Креативное мышление в цикле исследований PISA-2022 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 08.01.2022

Статья просмотрена: 1728 раз

Библиографическое описание:

Наумова, А. П. Креативное мышление в цикле исследований PISA-2022 / А. П. Наумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87758/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматривается международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) — масштабный проект массового тестирования, реализуемый Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который нацелен на оценку разных видов грамотности: читательской, математической, естественнонаучной, компьютерной. Также в статье представлены варианты применения типовых задач PISA на уроках информатики, актуальность обучения функциональной грамотности в школьном образовании, способы применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности учителя. Уделяется внимание международному исследованию качества образования PISA в 2022 году в сфере ИКТ компетентностей, формируемых на уроках информатики.

Ключевые слова: исследование, типовые задачи, PISA, грамотность, информатика, функциональная грамотность, компьютерная грамотность.

С начала двухтысячных годов Российская Федерация принимает участие в международных программах исследования качества образования, в том числе и в PISA — Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment).

В 2022 году в России пройдет очередной этап из международных исследований — PISA.

В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной школьниками, на практике по четырем направлениям: читательская грамотность,математическая грамотность, естественно-научная грамотность и в 2022 году это креативное мышление.

В XXI веке информационные и коммуникативные навыки наиболее актуальные. В соответствии с концепцией интеграции ИКТ в исследовании PISA-2022 предполагается, что школьник должен быть открытым, креативным, инициативным, мыслить критически, уметь искать, обрабатывать и пользоваться информацией, быть коммуникабельным.

Под компьютерной и информационной грамотностью подразумевают:

— Знание назначения и пользовательские свойства ведущих приборов ПК.

— Знание основных видов программного обеспечения (ПО).

— Знание пользовательских интерфейсов.

— Умение осуществлять поиск, хранение, обработку разных типов информации с использованием конкретного ПО.

— Умение осуществлять поиск информации, критически ее оценивать, сортировать и отсеивать ненужную, использовать ее и создавать новую.

— Умение ориентироваться в бесконечно изменяющемся мире новых технологий и огромного возрастания информации.

Это важно в наши дни, так как огромное множество профессий связано с пользованием вычислительной техники от самого банального ввода данных до разработки самых новых поколений технических и программных средств.

Данные умения нужны в динамично развивающемся информационном обществе, где информационные технологии с каждым днем все глубже проникают в судьбу каждого человека. Это находит свое отражение и на занятиях, и в знакомстве с ПК, и в овладении методами работы с информацией, в развитии критического мышления, применении компьютерных технологий для решения заданий по различным дисциплинам.

Еще стоит подробно остановиться на экономической грамотности, которая предполагает:

— умение учащихся решать задачи с экономическими элементами;

— формирование у учащихся стремления активно принимать участие в экономической жизни Родины.

Очень обширно экономическое воспитание прослеживается при прохождении темы «Электронные таблицы», в которой школьники должны научиться находить решения задач с экономическим содержанием. Когда школьники используют вычислительные таблицы, то они видят, что вполне реально выполнять огромные математические расчеты и при этом затрачивать гораздо меньше времени, чем счет вручную. Это достигается с помощью использования разных формул, которыми по умолчанию владеют электронные таблицы [7].

Также внимание на уроках информатики уделяется компьютерной графике и мультимедийным презентациям. Создание иллюстраций, редактирование изображений, создание презентации в картинности текстового и иллюстрированного материала дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения, способствуют ранней профориентации творческих профессий.

Результаты проведенного тестирования становятся доступны в конце следующего года, так итоги PISA-2022 будут доступны в декабре 2023 года.

Итоги проверки, представляющей информацию о качестве знаний школьников по всем категориям, разделяют на шесть уровней, и у каждого есть своя нижняя граница — порог. Исходя из ответов, подсчитываются баллы, и школьники, достигшие определенного уровня, должны показать свои знания и умения, которые можно будет применить не только в теории, но и на практике.

Значимость международных исследований, в том числе PISA, крайне высока, ведь проводя подобные исследования, каждая страна будет знать свой уровень, плюсы и минусы в определенных сферах, а значит, будет к чему стремиться [6].

Исследование PISA-2022 поможет улучшить систему образования и покажет, какое направление нужно расширить и углубить в школах [3].

