В статье представлен и рассмотрен спектр возможностей и задач, с которыми сталкивается практикующий школьный психолог. Кто он? Чем занимается? Большинство школьников редко могут припомнить яркие моменты взаимодействия с этим школьным сотрудником, для них как правило это человек предлагающий пройти несколько на их взгляд скучных тестов. Так может, этот малозаметный специалист и вовсе не нужен в школе? Попробуем с этим разобраться.
Ключевые слова: психологическая диагностика, адаптация, индивидуальное консультирование.
The article presents and examines the range of opportunities and challenges faced by a practicing school psychologist. Who is he? What does he do? Most schoolchildren can rarely recall the bright moments of interaction with this school employee, for them, as a rule, this is a person offering to take several boring tests in their opinion. So maybe this inconspicuous specialist is not needed at all at school? Let's try to figure it out.
Keywords: psychological diagnostics, adaptation, individual counseling.
Та всё-таки кто такой психолог? Однозначного определения этому термину нет. В просторах глобальной сети и научной литературе встречаются самые разнообразные определения:
Психолог — это специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности, а также с целью оказания психологической помощи , поддержки и сопровождения;
Психолог — это эксперт, который знает: что такое человеческая психика, и как она развивается, что происходит в душе человека в тот или иной возрастной период, как эффективно общаться с другими людьми и создавать семью, воспитывать детей и т. д.;
Психолог — это специалист, который занимается изучением поведения человека в различных ситуациях, занимается коррекцией поведения индивида в жизни, на работе и так далее. Также психолог помогает человеку преодолеть различные комплексы, перебороть страхи и вести гармоничный образ жизни.
Как мы видим, что определений много, но как понять, чем психолог может помочь другому человеку? С детства мы помним, что все профессии нужны, все профессии важны! Например, строитель- построит дом, повар -приготовит вкусную еду, врач — вылечит болезни. А как можно увидеть результат работы психолога, ведь на первый взгляд не строить, ни накормить, ни лечить он вроде как не может! А вот и может! Давайте выделим три ключевых слова из представленных выше определений: личность, душа, помощь . А теперь всё это спроецируем к профессии психолог:
– в период взросления и становлении как личности, ребёнок часто теряется в сомнениях: Что такое хорошо? Что такое плохо? Как поступить правильно? С этим на своём пути сталкивается каждый человек и несомненно помочь в правильном выборе может психолог. Например, в период переходного возраста подросток сталкивается с трудностью в общении со сверстниками и родителями. На этом этапе психолог может подсказать как правильно выстроить отношения с окружающими и тем самым помочь создать комфортные условия ребёнку. Получается, что психолог — это тоже строитель;
– душа. Глазами душу не увидеть, руками не пощупать. Но высказывание чего не вижу, того нет в этом случае не действует. Душа — это внутренний, психический мир человека. И с каждым бывают моменты, когда «душа не на месте» а это значит, что человеком в этот момент могут овладевать тысячи эмоций. Они могут быть связаны с переживаниями за себя, за близких и т. д. А еще хуже если в «душе пустота» и в этом случае душа нуждается в помощи. И психолог в этом может помочь. Он постарается разобраться в проблеме и восполнить пробелы наполнив душу доверившегося ему человеку недостающими ингредиентами, ведь духовная пища важна не менее, чем телесная. От сюда делаем вывод: Для того чтобы «душа пела» ей, как и всему –необходимо питаться. Выходит, что психолог — это своего рода повар;
– Психологическая помощь — это комплекс мероприятий, направленных на содействие детям в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей детей для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование детей и родителей о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию. Психолог — это врач.
Из перечисленного выше можно сделать вывод что профессия психолога одна из важных.
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями (своими и одноклассников), другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. По своему содержанию она может быть интеллектуальной, эстетической, этической, бытовой и др. Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Можно сказать, что школьная среда предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.
В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать школьнику разнообразную поддержку. Прежде всего — это, Педагог, Родитель и Психолог.
Знакомство ученика и школьного психолога происходит практически сразу после зачисления ребёнка в первый класс. Для психолога очень важно продиагностировать каждого вновь прибывшего ученика чтобы заранее определить “группу риска” и провести работу с ними до того, как они “наломают дров”. Для творчески одаренных детей может составить план работ по развитию их способностей, неуспевающим и недисциплинированным ученикам — по коррекции их поведения. Также в задачу психолога входит определение уровня готовности при наборе первоклассников, чтобы затем вместе с учителем составить план индивидуальной работы с каждым из них для лучшей адаптации в школе. Он отдельно работает с детьми, перешедшим из одной школы в другую. Мнение специалиста также учитывается при проведении психолого-медико-педагогической комиссии, а также на Совете профилактики. Школьный психолог ответственен за соблюдение прав и свобод учащихся, охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Это обязывает его регулировать конфликты, как в классе, так и между учителями и учениками, и, по возможности, предотвращать их.
