В наше время качество считается одним из основных аспектов конкурентоспособности предприятия. Причем современные экономисты под «системой качества» подразумевают не только конкретно качество выпускаемой продукции, но и качество бизнес-процессов предприятия, качество управленческой деятельности и т. д. Одним словом, все процессы, происходящие на предприятии, могут и должны быть описаны в системе управления качеством. Таким образом, в современном мире термин «качество» приобретает широкое понимание.
Особенно пристально проблемой мониторинга качества занялись в самом начале XX века. Инициатором её создания стал Ф. Тейлор. В настоящее время всё больше исследователей рассматривают с различных позиций проблемы управления качеством, проблемы внедрения систем менеджмента качества (далее — СМК) на предприятиях различных отраслей [5].
Например, вызывает интерес работы И. А. Голуба и В. В. Борисова, опубликованная в 2020 году. В статье речь идет о том, что, «…когда внедряется СМК, компании встречаются с такой проблемой, что стандарты по качеству носят только рекомендательный характер, находятся лишь на бумаге, а в реальности малоприменимы» [2]. Во многом это происходит ввиду того, что отсутствуют чёткие алгоритмы: как и в какой последовательности проводить процедуру внедрения систем менеджмента качества. Особенно остро это свойство ощущается в приборостроении, где менеджменту сложно ориентироваться в нормативах и в итоге часто эти организации внедряют СМК чисто формально, на бумаге [2]. Точка зрения Голуба и Борисова представляется объективной и приближенной к современной реальности.
В англоязычной литературе, ожидаемо, больше актуальных публикаций на тему внедрения систем управления качеством на предприятиях. Особенно интересны публикации, обладающие высокой актуальностью, поскольку в них описываются стандарты ИСО:2018 (тогда как в русскоязычных публикациях, как правило, идут отсылки к ИСО:2015).
Актуальны материалы, затрагивающие проблемы управления качеством в условиях «ковидных» ограничений, коснувшихся всего мира. Например, в материале Сунила Кумара «Аудит вашей СМК во время пандемии» дано определение «удалённого аудита». Удалённый аудит представляет собой один из методов аудита, предписанный в ISO 19011:2018 — «Руководящие указания по аудиту систем управления» [1], актуальность которого резко возросла из-за ограничений, связанных с пандемией. Удалённый Аудит включает обычные шаги, включая анализ задокументированной информации, интервью и представление результатов, с использованием различных платформ информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) [1].
В целом можно заключить, что в последнее время многие исследователи обращаются в своих работах к анализу нововведений при внедрении систем менеджмента качества, дают авторские оценки жизнеспособности применяемых методик, приводят оценку эффективности работы СМК на предприятиях. То есть теоретическая база, на которую опирается внедрение СМК на предприятии сегодня достаточно развита. Однако с практикой внедрения дела обстоят несколько хуже.
Смысл регулирования и контроля качества в семействе стандартов ISO 9001 и ГОСТ Р ИСО 9001, как в российской, так и в международной версии кроется в том, что необходимо оценивать несколько критериев системы управления и контроля внутри предприятия, чтобы определить, насколько продукция соответствует ожиданиям клиентов.
Стандартизация по ISO используется для того, чтобы грамотно организовать рабочий процесс и в итоге позволить наиболее полно удовлетворять запросы конечного потребителя или партнеров за счет внедрения СМК, придерживаясь при этом минимальных финансовых издержек [4].
Менеджмент качества — важная часть в создании и функционировании предприятий, особенно когда так сильна конкурентная борьба, особенно если фирма хочет выйти за пределы РФ, на международный уровень.
Существующие на сегодняшний день теории управления качеством основываются на введении системы менеджмента качества, которая даёт возможность без задержек влиять на параметры качества всех, без исключения, бизнес-процессов, не допускать ошибок и ухудшения качества, а также рационально использовать ресурсы. СМК в этом смысле выполняет функцию ориентира по качеству выпускаемых товаров, предоставляемых услуг. Её кредо — не контролировать товар или услугу в отдельности, а создать такие условия, чтобы бизнес-процессы в совокупности проходили качественно.
Приемлемое качество услуг может быть привлекательным элементом для того, чтобы привлечь новых партнёров и достичь внушительных экономических эффектов. Если вести речь о современной экономике, то «…соответствие организации стандарту ISO:9001 — необходимый минимум для того, чтобы компания имела шанс попасть на крупные рынки. Сертификат при этом является лишь документальным, независимым подтверждением достижения компанией требуемого уровня» [3].
