В статье рассматриваются психологические особенности кадетов, а также особенности образовательной среды кадетского корпуса, влияющие на развитие данных психологических особенностей.
Ключевые слова: психологические особенности, воспитание, кадетский корпус, кадеты.
На сегодняшний день многие исследователи отмечают утрату духовных основ российской цивилизацией и наступление нравственного кризиса в современном обществе. В связи с этим возрастает важность кадетского образования, целью которого является всестороннее развитие граждан и сохранение единства образовательного и культурного пространства страны.
Кадетские корпуса представляют собой образовательные учреждения, основная цель которых состоит в подготовке несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Родине на военном или гражданском поприще. Приоритетной задачей любого кадетского корпуса является воспитание развитой гармоничной личности подростка, формирование профессиональной направленности и профессиональных качеств, необходимых для дальнейшего несения государственной службы. В кадетских образовательных учреждениях сложилась уникальная модель воспитания и обучения, а образовательная среда кадетских корпусов имеет ряд отличительных особенностей.
О значении влияния, оказываемого образовательным пространством учебной организации на становление обучающихся, писали многие педагоги-психологи XX столетия и современности: В. А. Караковский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий, Е. А. Ямбург.
Вследствие того, что психологические особенности личности, являющиеся фундаментом психологической активности индивида и предопределяющие специфику его деятельности, не только закладываются при рождении, но и формируются при воспитании и обучении человека, можно сделать вывод, что, психологические особенности кадетов развиваются под воздействием особой образовательной среды и образовательного пространства кадетского корпуса [4].
Особые условия жизнедеятельности подростка в кадетском корпусе-интернате, основанные на уважении и подчинении старшим по званию, необходимостью соблюдать внутренний распорядок дня, следовать воинским традициям и ритуалам, способствуют формированию психологических качеств и свойств личности кадета, необходимых для продолжения обучения военной профессии.
У подростков в процессе воспитания и обучения в кадетском корпусе формируются такие качества, которые в большинстве случаев не свойственны выпускникам средних общеобразовательных учреждений. Кадеты отличаются дисциплинированностью, исполнительностью, выдержкой, эмоциональной и физической выносливостью, они более ответственны и решительны, проявляют устойчивость в стрессогенных ситуациях [4].
Развитость данных качеств зависит от особенностей темперамента, характера, эмоционально-волевой и ценностно-смысловой сфер личности подростка, влияние на формировании которых было оказано системой воспитания и обучения в кадетском корпусе.
Значимое место в воспитании личности кадета занимает особенности проявления его темперамента. Под темпераментом понимают врожденный биологический фундамент, на котором формируется личность в процессе ее развития [7]. Специально созданные условия образовательного пространства кадетского корпуса оказывают влияние на развитие определенных проявлений темперамента воспитанника, которые будут способствовать успешному освоению военной профессией в дальнейшем [5].
Галеева Н. И. и Середа Е. Г. [2] в своем исследовании выявили, что в кадетском корпусе в основном преобладают юноши с сангвиническим и холерическим типами темперамента. Такие кадеты отличаются своей подвижностью, активностью, порывистостью, они быстро реагируют на происходящие события, проще переживают неудачи в учебе, способны целиком погрузиться в общее дело, не имеют открытых поведенческих сложностей с адаптацией. Но данные подростки имеют и отрицательные проявления типа своего темперамента, они возбудимы, для них характерны в некоторых случаях проявление несдержанности и эмоциональных вспышек, резкие смены настроения.
Преобладание холериков и сангвиников в кадетском сообществе не исключает наличие воспитанников и с другими типами темперамента. Так, у кадетов с флегматическим типом темперамента отмечается стабильное психоэмоциональное состояние и нормативная адаптивность к новым сложившимся условиям, но вместе с тем, у таких подростков более длительный адаптационный период, замедленное реагирование на различные жизненные ситуации, требуется более продолжительное время на усвоение учебной информации.