Из перечисленных ниже профессиональных задач психолога видно, что рабочий день данного специалиста ни так уж скучен, бездельем ему точно страдать некогда:
– психологическая диагностика;
– групповая работа с учащимися разных классов;
– индивидуальное консультирование в кабинете;
– просветительская работа с родителями;
– работа с методической литературой и консультирование педагогов, работа с документацией.
И это ещё не всё! Нередко специалист сталкивается с форс-мажорами, которые требуют немедленного участия. Для того, чтоб помочь одному ребёнку порой требуется неопределённое количество времени.
Чтобы спокойно заниматься своей профессиональной деятельностью психологу необходимо не просто отдельное помещение, а кабинет полностью укомплектованный методическим, сенсомоторным оборудованием и специальной мебелью.
В идеале кабинет психолога должен соответствовать представленным ниже требованиям:
– зона для консультаций и релаксации;
– зона для письменных, рисуночных коррекционных и психодиагностических занятий;
– зона для подвижных, игровых коррекционных и релаксационных занятий;
– рабочая зона психолога, зона для индивидуальных занятий на ПК (компьютерная диагностика, компьютерные развивающие занятия);
– архивная зона.
Но, к сожалению, не во всех школах имеется возможность полного оборудовании кабинета психолога, а во многих школах нет возможности выделить даже помещение для работы психолога. В таких школах психологам приходится ютиться в маленьких каморках, зачастую, разделяя ее с логопедом или социальным педагогом. В этом случае психологу нужно потратить много времени на организацию своей деятельности. Мало того, что нужно согласовать время проведения занятий с детьми не только с классными руководителями и администрацией, но и с коллегой — соседом по кабинету, нужно еще хорошо продумать планировку мебели, что бы было, куда посадить учеников и где с ними поиграть. К тому же методические материалы приходится делать своими руками. Все это отнимает у психолога очень много времени.
Психология — эта наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Профессия школьного психолога вошла в нашу жизнь относительно недавно. Ранее эту функцию выполняли школьные педагоги, сами того не подозревая. Они диагностировали уровень развития учащихся, выявляли одаренных детей, проводили консультации с родителями и т. д. Безусловно, каждый преподаватель знаком с курсом детской и подростковой психологии, но по большей мере педагог действует на основании своего педагогического опыта и интуиции. И тут встал вопрос, а правильно ли без системы и научных исследований на одной интуиции учителя делать выводы и давать заключения о психологическом состоянии учащегося. Отсюда и появилась необходимость в квалифицированном специалисте, который умеет слушать и слышать людей. Душа этого человека должна быть наполнена добротой и неравнодушием к людям.
Учитывая тенденции современного общества, профессия психолога в школьной жизни просто необходима. Отвечая на вопрос, нужен ли психолог в школе, услышим однозначный ответ — нужен. Кто как не психолог способен помочь выстроить правильные, доверительные отношения между коллегами, что является очень важным аспектом жизни в учебном заведении т. к. мы проводим большее время нашей жизни на работе, что называется «живём работой», поэтому очень важно, чтоб в коллективе царила здоровая атмосфера. Помочь найти общий язык между родителями и их детьми также поспешит сделать психолог. Подскажет родителям, как правильно включить в работу младшего школьника, и как стимулировать на успех ребёнка старшего школьного возраста. Как для учителя, так и для ученика очень важно понимание, доверие, открытость! А что, если две стороны не могут с этим самостоятельно справиться? И тут опять мы обращаемся за помощью к профессионалу своего дела, который поможет найти понимание между учителем и учеником. Кто как не он первым увидит проблемы с адаптацией у первоклассника или поможет найти правильный выход старшекласснику, который борется с проблемами переходного возраста? Конечно он — психолог!
Отсюда вывод, что психолог в школе — это очень важная административная должность, занимающая очень много времени и сил, требующая большой отдачи, упорства и терпения. Ведь человек на этом посту не просто занимает должность и работает с людьми, он работает с живыми душами и сердцами.
Литература:
- Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
- Психологическое благополучие школьников. Дубровина И. В. М.: Юрайт, 2017. 180 с.
- Практическая психология образования Дубровина: ТЦ Сфера 2000 И.В 528 с.
- Введение в профессию психолога: этический компонен: учебное пособие / И. П. Березовская. — СПб.: ФГБОУ ВПО ПГУПС, 2015. — 49 с.
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. Под общей редакцией И. В. Дубровиной, М. Издательский центр «Академия»,1995.