В статье рассматриваются основы становления кадетских корпусов дореволюционной России и дается описание историко-педагогических особенностей системы воспитания в данных учебных заведения того периода.
Ключевые слова: воспитание, кадетский корпус, кадеты.
Важность кадетского воспитания на сегодняшний день обусловлена сложившимся духовно-нравственным кризисом в обществе. В связи с этим существует необходимость восстановления нравственных основ общества, воспитания у молодежи чувства гражданственности и патриотизма. В таких условиях особый интерес представляет система воспитания кадетских корпусов дореволюционной России, за долгий путь становления и развития в которых сформировалась эффективная и уникальная система образования.
Историография, посвященная проблемам системы воспитания кадетских корпусов дореволюционной России, достаточна обширна. В дореволюционной историографии необходимо отметить работы В. К. Герштенцвейга, И. И. Бецкого, Ф. Ф. Веселага. В советский период данной проблемой занимались Н. И. Алпатов и А. И. Каменев, а на современном этапе развития науки интересны историко-педагогические работы — А. П. Абрамов и Н. Н. Аурова.
В системе кадетского образования понятие воспитание рассматривается как процесс систематического и целенаправленного воздействия на воспитанника кадетского корпуса с целью формирования в нем военно-профессиональных качеств и черт характера, которые будут необходимы для несения государственной или военной службы.
Необходимо отметить, что в период с XVIII века по начало XX века кадетские корпуса представляли собой средние привилегированные военно-учебные заведения интернатного типа, предназначенные для подготовки дворянских детей к военной и гражданской службе [4, с. 138].
В отечественной истории идея создания системы военного (кадетского) образования приписывается Петру I. Так Н. И. Алпатов в своей монографии отмечает, что именно в годы правления Петра Алексеевича «были открыты учебные заведения, где закладывались начала новой системы аристократического воспитания, получившие в кадетских корпусах дальнейшее развитие» [2, с. 11]. Новая система аристократического воспитания была реализована в Москве в пехотной и артиллерийской школах при Семеновском и Преображенском полках и в мореходной школе в Азове.
Данная система военного образования имела много недочетов в учебно-воспитательном процессе, методы обучения отличались своей неэффективностью, а применение суровых телесных наказаний к воспитанникам делало обучение в данных заведениях непопулярным среди дворянского населения.
Следующим этапом развития кадетского образования стало учреждение в 1732 Анной Иоанновной первого кадетского корпуса в Российской Империи, названного в последующем Сухопутным шляхетским кадетским корпусом.
Из именного указа императрицы Анны Иоанновны следует, что в кадетский корпус принимались юноши 13–18 лет дворянского происхождения. Кадетское образование было не только гендерным, но и было сословно привилегированным. Молодых людей обучали геометрии, арифметике, артиллерии, фортификации, шпажному действу, ездить на лошадях и другим наукам военного уклона для подготовки не только к несению военной службы, но и для работы на гражданских и политических должностях [5].
Система воспитания в кадетских корпусах основывалась на комплексном сочетании развития у воспитанников умственных способностей за счет общеобразовательных уроков, физической выносливости за счет строевых упражнений, а также духовности и морально-нравственных качеств за счет соблюдения военных ритуалов и традиций, чтения молитв, изучения основ искусства и этикета.
Воспитанников кадетских корпусов воспитывали в строгости. Казарменные условия быта, строгий распорядок дня должны были приучить юношей к житейским трудностям, дисциплинировать и развить у них волевую саморегуляцию. Но все же система воспитания по сравнению с обучением находилась на более низком уровне.
Качественное развитие системы кадетского воспитания произошло во времена правления Екатерины II [2, с. 25]. Идеи просвещения, преобладающие в обществе в годы правления императрицы, сделали задачу воспитания в кадетских образовательных учреждениях первостепенной.
Воспитание учащихся кадетских корпусов второй половины XVIII века начиналось с изучения элементарных правил поведения в обществе. С первых дней обучения в кадетском корпусе в юношах воспитывались фундаментальные качества развитой и гармоничной личности, им прививалась мысль, что недостойное поведение в обществе одного офицера не только ставит его репутацию под удар, но и бросает тень на честь и достоинство всего полка [1, с. 17].
Кадеты учились танцевать, разбираться в литературе и искусстве, обязательно изучали иностранные языки, развивали физическую подготовку, при этом оставались глубоко верующими и преданными основным принципам того времени: Самодержавию, Православию, народности.