Результаты PISA — это результаты владения новыми актуальными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, но и ключевыми умениями прогрессивного человека, от которых зависит окончательный результат, реализация креативного потенциала школьника и в полной мере взаимодействие с обществом.

Литература:

1. Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся».

2. Федеральный институт оценки качества образования. Открытые задания PISA: [сайт]. URL: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

3. Бакал Лада. Это не ЕГЭ. Что измеряют знаменитые тесты PISA и в чём пока не так сильны наши школьники. Готовимся к исследованию PISA-2022: электрон. журн. «МЕЛ». URL: https://mel.fm/ucheba/shkola/2784053-pisa-21–22--v-rossii-matematicheskaya-gramotnost-i-kreativnost (дата обращения: 30.10.2021).

4. Кадеева О. Е., Сырицына В. Н. Элементы применения задач PISA на уроках информатики Электронный ресурс] URL: http://news.scienceland.ru/2021/04/19/элементы-применения-задач-pisa-на-уроках/.

5. Морозова Алина. Международное исследование качества образования PISA в 2022 году: Электронный ресурс] // 2022 год. Рубрика: Учеба 2022: [сайт]. URL: https://2022g.ru/mezhdunarodnoe-issledovanie-pisa/(дата обращения: 30.10.2021).

6. Юридическая газета. Международное исследование качества образования PISA в 2022 году: что оценивается [Электронный ресурс] URL:https://yur-gazeta.ru/obrazovanie/mejdynarodnoe-issledovanie-kachestva-obrazovaniia-pisa-v-2022-gody.html

7. Емельянцева Ю. А. «Экономическое воспитание школьников». Журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» № 2 за Апрель 2014 года URL: https://publikacia.net/archive/2014/4/2/36 (дата обращения: 30.10.2021).

Основные термины (генерируются автоматически): PISA, урок информатики, качество образования, Международная программа, умение, функциональная грамотность, школьник.


Похожие статьи

Технология «Quick Response» как фактор формирования ИКТ-компетентности младших школьников в процессе обучения математике

Актуальность материала, представленного в данной статье продиктована необходимостью обоснования влияния учебных задач ИКТ-направленности на формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Статья посвящена содержанию психолого-педагогического иссл...

Алгоритм работы с QR-кодами на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена изучению особенностей построения образовательных занятий на основе технологии QR-код. В статье рассматривается основные алгоритмы работы и особенности построения занятий при помощи технологии QR-код для в современной теоретико-методи...

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ

В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Технология обучения письму на английском языке с помощью цифровых сервисов

Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) может существенно расширить возможности образования. Стандартные формы обучения всё реже вызывают интерес учеников, появилась необходимость искать новые методы, одним из которых должно стать а...

Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе

В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.

Исследование возможностей развития творческого потенциала личности младшего школьника средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье приводятся результаты практического исследования, проведенного на базе академии ментальной арифметики «AMAKIDs» в 2016–2017 гг., с целью выявления влияния занятий ментальной арифметикой в условиях дополнительного образования на развит...

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном процессе начальной школы

В статье рассматриваются основные положения когнитивного подхода, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при обучении школьников в начальной школе. Обоснована ак...

Похожие статьи

Технология «Quick Response» как фактор формирования ИКТ-компетентности младших школьников в процессе обучения математике

Актуальность материала, представленного в данной статье продиктована необходимостью обоснования влияния учебных задач ИКТ-направленности на формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Статья посвящена содержанию психолого-педагогического иссл...

Алгоритм работы с QR-кодами на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена изучению особенностей построения образовательных занятий на основе технологии QR-код. В статье рассматривается основные алгоритмы работы и особенности построения занятий при помощи технологии QR-код для в современной теоретико-методи...

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ

В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Технология обучения письму на английском языке с помощью цифровых сервисов

Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) может существенно расширить возможности образования. Стандартные формы обучения всё реже вызывают интерес учеников, появилась необходимость искать новые методы, одним из которых должно стать а...

Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе

В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.

Исследование возможностей развития творческого потенциала личности младшего школьника средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье приводятся результаты практического исследования, проведенного на базе академии ментальной арифметики «AMAKIDs» в 2016–2017 гг., с целью выявления влияния занятий ментальной арифметикой в условиях дополнительного образования на развит...

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном процессе начальной школы

В статье рассматриваются основные положения когнитивного подхода, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при обучении школьников в начальной школе. Обоснована ак...

Задать вопрос