В статье автором рассматриваются особенности пребывания на территории Германии иностранных граждан и лиц без гражданства, анализируются меры правового принуждения и ответственности, применяемые к этой категории граждан на территории Германии.
Ключевые слова: иностранные граждане, лица без гражданства, порядок пребывания, ответственность .
Иностранные граждане, проживающие на территории Германии, обладают определенным правовым статусом. Иностранцем может быть любое лицо, которое не имеет немецкого гражданства. Правовой статус таких лиц определяется Законом о пребывании, трудовой деятельности и интеграции иностранцев в ФРГ (Gesetz über den Aufenthalt, die Erwerbstätigkeit und die Integration von Ausländern im Bundesgebiet (Aufenthaltsgesetz — AufenthG).
Существует различие между гражданами Европейского союза и гражданами третьих стран. Так, к гражданам Европейского союза относят граждан других стран-членов ЕС. Граждане третьих стран — это граждане всех стран, которые не входят в состав ЕС. Следует также упомянуть особую группу — иностранцы, просящие у Германии политического убежища [4].
Институт правового статуса беженца в Германии начал существование после поражения Германии во Второй мировой войне. Для восстановления страны, необходимо было привлечь рабочую силу из других стран. В частности, в 60-х годах XX века «правительство Германии заключило соглашение с Турцией о привлечении рабочей силы, в результате чего в страну стали приезжать десятки тысяч турецких гастарбайтеров» [5]. Приезжающие в страну граждане Турции, Польши и других стран, начиная работать в Германии, впоследствии оставались в стране, получая вид на жительство, а впоследствии и гражданство.
Начиная с 2015 года, в результате военных конфликтов, происходящих в странах Африки и Ближнего Востока, Германия открыла свои границы для беженцев.
Порядок въезда и выезда иностранных граждан на территорию Германии предусмотрен нормами Закона о пребывании иностранцев в Германии (Aufenthaltsgesetz).
1 августа 2015 года вступили в силу изменения в Закон о пребывании иностранцев ФРГ, и данные изменения вызвали много споров, как среди правозащитных организаций, так и среди юристов. С одной стороны, законопроект нацелен на улучшение правового статуса людей без законного разрешения на пребывание, которые нуждаются в защите или интегрировались в немецкое общество. Новые правила также предусматривали быструю легализацию пребывания хорошо интегрированных несовершеннолетних иностранцев. Но с другой стороны поправки в закон также предусматривали облегченную процедуру принудительной депортации из страны иностранцев, которые не имеют законного статуса пребывания в стране.
В современной Германии преступность среди мигрантов имеет высокий уровень. Федеральное ведомство криминальной полиции Германии регулярно публикует отчет о преступлениях и их видах среди мигрантов. Так, за 2017–2018 годы «Преступность в контексте миграции / BKA — Kriminalitдtim Kontextder Zuwanderung», можно условно разделить все неправомерные деяния на две базовые категории: преступления, совершаемые мигрантами, и преступления против них.
В первом квартале 2017 года было совершено 203 900 преступлений, а за этот же период 2018 года — 202 700, что говорит о снижении числа преступлений по сравнению с прошлым годом.
По статистике 27 % от общего количества совершаемых мигрантами преступлений приходятся на имущественные преступления и преступления в сфере контрафактной продукции. 24 % составляют хулиганские действия и преступления против личной свободы. Преступления сексуального характера составляют не более 2 % от общего числа преступлений. И лишь 0,15 % всех преступлений — это преступления против жизни.
В 2017 году 112 граждан Германии подверглись покушению на убийство со стороны мигрантов, 13 из них были убиты. Каждый день германские СМИ сообщают о факте убийства, разбоя или изнасилования, в том числе группового [8].
Нарушителями физическими лицами могут быть не только мигранты, но и должностные лица, действия которых повлекли нарушение миграционного законодательства.
Среди санкций, применяемых к нарушившим право мигрантам, наиболее часто встречается материальное принуждение в виде штрафа. В Германии административный штраф преобладает и среди других мер ответственности. Наибольший интерес заслуживают такие санкции, как удаление с территории страны иностранцев.
Депортация (Abschiebung) иностранного гражданина с территории Германии является мерой ответственности за нарушение следующих норм миграционного законодательства:
– незаконно въехал на территорию страны;
– не подал заявку на вид на жительство, не подал заявку на продление вида на жительство; не получил разрешение на проживание [2, § 58];
– на основании решения о возвращении, принятого другим государством-членом Европейского Союза [1, ст. 3].