Необходимо отметить, что в системе воспитания кадетов большое значение отводилось приобщению к воинским традициям и православным ритуалам, которые являлись источниками доблести, патриотизма, боевых и высоких моральных качеств. Религиозные ритуалы оказывали на личности воспитанников кадетских корпусов большое морально-нравственное воздействие [6, с. 111]. В кадетских корпусах дореволюционной России на регулярной основе проводились военно-церковные празднования воинских дат в целях патриотического воспитания на примере героизма русских солдат.
При таком изобилии занятий большое значение в обучении кадетов отводилось грамотному распорядку дня. Разграничение по времени различного рода уроков и нравственного просвещения не только способствовало развитию волевой саморегуляции и дисциплинированности будущего офицера, но и помогало справиться учащимся с умственными и физическими перегрузками.
На данном этапе развития кадетского образования прослеживается заметная демократизация системы наказаний за нарушение дисциплины. Сменились и меры поощрения кадетов. За отличное повеление и выдающиеся заслуги кадетов поощряли похвальными листами, размещали информацию о прилежном воспитаннике на доске почета, делали прибавку к жалованию, могли повысить в чине, а также награждали серебряными и золотыми медалями. Но за ненадлежащее поведение, воровство, грубое неподобающее отношение к сокурсникам, ложь, лень и неисполнение приказов учащиеся наказывались снятием погон, занесением имени виновника на черную доску позора, предписанием ношения серого кафтана. Только в самом крайнем случае и за совершение серьезных проступков с разрешения директора кадетского корпуса к учащемуся могли применить битье розгами, перевод в батальон кантонистов, понижение в чине.
Отличительной особенностью развития кадетского образования конца XVIII — начала XIX веков было не только качественное его развитие, но количественный рост кадетских образовательных учреждений. В связи с этим, можно предположить, что с демократизацией и улучшением системы кадетского образования, его популярность среди дворянского населения возрастает. У представителей привилегированного сословия считалось наиболее престижным отправлять на обучение юношей в отечественные кадетские корпуса, так как оно было не только более эффективным и углубленным, но и изначально обеспечивало карьерой будущих выпускников.
Таким образом, на протяжении двух веков функционирования кадетских корпусов в Российской Империи сформировалась система кадетского воспитания, которая была основана на главных ценностях того времени — глубокая религиозность и нравственность, служение своему Царю и Отечеству, которые составляли основу патриотизма дореволюционной России. Выпускников данных образовательных учреждений отличали высокие профессиональные знания для того времени, эрудиция, патриотизм, чувство воинского долга и преданностью своему Отечеству.
Действенность воспитательной системы кадетских корпусов царской России была доказана историческими событиями, произошедшими в начале двадцатого столетия. Один из выпускников Полтавского кадетского корпуса П. Ф. Волошин-Петриченко писал, что с началом Гражданской войны в Российской Империи, многие кадеты тайно пробирались в белогвардейскую армию для защиты и отстаивания идеалов, воспитывавшихся в них с раннего детства. Таким образом, революционные события в России показали обреченность и нежизнеспособность отечественной системы дореволюционных кадетских корпусов в только что установленной советской системе, воспитанники данных образовательных учреждений с их принципами и идеалами были вынуждены в последующем эмигрировать заграницу. Поэтому после окончания Гражданской войны кадетское образования было упразднено в Советской России [3, с. 76].
Литература:
- Абрамов А. П. Отечественный и зарубежный опыт формирования личности в условиях военного образования: монография / А. П. Абрамов. Курск, 2010. 180 с.
- Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа (из опыта кадетских корпусов и военных гимназий России). / Н. И. Алпатов. М., 1958. 244 с.
- Волковский Н. Л., Марьина Л. П. Кадетские корпуса в России: история и современность // КЛИО. № 1. 2014. С. 74–82.
- Евсеенков А. Г. Становление и развитие кадетских корпусов в России // Наукоемкие технологии и инновации (XXI научные чтения). 2014. С. 138–144.
- Именной указ императрицы Анны Иоанновны от 29 июля 1731 года, данный Сенату «Об учреждении Кадетского Корпуса. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/55005114/ (последняя дата обращения 07.11.2021).
- Колпачев В. В. Школа начала XX в. как институт патриотического воспитания будущих защитников Родины / В. В. Колпачев, О. Ю. Колпачева // Педагогика. № 5. 2018. С. 109–116.