Роль психолога, работающего в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 09.01.2022

Статья просмотрена: 2407 раз

Библиографическое описание:

Огородникова, А. В. Роль психолога, работающего в школе / А. В. Огородникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87680/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлен и рассмотрен спектр возможностей и задач, с которыми сталкивается практикующий школьный психолог. Кто он? Чем занимается? Большинство школьников редко могут припомнить яркие моменты взаимодействия с этим школьным сотрудником, для них как правило это человек предлагающий пройти несколько на их взгляд скучных тестов. Так может, этот малозаметный специалист и вовсе не нужен в школе? Попробуем с этим разобраться.

Ключевые слова: психологическая диагностика, адаптация, индивидуальное консультирование.

The article presents and examines the range of opportunities and challenges faced by a practicing school psychologist. Who is he? What does he do? Most schoolchildren can rarely recall the bright moments of interaction with this school employee, for them, as a rule, this is a person offering to take several boring tests in their opinion. So maybe this inconspicuous specialist is not needed at all at school? Let's try to figure it out.

Keywords: psychological diagnostics, adaptation, individual counseling.

Та всё-таки кто такой психолог? Однозначного определения этому термину нет. В просторах глобальной сети и научной литературе встречаются самые разнообразные определения:

Психолог — это специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности, а также с целью оказания психологической помощи , поддержки и сопровождения;

Психолог — это эксперт, который знает: что такое человеческая психика, и как она развивается, что происходит в душе человека в тот или иной возрастной период, как эффективно общаться с другими людьми и создавать семью, воспитывать детей и т. д.;

Психолог — это специалист, который занимается изучением поведения человека в различных ситуациях, занимается коррекцией поведения индивида в жизни, на работе и так далее. Также психолог помогает человеку преодолеть различные комплексы, перебороть страхи и вести гармоничный образ жизни.

Как мы видим, что определений много, но как понять, чем психолог может помочь другому человеку? С детства мы помним, что все профессии нужны, все профессии важны! Например, строитель- построит дом, повар -приготовит вкусную еду, врач — вылечит болезни. А как можно увидеть результат работы психолога, ведь на первый взгляд не строить, ни накормить, ни лечить он вроде как не может! А вот и может! Давайте выделим три ключевых слова из представленных выше определений: личность, душа, помощь . А теперь всё это спроецируем к профессии психолог:

– в период взросления и становлении как личности, ребёнок часто теряется в сомнениях: Что такое хорошо? Что такое плохо? Как поступить правильно? С этим на своём пути сталкивается каждый человек и несомненно помочь в правильном выборе может психолог. Например, в период переходного возраста подросток сталкивается с трудностью в общении со сверстниками и родителями. На этом этапе психолог может подсказать как правильно выстроить отношения с окружающими и тем самым помочь создать комфортные условия ребёнку. Получается, что психолог — это тоже строитель;

– душа. Глазами душу не увидеть, руками не пощупать. Но высказывание чего не вижу, того нет в этом случае не действует. Душа — это внутренний, психический мир человека. И с каждым бывают моменты, когда «душа не на месте» а это значит, что человеком в этот момент могут овладевать тысячи эмоций. Они могут быть связаны с переживаниями за себя, за близких и т. д. А еще хуже если в «душе пустота» и в этом случае душа нуждается в помощи. И психолог в этом может помочь. Он постарается разобраться в проблеме и восполнить пробелы наполнив душу доверившегося ему человеку недостающими ингредиентами, ведь духовная пища важна не менее, чем телесная. От сюда делаем вывод: Для того чтобы «душа пела» ей, как и всему –необходимо питаться. Выходит, что психолог — это своего рода повар;

– Психологическая помощь — это комплекс мероприятий, направленных на содействие детям в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей детей для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование детей и родителей о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию. Психолог — это врач.

Из перечисленного выше можно сделать вывод что профессия психолога одна из важных.

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями (своими и одноклассников), другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. По своему содержанию она может быть интеллектуальной, эстетической, этической, бытовой и др. Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Можно сказать, что школьная среда предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.

В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать школьнику разнообразную поддержку. Прежде всего — это, Педагог, Родитель и Психолог.

Знакомство ученика и школьного психолога происходит практически сразу после зачисления ребёнка в первый класс. Для психолога очень важно продиагностировать каждого вновь прибывшего ученика чтобы заранее определить “группу риска” и провести работу с ними до того, как они “наломают дров”. Для творчески одаренных детей может составить план работ по развитию их способностей, неуспевающим и недисциплинированным ученикам — по коррекции их поведения. Также в задачу психолога входит определение уровня готовности при наборе первоклассников, чтобы затем вместе с учителем составить план индивидуальной работы с каждым из них для лучшей адаптации в школе. Он отдельно работает с детьми, перешедшим из одной школы в другую. Мнение специалиста также учитывается при проведении психолого-медико-педагогической комиссии, а также на Совете профилактики. Школьный психолог ответственен за соблюдение прав и свобод учащихся, охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Это обязывает его регулировать конфликты, как в классе, так и между учителями и учениками, и, по возможности, предотвращать их.

Из перечисленных ниже профессиональных задач психолога видно, что рабочий день данного специалиста ни так уж скучен, бездельем ему точно страдать некогда:

– психологическая диагностика;

– групповая работа с учащимися разных классов;

– индивидуальное консультирование в кабинете;

– просветительская работа с родителями;

– работа с методической литературой и консультирование педагогов, работа с документацией.

И это ещё не всё! Нередко специалист сталкивается с форс-мажорами, которые требуют немедленного участия. Для того, чтоб помочь одному ребёнку порой требуется неопределённое количество времени.

Чтобы спокойно заниматься своей профессиональной деятельностью психологу необходимо не просто отдельное помещение, а кабинет полностью укомплектованный методическим, сенсомоторным оборудованием и специальной мебелью.

В идеале кабинет психолога должен соответствовать представленным ниже требованиям:

– зона для консультаций и релаксации;

– зона для письменных, рисуночных коррекционных и психодиагностических занятий;

– зона для подвижных, игровых коррекционных и релаксационных занятий;

– рабочая зона психолога, зона для индивидуальных занятий на ПК (компьютерная диагностика, компьютерные развивающие занятия);

– архивная зона.

Но, к сожалению, не во всех школах имеется возможность полного оборудовании кабинета психолога, а во многих школах нет возможности выделить даже помещение для работы психолога. В таких школах психологам приходится ютиться в маленьких каморках, зачастую, разделяя ее с логопедом или социальным педагогом. В этом случае психологу нужно потратить много времени на организацию своей деятельности. Мало того, что нужно согласовать время проведения занятий с детьми не только с классными руководителями и администрацией, но и с коллегой — соседом по кабинету, нужно еще хорошо продумать планировку мебели, что бы было, куда посадить учеников и где с ними поиграть. К тому же методические материалы приходится делать своими руками. Все это отнимает у психолога очень много времени.

Психология — эта наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Профессия школьного психолога вошла в нашу жизнь относительно недавно. Ранее эту функцию выполняли школьные педагоги, сами того не подозревая. Они диагностировали уровень развития учащихся, выявляли одаренных детей, проводили консультации с родителями и т. д. Безусловно, каждый преподаватель знаком с курсом детской и подростковой психологии, но по большей мере педагог действует на основании своего педагогического опыта и интуиции. И тут встал вопрос, а правильно ли без системы и научных исследований на одной интуиции учителя делать выводы и давать заключения о психологическом состоянии учащегося. Отсюда и появилась необходимость в квалифицированном специалисте, который умеет слушать и слышать людей. Душа этого человека должна быть наполнена добротой и неравнодушием к людям.

Учитывая тенденции современного общества, профессия психолога в школьной жизни просто необходима. Отвечая на вопрос, нужен ли психолог в школе, услышим однозначный ответ — нужен. Кто как не психолог способен помочь выстроить правильные, доверительные отношения между коллегами, что является очень важным аспектом жизни в учебном заведении т. к. мы проводим большее время нашей жизни на работе, что называется «живём работой», поэтому очень важно, чтоб в коллективе царила здоровая атмосфера. Помочь найти общий язык между родителями и их детьми также поспешит сделать психолог. Подскажет родителям, как правильно включить в работу младшего школьника, и как стимулировать на успех ребёнка старшего школьного возраста. Как для учителя, так и для ученика очень важно понимание, доверие, открытость! А что, если две стороны не могут с этим самостоятельно справиться? И тут опять мы обращаемся за помощью к профессионалу своего дела, который поможет найти понимание между учителем и учеником. Кто как не он первым увидит проблемы с адаптацией у первоклассника или поможет найти правильный выход старшекласснику, который борется с проблемами переходного возраста? Конечно он — психолог!

Отсюда вывод, что психолог в школе — это очень важная административная должность, занимающая очень много времени и сил, требующая большой отдачи, упорства и терпения. Ведь человек на этом посту не просто занимает должность и работает с людьми, он работает с живыми душами и сердцами.

Литература:

  1. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
  2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
  3. Психологическое благополучие школьников. Дубровина И. В. М.: Юрайт, 2017. 180 с.
  4. Практическая психология образования Дубровина: ТЦ Сфера 2000 И.В 528 с.
  5. Введение в профессию психолога: этический компонен: учебное пособие / И. П. Березовская. — СПб.: ФГБОУ ВПО ПГУПС, 2015. — 49 с.
  6. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. Под общей редакцией И. В. Дубровиной, М. Издательский центр «Академия»,1995.
Основные термины (генерируются автоматически): психолог, душ, ребенок, школа, школьный психолог, индивидуальное консультирование, переходной возраст, помощь, профессия психолога, психологическая диагностика.


Ключевые слова

адаптация, психологическая диагностика, индивидуальное консультирование

Похожие статьи

Некоторые дидактические особенности при значительном повторении значение

В этой статье говорится об абитуриентах, которые в будущем будут поступать в высшие учебные заведения, об их подготовке к тестам по математике. Занимаясь на курсах по подготовке к тестам или на консультациях, каждый поступающий должен поставить себе ...

Воспитательная система как способ формирования общих компетенций выпускника образовательного учреждения

В данной статье затрагивается одна из проблем современного профессионального образования, которую автор видит в сложном процессе организации образования. Данная проблемы проявляется в виде возложения обязанностей руководства учебными группами на маст...

Межкультурная компетентность преподавателя в классе EFL: применить нельзя освоить

В статье рассматривается вопрос о межкультурной компетентности преподавателя английского языка как иностранного в условиях поликультурной аудитории. Особенную значимость эта проблема приобретает в том случае, когда участники — и студенты, и преподава...

Создание системы качества на предприятии

Развитие управление качеством как дисциплины, заслуга большего числа знаменитых гуру качества. Существуют разнообразные методики, школы качества, которые помогают усовершенствовать какой-то аспект в работе компании. Каждое предприятие уникально и у н...

Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 1. Об амбициях как таковых

В статье автор раскрывает понятие «амбиции». Рассуждает на тему амбициозность — как черта характера человека, «хорошо это или плохо». И какие амбиции педагогу важнее иметь — здоровые или нездоровые, и как они повлияют на его развитие и становление ка...

Неэффективный интерес к учёбе в школьном возрасте (рассуждение о предполагаемой проблеме)

В данной статье исследуется «безответная любовь» школьников к учебным дисциплинам: сочетание увлечённости предметом с неудовлетворительными результатами («двойками»). Для обозначения данного явления в работе используется слово «склонность». Опираясь ...

Модель управления процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе

Сейчас молодому специалисту очень сложно найти работу по полученной им специальности. Если удалось это сделать, встает иной вопрос: как закрепится на новой должности, не имея практических навыков? Трудовая деятельность отличается от учебного процесса...

Некоторые проблемы осуществления аудиторской деятельности

Как и в любой другой отрасли экономики, в области аудита часто возникают проблемы, связанные как с несовершенством законодательных норм, так и с самой практикой проведения аудита. В статье предпринята попытка идентифицировать конкретные проблемы ауди...

Теоретический анализ педагогических технологий

В данной статье рассматривается проблема использования педагогическими технологиями будущими учителями математики. На уроках математики говорят о важности использования информационных технологий. В соответствии с актуальностью темы использование педа...

Аутсорсинг в России сегодня: страхи и сомнения

В мировой практике аутсорсинг как схема взаимодействия с внешними поставщиками услуг давно стал признанным средством повышения эффективности работы предприятий. Но большинство российских компаний скептически относятся к привлечению независимых подряд...

Похожие статьи

Некоторые дидактические особенности при значительном повторении значение

В этой статье говорится об абитуриентах, которые в будущем будут поступать в высшие учебные заведения, об их подготовке к тестам по математике. Занимаясь на курсах по подготовке к тестам или на консультациях, каждый поступающий должен поставить себе ...

Воспитательная система как способ формирования общих компетенций выпускника образовательного учреждения

В данной статье затрагивается одна из проблем современного профессионального образования, которую автор видит в сложном процессе организации образования. Данная проблемы проявляется в виде возложения обязанностей руководства учебными группами на маст...

Межкультурная компетентность преподавателя в классе EFL: применить нельзя освоить

В статье рассматривается вопрос о межкультурной компетентности преподавателя английского языка как иностранного в условиях поликультурной аудитории. Особенную значимость эта проблема приобретает в том случае, когда участники — и студенты, и преподава...

Создание системы качества на предприятии

Развитие управление качеством как дисциплины, заслуга большего числа знаменитых гуру качества. Существуют разнообразные методики, школы качества, которые помогают усовершенствовать какой-то аспект в работе компании. Каждое предприятие уникально и у н...

Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 1. Об амбициях как таковых

В статье автор раскрывает понятие «амбиции». Рассуждает на тему амбициозность — как черта характера человека, «хорошо это или плохо». И какие амбиции педагогу важнее иметь — здоровые или нездоровые, и как они повлияют на его развитие и становление ка...

Неэффективный интерес к учёбе в школьном возрасте (рассуждение о предполагаемой проблеме)

В данной статье исследуется «безответная любовь» школьников к учебным дисциплинам: сочетание увлечённости предметом с неудовлетворительными результатами («двойками»). Для обозначения данного явления в работе используется слово «склонность». Опираясь ...

Модель управления процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе

Сейчас молодому специалисту очень сложно найти работу по полученной им специальности. Если удалось это сделать, встает иной вопрос: как закрепится на новой должности, не имея практических навыков? Трудовая деятельность отличается от учебного процесса...

Некоторые проблемы осуществления аудиторской деятельности

Как и в любой другой отрасли экономики, в области аудита часто возникают проблемы, связанные как с несовершенством законодательных норм, так и с самой практикой проведения аудита. В статье предпринята попытка идентифицировать конкретные проблемы ауди...

Теоретический анализ педагогических технологий

В данной статье рассматривается проблема использования педагогическими технологиями будущими учителями математики. На уроках математики говорят о важности использования информационных технологий. В соответствии с актуальностью темы использование педа...

Аутсорсинг в России сегодня: страхи и сомнения

В мировой практике аутсорсинг как схема взаимодействия с внешними поставщиками услуг давно стал признанным средством повышения эффективности работы предприятий. Но большинство российских компаний скептически относятся к привлечению независимых подряд...

Задать вопрос