В процессе обучения и воспитания учащихся в кадетском корпусе одной из первостепенных реализуется задача по развитию таких черт характера личности кадета, которые в дальнейшем будут соответствовать особенностям и требованиям военной профессии. Характер — это своеобразный комплекс индивидуальных устойчивых черт личности человека, определяющих его поведение и отражающих отношения индивида к себе и окружающему его пространству [1]. Поэтому кадетов можно характеризовать как целеустремленных, ответственных, работоспособных, настойчивых.
Особое значение в становлении кадета и формировании у него необходимых для несения службы качеств имеет развитие эмоционально-волевой сферы личности подростка. Эмоционально-волевая сфера личности представляет собой психическое образования, которое определяет уровень саморегуляции и самоорганизации индивида, его способность управлять собственным эмоциональным состоянием [6].
Высокие требования, которые предъявляются к воспитанникам кадетского корпуса, казарменные условия, четкий распорядок дня, необходимость устанавливать взаимодействие с представителями профессий с высоким уровнем гражданской ответственности и риска способствуют развитию эмоционально-волевой сферы личности кадета. Поэтому воспитанники кадетского корпуса отличаются более высоким уровнем самостоятельности, инициативности, решительности, они обладают более развитой саморегуляцией и самоорганизацией, умеют контролировать свои эмоции, хорошо концентрируются на деятельности.
Проявления ценностно-смысловой сферы личности воспитанника кадетского корпуса также являются психологическими особенностями личности кадета. Ценностно-смысловой сферой личности является устойчивое образование, которое выполняет функции выражения важных аспектов внешнего и внутреннего мира, личностных смыслов, обеспечивает специфику восприятия и направленность поведения индивида [3].
Анализ научно-публицистических исследований установил, что существуют качественные расхождения показателей ценностных установок у кадетов и учащихся средних общеобразовательных школ. Учащиеся в кадетских корпусах в обучении более ориентированы на получение знаний, на самообразование и саморазвитие. Для них важно социальное одобрение со стороны педагогов и офицеров-воспитателей и достижение высокого статуса среди сверстников. Для воспитанников кадетских корпусов более значимыми являются ценности профессиональной идентичности, отмечается наличие выраженного желания отождествлять себя с представителями профессий с высоким уровнем гражданской ответственности и риска (т. е. военным, пожарным, полицейским и т. д.). При этом социальными мотивами выбора профессии с высоким уровнем риска и гражданской ответственности обусловлен стремлением выпускников кадетских корпусов быть полезным обществу и желанием выполнить долг перед Родиной [2].
Подводя итог, необходимо отметить, что в кадетских корпусах сложилась уникальная образовательная среда с ее особой моделью обучения и воспитания, под воздействием которой формируются и развиваются психологические особенности кадетов, а именно формируются и развивается особенности темперамента, характера, эмоционально-волевой и ценностно-смысловой сфер личности кадета. Учащиеся кадетского корпуса отличаются дисциплинированностью, исполнительностью, выдержкой, эмоциональной и физической выносливостью, они обладают более развитой саморегуляцией и самоорганизацией, умеют контролировать свои эмоции, хорошо концентрируются на деятельности, направлены на профессиональную идентификацию.
Литература:
- Большунова Н. Я., Кононова Т. А. Специфика военного характера // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 3. С. 144–150.
- Галеева Н. И., Середа Е. Г. Психологический портрет кадета московского президентского кадетского училища имени М. А. Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2019. № 1 (6). С. 103–107.
- Куницына И. А., Смирнова О. С., Яхудина Е. Н. Особенности ценностно-мотивационной сферы старших подростков, обучающихся в кадетском классе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. с. 669–674.
- Нездайминова Е. А. Психологические особенности развития личности подростков в условиях кадетского образовательного учреждения: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2017. 24 с.
- Психологическая безопасность образовательной среды: подходы, модели, профилактика / под ред. А. В. Кокурина, А. В. Литвиновой. М.: «Авторская мастерская», 2016. 154 с.
- Соколовский В. В. Научно-методическое обеспечение педагогических условий формирования эмоционально-волевой культуры курсантов в процессе их профессиональной подготовки // Информационный гуманитарный портал: Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 262–267.
- Фомина Н. А., Храмов М. Ю. Особенности темперамента военнослужащих // Прикладная юридическая психология. 2017. № 1. С. 70–76.