, не подтверждённой товарными знаками.
Если перемещаемый товар признаётся контрафактным, налицо попытка использования чужого товарного знака в корыстных целях. Статьёй 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено два вида ответственности за неправомерные деяния в отношении объектов, которые принято называть средствами индивидуализации:
— за незаконное использование.
— за несанкционированное производство для продажи.
Виновными в неправомерных деяниях по отношению к интеллектуальной собственности могут быть признаны как физические, так и юридические лица. [5]
Также рассмотрим национальные реестры объектов интеллектуальной собственности, а именно создание Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ЕТРОИС).
ЕТРОИС может объединить в себе национальные реестры, однако не может их полностью заместить.
Основным условием, отличающим ЕТРОИС от национальных ТРОИС является условие правовой охраны объекта интеллектуальной собственности в каждом государстве-члене ЕАЭС.
Так, Евразийская экономическая комиссия, ведущая ЕТРОИС, откажет во включении объекта в ЕТРОИС если хотя бы в одном государстве-члене ЕАЭС центральным таможенным органом будет принято отрицательное решение во включении этого объекта в Единый таможенный реестр.
Единый таможенный реестр — эффективный и самостоятельный инструмент защиты прав на объекты интеллектуальной собственности
В настоящее время в национальные ТРОИС государств-членов ЕАЭС включено более 6854 объектов интеллектуальной собственности. [6]
Ведение Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ЕТРОИС) стран-участниц ЕАЭС осуществляет Комиссия. По заявлению правообладателя или лица, который представляет его интересы или интересы нескольких правообладателей, в него включаются ОИС, которые охраняются каждой страной-участницей ЕАЭС. При наличии нескольких правообладателей аналогичных ОИС один из них по соглашению может представлять общие интересы.
Среди ОИС могут быть допущены к включению в ЕТРОИС стран-участниц:
— объекты авторского права;
— объекты смежных прав;
— ТЗ обслуживания;
— наименования мест происхождения товаров. Если на территориях стран-участниц права на аналогичные ОИС имеют разные правообладатели, представляются обязательства о возмещении имущественного вреда от каждого из них. Комиссия устанавливает регламент [7] ведения ЕТРОИС государств-членов, куда входят:
— требования к оформлению и рассмотрению заявления;
— требования к составу представляемых данных и документации;
— срок и порядок рассмотрения заявления;
— порядок включения в ЕТРОИС;
— порядок исключения из ЕТРОИС ОИС;
— порядок внесения в ЕТРОИС изменений (дополнений);
— порядок продления установленного периода защиты прав правообладателей на ОИС;
— порядок взаимодействия ТО и Комиссии при включении ОИС в ЕТРОИС стран-участниц;
— порядок ведения ЕТРОИС (далее — регламент).
Чтобы гарантировать исполнение обязательства в соответствии с п. 9 ст. 385 Таможенный кодекс ЕАЭС [8], правообладатель должен в течение 1 месяца со момента направления ему уведомления о возможности включения ОИС в ЕТРОИС стран-участниц предоставить в Комиссию договор (договоры) страхования ответственности за причинение имущественного вреда лицам, связанного с приостановлением выпуска товаров или другой договор (договоры), которые отражают обеспечение исполнения данного обязательства, актуального для всех стран-участниц. Страховая сумма или сумма обеспечения исполнения обязательства должна быть эквивалентна не менее чем 10 тыс. евро в соответствии с актуальным курсом валют на момент заключения договора (договоров) страхования ответственности или прочего договора (договоров), а также осуществления изменений в них. [3]
Многие правообладатели в настоящее время направляют в Комиссию заявления на включении объекта интеллектуальной собственности в ЕТРОИС. Однако необходимо отметить, что в настоящее время ЕТРОИС не функционирует. Причиной этому обстоятельству является отсутствие технической готовности Комиссии и государств-членов Союза к взаимодействию, порядок которого установлен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии [9].
По условиям реализации технической возможности, Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности будет работать в полном объёме.
Литература:
- Резникова Ирина, Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) ФТС, [Электронный ресурс]: https://legal-support.ru/information/blog/trademarks/tamozhennyi-reestr-obektov-intellektualnoi-sobstvennosti-trois-fts/
- Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс 6
- Нургалеев М. С. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности как инструмент охраны интеллектуальной собственности. Сборник научных трудов по материалам XV Международной научно-практической конференции Scientific achievements of the third millennium. (г. Сан — Франциско, 15.09.2021 г.) Изд. НИЦ «LJournal», 2021. С. 67–70.
- Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс 6
- ТРОИС: что это и для чего он нужен в интеллектуальном праве? [Электронный ресурс]: https://zakonadvice.ru/intellektualnoe-pravo/chto-takoe-trois/
- Тимошина С. Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Для чего создан? Какие преимущества для бизнеса? [Электронный ресурс]: https://pravorf.ru/blog/edinyy-tamozhennyy-reestr-ob-ektov-intellektualnoy-sobstvennosti-dlya-chego-sozdan-kakie-preimuschestva-dlya-biznesa
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 N 35 «О ведении единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза» (вместе с «Регламентом ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза») // СПС КонсультантПлюс 5
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС КонсультантПлюс 4
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 марта 2018 г. N 35 «О ведении единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза».