Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, которая представляет собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
Наиболее уязвимыми объектами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций являются система принятия решений по оперативным действиям (реакциям), связанным с развитием таких ситуаций и ходом ликвидации их последствий, а также система сбора и обработки информации о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций.
Особенности обеспечения информационной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций обусловлены тем, что сокрытие, задержка поступления, искажение и разрушение оперативной информации, несанкционированный доступ к ней отдельных лиц могут привести как к человеческим жертвам, так и к возникновению сложностей при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
В результате климатических аномалий и влияния человеческого фактора чрезвычайные ситуации (далее — ЧС) природного и техногенного характера становятся всё более масштабными и представляют одну из реальных угроз стабильности социально-экономического развития страны. Возникновение подобных чрезвычайных ситуаций влечет за собой нарушение условий жизни людей и значительный материальный ущерб.
Для устойчивого функционирования информационной инфраструктуры в стране необходимо:
а) обеспечить единство государственного регулирования, централизованные мониторинг и управление функционированием информационной инфраструктуры Российской Федерации на уровне информационных систем и центров обработки данных, а также на уровне сетей связи;
б) обеспечить поэтапный переход государственных органов и органов местного самоуправления к использованию инфраструктуры электронного правительства, входящей в информационную инфраструктуру Российской Федерации;
в) обеспечить использование российских криптоалгоритмов и средств шифрования при электронном взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления между собой, а также с гражданами и организациями;
г) осуществить скоординированные действия, направленные на подключение объектов к информационной инфраструктуре Российской Федерации;
д) заменить импортное оборудование, программное обеспечение и электронную компонентную базу российскими аналогами, обеспечить технологическую и производственную независимость и информационную безопасность;
е) обеспечить комплексную защиту информационной инфраструктуры Российской Федерации, в том числе с использованием государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы и системы критической информационной инфраструктуры;
ж) проводить непрерывный мониторинг и анализ угроз, возникающих в связи с внедрением новых информационных технологий, для своевременного реагирования на них;
з) обеспечить единство сетей электросвязи Российской Федерации, в том числе развитие и функционирование сетей связи государственных органов и органов местного самоуправления, а также интегрированной сети связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка [5].
Предупреждение чрезвычайных ситуаций эффективно только при полном взаимодействии на всех уровнях государственной власти.
Проведенный анализ нормативной правовой базы, регламентирующий порядок информационного обеспечения в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) [законы] показал, что основная роль в организации и координации информационного обмена и взаимодействия в системе РСЧС возложена на МЧС России. Эта функция осуществляется через органы повседневного управления, где в свою очередь ключевое место занимает Национальный центр управления в кризисных ситуациях (далее — НЦУКС), являющийся органом повседневного управления РСЧС на федеральном уровне [2–4].
В соответствии со статьей 22 Положения о РСЧС [2] информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации [7].
В нашей статье мы рассмотрели проблемы использования имеющихся информационных систем для предотвращения ЧС на территории Краснодарского края.
Территория Краснодарского края подвержена рискам возникновения чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. По своему географическому положению, климатическим факторам, геоморфологическому и геотектоническому строению Краснодарский край подвержен частому возникновению аномальных природных явлений. Краснодарский край является единственным регионом России, в котором зарегистрированы все проявления опасных геологических процессов: повышенная сейсмическая опасность, оползни, обвалы, селевые потоки, снежные лавины, карсты, подтопление, переработка берегов морей и рек. Проявление этих факторов в сочетании с высокой антропогенной нагрузкой приводит к природно-техногенным авариям и катастрофам.
С учетом сведений, поступающих от органов и организаций подсистемы мониторинга, и данных информационных систем и ресурсов, которых насчитывается около 130, оперативной дежурной сменой ЦУКС проводится работа по моделированию наиболее вероятной обстановки, которая может сложиться в ближайшее время. При этом активно используются элементы космического мониторинга [1].
Весь перечень информационных ресурсов, используемых на территории Краснодарского края, можно разделить на несколько разделов:
- Информационные ресурсы и системы МЧС России (специализированное программное обеспечение «Бриз», информационно-справочная система «Гранит», АИУС РСЧС-2030, ГИС-регион и т. д.) — 17 информационных ресурсов.
- Информационные ресурсы и системы функциональных и территориальных подсистем РСЧС, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Краснодарского края (Федеральная база данных «Силы и средства медицины катастроф Минздрава России, Единая государственная система информации об обстановке в мировом океане, Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства, Emtrcit и т. д.) — 30 систем;
- Открытые интернет-ресурсы — 51 сайт (флай-радар, погода и т. д.);
- Программно-расчетные комплексы (расчет параметров лесных пожаров, расчет параметров завалов, моделирование взрыва топливовоздушной смеси, расчет объема разлившейся нефти и т. д.) — 22 комплекса.
- Информационные системы видеомониторинга (система «Безопасный город Краснодар», система «Безопасный город Сочи», видеомониторинг автодорог и т. д.) — 6 систем с общим количеством камер свыше 2800.
С учетом сведений, поступающих от органов и организаций подсистемы мониторинга, оперативная дежурная смена использует около 130 информационных ресурсов и систем, которые позволяют не только эффективно следить за обстановкой в крае, но и предупреждать разрушительное воздействие ЧС.
Проведенный анализ изученных источников показал готовность региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Краснодарского края (РАСЦО). Однако среди имеющихся информационных систем оперативной дежурной службы и в составе РАСЦО не имелось систем, способных мгновенно оповестить должностных лиц РСЧС Краснодарского края.
В связи с тем, что использование зарубежных сервисов мгновенных сообщений (WhatsApp, Viber, Telegram, Skype и др.) запрещено Распоряжением МЧС России от 28.02.2018 № 81 ДСП «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности при работе с электронными почтовыми сервисами в информационно-коммуникационной сети «Интернет», возникла необходимость разработать современный отечественный аналог подобных сервисов для организации оповещения должностных лиц и организаций РСЧС.
Для решения данной актуальной практической задачи была разработана система «Т-коммуникатор», которая была успешно внедрена Главным управлении МЧС России по Краснодарскому краю.
Согласно изученной литературе проблема использования новых информационных систем для предотвращения ЧС характеризуется недостаточно быстрым модернизацией сетей, обновлением приложений и нехваткой ресурсов для хранения информации.
Своевременная ликвидация чрезвычайной ситуации и минимизация ее последствий зависят от надлежащей организации действий органов управления и сил РСЧС, а также использования информационных систем для предотвращения ЧС. По результатам нашего исследования в Краснодарском крае для предотвращения ЧС используются современные информационные системы, которые продолжают совершенствоваться и дополняться новыми разработками.
Литература:
- Бакурадзе, Н. С. Анализ имеющихся рисков ЧС на примере Краснодарского края / Н.С., А. В. Мизюгина. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2021. № 51 (393). С.329–331. URL://htts://moluch.ru/archive/393/86837/ (дата обращения: 21.12.2021)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» / Правовой ресурс «ГАРАНТ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/186620 (дата обращения: 20.12.21).
- Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / Правовой ресурс «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295 (дата обращения: 20.12.21).
- Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2015 № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / Правовой ресурс «ГАРАНТ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/71001252 (дата обращения: 20.12.21).
- Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» / «Собрание законодательства РФ», 15.05.2017, № 20, ст. 2901.
- Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» / Правовой ресурс «ГАРАНТ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/187212 (дата обращения: 20.12.21:)
- Юркин М. А., Семенов Е. С., Латышенко К. П. Предупреждение чрезвычайных ситуаций с применением современных информационных технологий // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2019. № 1 (40). С. 40–45.