Надзор за выездом требуется, если иностранный гражданин находится в следующих ситуациях:
– находится в заключении по судебному решению или в другом месте содержания;
– не уехал в течение разрешенного срока на выезд;
– должен быть выдворен на основании особо серьезного повода для высылки в соответствии с §54 абзац 1 в сочетании с §53 [2];
– не имеет средств к существованию;
– не имеет паспорта или заменителя паспорта;
– указал неправильные сведения или отказался предоставить информацию иммиграционным властям с целью обмана [6].
Решение по высылке принимаются ведомствами по иностранцам (Ausländerbehörde). Процедура высылки исполняется органами полиции. В зависимости от случая, это может быть федеральная (Bundespolizei) или земельная полиция (Landespolizei). Власти могут также подать заявку на судебное постановление о содержании под стражей до репатриации, если у них есть доказательства того, что депортируемый намерен скрываться, чтобы избежать депортации. Это «содержание» может продолжаться до 18 месяцев, и его обычно применяют к иностранным гражданам, которые были осуждены за тяжкое преступление.
Меры принуждения административно-правовые и уголовно-правовые, которые дают основания для выдворения иностранца:
– совершение тяжких преступлений;
– употребление наркотических средств;
– совершил одно или несколько правонарушений на территории Германии.
Депортация для иностранного гражданина с территории Германии, влечет за собой автоматический запрет на въезд (Einreiseverbot) в Германию и другие страны Европейского союза. Длительность запретного срока устанавливает компетентное ведомство, срок зависит от индивидуальных обстоятельств конкретного дела. Максимальный законный срок запрета на въезд составляет до 10 лет. Личные данные депортированных иностранцев заносят в национальный реестр по учёту иностранцев (AZR) и в шенгенскую информационную систему (SIS). Повторный въезд на территорию Германии, при наличии запрета на въезд, карается уголовным преследованием.
Если иностранец не имеет законных оснований для нахождения на территории Германии, то он не имеет права в законном порядке:
– арендовать жилье, т. к. арендатор обязан зарегистрироваться по месту жительства, что недоступно нелегальному мигранту. За аренду жилья с помощью третьего лица грозит ответственность за подделку документов от денежного штрафа до пяти лет лишения свободы [3, § 267];
– получить медицинскую помощь, т. к. не имеет возможности получить медицинскую страховку. При этом иностранный гражданин без страховки может получить медицинскую помощь с помощью ведомства Sozialamt, однако об отсутствии у него законных оснований находиться на территории ФГР тут же сообщат в миграционную службу;
– получить образование, как взрослому, так и ребенку. Учеба в школе и детском саду для ребенка мигранта, в основном, доступна только при наличии легального статуса;
– получить высшее образование в ВУЗе ФРГ.
Таким образом, меры правового принуждения и ответственности, применяемые к иностранцам на территории Германии, варьируются, как от наличия препятствий к ведению полноценной жизнедеятельности, так и вполне конкретных мер гражданской и уголовной ответственности, а также возможности депортации.
Литература:
- Директива 2001/40 / EC Совета от 28 мая 2001 г. О взаимном признании решений о возвращении граждан третьих стран (OJ EC No. L 149 p. 34).
- Gesetzüber den Aufenthalt, die Erwerbstätigkeit und die Integration von AusländernimBundesgebiet§58
- Strafgesetzbuch, StGB.https://www.gesetze-im-internet.de/stgb/
- Гаврилова Л. В. Административно-деликтное законодательство Федеральной Республики Германии: значение законодательного опыта ФРГ для Российской Федерации. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. С. 96
- Кучеров М. Ю. «Миграционный кризис в Германии: нагрузка или инвестиции в будущее?" Власть, №. 4, 2020, с. 58–64.
- «Эти люди чужды и опасны». Германия приняла миллионы мигрантов и беженцев. Как они меняют страну и немцев? https://lenta.ru/articles/2021/08/01/migrants_germany/ (дата обращения 10.11.2021)
- Институт административного выдворения (депортации) иностранных граждан (подданных) и лиц без гражданства. Зарубежная практика конституционного контроля. Управление международных связей и обобщения практики конституционного контроля. КСРФ. 2017 г.
- BKA — crime in the context of immigration. National situation. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/KriminalitaetImKontextVonZuwanderung_2017.pdf