Всовременном мире реклама является одним из главных инструментов продвижения. От того, насколько качественной и эффективной будет реклама зависит интерес к товарам или услугам организаций. Организации поменьше для реализации рекламы обращаются к агентствам, а крупные игроки рынка создают рекламные отделы, которые занимаются разработкой рекламной стратегии и другой важной для продвижения товаров деятельностью. Для эффективного функционирования и достижения максимальных результатов необходимо выстроить чёткое взаимодействие отдела рекламы с другими отделами организации.
Ключевые слова: отдел рекламы, организация, взаимосвязь, реклама, подразделения организации, процесс взаимодействия.
Как в коммерческой, так и некоммерческой организациях существует объективная необходимость в отделе рекламы, выполняющем функцию информационного сопровождения элементов ассортиментной политики.
Отделы рекламы могут осуществлять свою деятельность как самостоятельное структурное подразделение, так и входить в состав маркетингового отдела [2, с.54].
Рекламный отдел — это структурное подразделение организации, задачей которого является проведение мероприятий в сфере маркетинговых коммуникаций и реализация выбранной маркетинговой стратегии [5, с.78].
Из определения следует, что тесную взаимосвязь рекламный отдел имеет с отделом маркетинга.
Однако данный отдел не единственный, с которым тесно связан отдел рекламы, ведь существует также отдел продаж.
Самая главная общая черта этих трёх подразделений организации состоит в том, что они так или иначе направлены на работу с клиентом, потребителем [9, с.121].
Систематизируем направления взаимодействия рекламного отдела, маркетингового и отдела продаж:
— получение обобщенной информации о спросе на производимую продукцию;
— получение сведений о конкурентной среде, информации о состоянии товарного рынка;
— получение проектов и планов маркетингового отдела для подготовки отделом рекламы разделов, связанных с рекламой продукцией, и информирование отдела продаж об особенностях стратегического развития организации и о целевых аудиториях;
— разделение проектов плана маркетингового отдела между отделами маркетинга, рекламы и продаж;
— сбор сведений об основных группах потребителей продукции, производимой предприятием;
— получение данных о спросе на продукцию по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента);
— получение отзывов потребителей на поставляемую продукцию;
— производство и распространение сувенирной рекламной продукции предприятия и организация выставок и ярмарок [9, с.122].
Несмотря на совместную деятельность этих подразделений, не стоит их объединять в одно целое и считать, что со всеми функциями трёх подразделений может справиться одно.
Рекламный отдел направлен на косвенное общение с клиентом, посредством определённых каналов коммуникации пытается повлиять на его выбор [6, с.142]. Исключительно на данное подразделение возложены такие функции, как проведение рекламной коммуникации; формирование рекламной стратегии и планирование работ по проведению рекламных кампаний; разработка полиграфической и сувенирной рекламной продукции, а также их утверждение; разработка фирменного стиля организации; заключение договоров на обслуживание с профильными рекламными или PR организациями в случаях полномасштабной рекламной кампании; систематический анализ влияния проведённых и проводимых рекламных кампаний на изменение спроса на производимую продукцию/услугу [5, с.210].
Также отдел рекламы имеет необходимо обоснованную взаимосвязь с юридическим, финансовым и отделом кадров.
Юридический отдел предоставляет возможность специалистам рекламного отдела получить быструю и квалифицированную юридическую консультацию [3, с.222]. В полномочиях данного отдела мониторинг нормативно-правовой базы, относящейся к разным аспектам хозяйственной и коммерческой деятельности — разработке нового изделия, производству, определению цен, упаковке, рекламе, условиям продажи и т. д. Кроме того, существуют законы и инструкции по патентному делу, регистрации товарных знаков, лицензионным соглашениям, рекламациям и претензиям покупателей, а также юридические нормы по вопросам ограничительной торговой практики, монополистических соглашений, покупки и продажи в рассрочку, соглашений и цен и т. д.) [7, с.180].
Отдел кадров обеспечивает все структурные подразделения персоналом. Рекламный отдел совместно с отделом кадров должен рассматривать предложения по обеспечению эргономических условий труда сотрудников отдела, рационализации рабочих мест, участвовать в составлении правил внутреннего трудового распорядка. Также отдел рекламы передаёт сведения о необходимых специалистах и свободных вакансиях в отдел подбора персонала для того, чтобы найти нужных работников. Результатом совместной работы двух этих отделов должны быть критерии оценки эффективности работы сотрудников рекламного отдела, а также применяемые к сотрудникам права по поощрению их деятельности и условия привлечения к ответственности [4, с.342].
Без финансового отдела невозможно функционирование не только отдельно взятого отдела, но и всей организации в целом: рекламный бюджет, контроль над эффективностью его использования и пр.
Рекламный отдел является важной частью организации. Ведь, продумывая рекламную политику, определяя целевые аудитории рекламных обращений, именно отдел рекламы обеспечивают финансовую составляющую организации [8, с.102].
В зависимости от организационной структуры рекламный отдел может быть самостоятельным подразделением организации, а может функционировать в рамках отдела маркетинга, осуществляя свою деятельность в рамках маркетинговой стратегии
Литература:
- Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.09.2018 № 243-ФЗ) «О рекламе». — М.: Норматика. — 2019. — 53 с.
- Аксенов А. А. Организация работы отделов рекламы: учеб. пособие / А. А. Аксенов. — Комсомольск -на-Амуре: ФБГОУ ВПО «КнАГТУ», — 2013. — 154 с.
- Бузин В. Н. Медиапланирование для практиков / В. Н. Бузин. — М.: Вершина. — 2008. — 443 с.
- Васильев Г. А. Основы рекламы — М.: Юнити, — 2006. — 717 с.
- Гермогенова Л. Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации — М.: Рус Партнер ЛТД»,- 2004. — 453 с.
- Карпова С. В. Рекламное дело: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. — М.: Юрайт, — 2017. — 431 с.
- Костина А., Макаревич Э.Основы рекламы. — М.: КноРус, — 2017. — 408 с.
- Коноваленко В. А. Реклама и связи с общественностью: введение в специальность: учебник / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, Н. Г. Швед. — Москва: Юрайт, — 2021. — 383 с.
- Макушева, О. Н. Взаимосвязь отдела рекламы с отделом маркетинга и отделом продаж / О. Н. Макушева, Д. Ю. Кулигина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 121–123.