С этой точки зрения, внедрение СМК в российских производственных (в первую очередь) предприятиях — это оправданная и выгодная в долгой перспективе мера повышения конкурентоспособности компании, придание ей международной значимости, престижа и соответствия высоким стандартам.
Среди плюсов внедрения СМК на производственных предприятиях необходимо отметить, что такое внедрение позволяет обеспечить качество корпоративного управления, что включает создание системы надлежащим образом структурированных процедур. В результате повышается качество выпускаемой продукции, растет конкурентоспособность как в целом компании, так и ее продукции.
Среди недостатков внедрения СМК необходимо назвать тот факт, что сегодня это достаточно дорогостоящая процедура.
Руководству предприятия, как правило, приходится потратить значительную сумму на внедрение и сертификацию СМК. Это обусловлено тем, что, во-первых, к разработке и внедрению СМК сегодня, как правило, привлекаются внешние консультанты для разработки документации СМК, проведения работ по изменению организационной структуры и автоматизации бизнес-процессов [4]. Во-вторых, требуются внушительные затраты на сертификацию СМК и последующее переобучение персонала работе по внедренным стандартам.
Наконец, анализ практики внедрения СМК на предприятиях показал, что для многих отечественных компаний становится большой проблемой само получение сертификата ISO. Дело в том, что зачастую компания, действительно предоставляющая услуги высокого качества и имеющая возможности выйти на всероссийский и даже международный рынок, сталкивается с бюрократическими трудностями.
При этом, перечисленные недостатки следует отнести не к самому факту внедрения СМК, а, скорее, к процедуре сертификации, которая на сегодняшний день является достаточно трудоёмкой и громоздкой. Также на сегодняшний день существует проблема в том, что специальность «Менеджер по качеству» недооценена. В нашей стране пока нет эффективного института менеджеров, которые могут эффективно внедрить СМК, следить за выполнением требований стандарта, исправлять ошибки, давать рекомендации высшему руководству компаний.
Данная проблема часто приводит к следующему: руководство, как первое звено, получающее прибыль, должно брать на себя самую большую ответственность за успех предприятия. Однако без участия квалифицированного и компетентного менеджера по качеству в составе руководства компании, часто в фирме назначается ответственное лицо за определенную сферу, но на деле этот человек выполняет чисто «декоративную функцию».
Выход из ситуации возможен двумя путями — первый, наиболее конструктивный — это прием в штат менеджера по качеству, обладающего соответствующим образованием, компетентностью и мотивацией работать в данной области, на данном предприятии, в этой должности. Второй путь — назначение ответственного и его обучение.
Итак, более пристальное внимание к квалификации, опыту и профессиональной деятельности менеджеров по качеству, поднятие престижа и, главное, необходимости профессии, внедрение на производственных, как минимум, крупных предприятиях, должности менеджера по качеству, со временем, должно решить проблему трудоёмкости и сложности внедрения СМК и дальнейшего управления качеством в рамках конкретного предприятия.
Литература:
1. Suneel Kumar. Auditing Your QMS During Pandemic Times // https://www.qualitydigest.com/inside/management-article/auditing-your-qms-during-pandemic-times-110420.html (дата обращения 02.01.2022)
2. Голуб Иван Алексеевич, Борисов Вячеслав Витальевич Внедрение системы менеджмента качества на предприятии в области приборостроения радиоэлектронных средств // Наука без границ. 2020. № 5 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-sistemy-menedzhmenta-kachestva-na-predpriyatii-v-oblasti-priborostroeniya-radioelektronnyh-sredstv (дата обращения: 01.01.2022).
3. Плеханов Алексей Владимирович Экономическая эффективность от внедрения системы менеджмента качества // Скиф. 2019. № 4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-effektivnost-ot-vnedreniya-sistemy-menedzhmenta-kachestva (дата обращения: 02.01.2022).
4. Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по энергетике и инженерному обеспечению. Управление качеством. Опыт, внедрение, перспектива / Сборник информационно-справочных материалов. — СПб, 2018 — СПбГБУ «Центр энергосбережения», 54 с.
5. Шубина Людмила Дмитриевна Работает ли система управления качеством? // Наука и образование сегодня. 2019. № 1 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabotaet-li-sistema-upravleniya-kachestvom (дата обращения 03.01.2022)