В статье рассматриваются актуальные положения теории антикризисного менеджмента в контексте управления хозяйствующими субъектами в социально-экономическом пространстве Российской Федерации.
Ключевые слова: антикризисное управление, кризисная ситуация, кризисное явление, хозяйственная деятельность, стадии кризиса, предприятие
Антикризисное управление — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, соответствующий целям организации, объективным тенденциям ее развития.
Отметим, что ориентация на ключевые цели организации является первостепенной, что продиктовано особенностями современного этапа развития социально-экономических процессов и постоянному усилению информатизации. Указанные обстоятельства, как отмечает ряд авторов, [2, С.106] диктуют выбор соответствующей модели обследования и оценки состояния предприятия в актуальных для него условиях ведения хозяйственной деятельности.
В свою очередь, можно выделить общие и частные факторы, которые влияют на формирование кризисной ситуации и, соответственно, требуют учета при построении модели антикризисного управления. К числу общих относятся представленные на рисунке 1 подгруппы внешних и внутренних факторов. Часть из них представляется, в большей степени, ошибками в построении системы управления предприятием, что приводит к необходимости изменения не просто отдельных элементов ведения хозяйственной деятельности, но предопределяет потребность внедрения в деятельность такого предприятия базовых стандартов и принципов управления.
Рис. 1. Факторы, приводящие к кризису на предприятии
Исходя из совокупности конкретных факторов, ставших причиной формирования кризисной ситуации, формируется система антикризисного управления предприятием. Поскольку сама совокупность причин кризисного явления представляется уникальной для каждого предприятия, постольку и система антикризисного менеджмента в каждом конкретном случае имеет свои особенности. Между тем, как справедливо отмечает ряд исследователей, в основе антикризисного управления всегда лежат: [1, С.15]
— высокий уровень корреляции результатов и времени реализации мероприятий;
— мобильность и высокий уровень динамики в использовании ограниченных ресурсов;
— характерные критерии, применяемые для выбора вариантов решения непосредственного пути преодоления кризисного явления;
— высокий уровень значимости прогностической функции;
— программно-целевой подход к процессу выработки конкретных управленческих решений.
Следует отметить, что антикризисное управление в актуальных социально-экономических условиях, имеет классификационное разделение и по признаку периода существования предприятия. Соответственно, для каждого такого вида антикризисного управления справедливо преобладание конкретного фактора из числа приведенных выше, однако их общая совокупность остается неизменной.
Так, возможно выделить антикризисное управление на предприятии, которое:
—находится в стабильном состоянии;
Здесь речь идет о системе превентивного распознавания кризисных явлений и определении путей нивелирования либо шанса их наступления, либо последствий наступления кризиса.
—находится в неустойчивом состоянии;
На данном этапе вхождения предприятия в стадию кризиса происходит реализация функции антикризисного регулирования, т. е. целью антикризисного управления выступает стабилизация ситуации и недопущение углубления кризисных явлений, а также предотвращение развития их последствий.
—находится в стадии кризиса.
На данном этапе происходит минимизация отрицательных последствий кризиса и обеспечение жизнедеятельности системы в целом. Уточнение об исключительно отрицательных последствиях, по мнению ряда авторов, представляется наиболее верным, поскольку непосредственно полученные эмпирическим путем данные представляют ценность для развития организации в будущем.
Исходя из рассмотренных выше этапов антикризисного управления, представляется необходимым выделить соответствующий перечень задач анализируемого процесса. К таковым следует отнести: [3, С.45]
— своевременную диагностику предкризисного финансового состояния и принятие необходимых мер по предупреждению кризисных явлений;
— исключение неплатежеспособности предприятия;
— восстановление финансовой устойчивости предприятия;
— предупреждение банкротства и ликвидации предприятия;
— уменьшение негативных последствий кризисных явлений на предприятии.
Следует также подчеркнуть, что именно исходя из соотношения задач каждого этапа; соответствующего объема факторов, способствующих развитию кризиса; а также прогнозов развития кризисной ситуации происходит выбор конкретного механизма антикризисного управления и аналогичный же выбор антикризисных мероприятий.
Литература:
- Борисова, С. Г. Антикризисное управление организацией: особенности, диагностика, выбор стратегии / С. Г. Борисова, В. С. Толмачева. — Текст: непосредственный // Вестник МГУП. — 2016. — № 3. — С. 13–17.
- Долганова, Н. А. Анализ актуальных механизмов антикризисного управления предприятием / Н. А. Долганова, Н. М. Таганова. — Текст: непосредственный // Инновационная наука. — 2019. — № 4. — С. 105–109.
- Ермашкевич, Н. С. Модели антикризисного управления для обеспечения устойчивого развития организации / Н. С. Ермашкевич, Е. С. Чибисова. — Текст: непосредственный // Лидерство и менеджмент. — 2019. — № 1. — С. 43–58.