В данной статье рассматриваются сущность и взаимосвязь обучения латинскому языку с интеллектуальным и культурным развитием студентов, педагогические и психологические особенности интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения латинскому языку, а также теоретические и практические аспекты проблемы.
Также вопросы создания цикла лекций, направленных на обоснование культуры античности, в том числе на необходимость изучения латинского языка для современного общества.
This article examines the essence and relationship of teaching the Latin language with the intellectual and cultural development of students, pedagogical and psychological features of the intellectual and cultural development of students in the process of teaching Latin, as well as theoretical and practical aspects of the problem.
Also, the issues of creating a cycle of lectures aimed at substantiating the culture of antiquity, including the need to study the Latin language for modern society.
Преподавание латинского языка в вузе позволяет сформировать у студентов языковые компетенции, такие как формирование языкового мировоззрения, развитие абстрактного грамматического мышления, развитие научного подхода к изучению родного и иностранного языков. языков. Владение студентом грамматикой и лексикой, необходимой для чтения латинских текстов с использованием словаря, позволит ему повысить свою профессиональную компетентность.
Практическая, интеллектуальная, культурологическая, образовательная составляющие в обучении латинского языка позволяют учащимся развиваться интеллектуально и культурно. Интеллектуальное и культурное развитие является важной характеристикой развития личности, для чего необходимы самостоятельность, индивидуальность, познавательная активность, мышление, свободное самовыражение, активное движение в соответствии с требованиями общества, масштабное освоение культурного наследия, высокий уровень культуры, формирование образа жизни, умение применять на практике полученные знания, навыки и умения.
Наука латынь, преподаваемая в медицинских вузах, играет роль «умственной гимнастики» в интеллектуальном и культурном развитии студентов. Овладевая грамматическими формами и категориями, учащиеся развивают языковое мышление.
При обучении латинского языка важнее ориентировать учащихся на поиск самостоятельных решений различных проблемных ситуаций, чем просто овладение конкретными знаниями. Эти умения позволяют учащемуся искать и обрабатывать необходимую в дальнейшем информацию, понимать суть проблемы, принимать правильные решения, а также знакомиться с моральными, политическими, эстетическими ценностями, выработанными учащимися медицинских университетов древними греками и римлянами для воспитания гражданина и определения ответственного отношения к его личной деятельности.
Обогащение мышления учащихся на основе анализа формы и значения слов в латинском языке, а также изучение структуры слов в синхронном режиме требует от учащихся развития аналитического мышления и классификации языковых форм, ассимиляций, архаичных слов и неологизмов. Преподавание латинского языка, отражающей богатое наследие науки и культуры древних стран, развивает интеллектуальное и культурное развитие учащихся, приучает их к активным самостоятельным исследованиям;
— древние основы латинского языка;
— углубление мыслительных процессов учащихся путем анализа формы и значения слов;
— изучение слов, сравнение их с другими языками; трудность и сложность овладения классическими грамматическими формами, аналитическое мышление, архаичность и анализ усвоенных слов;
В процессе изучения латинского языка осваиваются разные виды и формы речи как важная составляющая интеллектуального и культурного развития учащихся. В частности, легкое понимание материала с помощью внешней (устной) речи за счет глубокой обработки текста; решается задача овладения мнемоническим описанием общения писателя и читателя для письменной речи. Диалогическая речь требует умения понимать мысли собеседника и адекватно на них реагировать.
Монологическая речь как сложный вид речевой деятельности требует глубокого наблюдения за существом вопроса и развития ораторских навыков. Показатели интеллектуального и культурного развития студентов при преподавании латинского языка в медицинских вузах: сведения об интеллектуальных и культурных особенностях содержания латинского языка, преподаваемого в медицинских вузах; учебные единицы, ярко отражающие национально-культурную сущность; количество часов учебных материалов на латинского языка; фонетический, грамматический и лексический объем медицинских терминов; система тем, понятий и реалий, связанных с культурными исследованиями.
Показатели интеллектуального и культурного развития учащихся на основе познавательных, деятельностных и практических критериев были определены следующим образом: знание латинских терминов; фонетическое, грамматическое и лексическое понимание латинских терминов; уметь использовать медицинские термины на латинице при работе с текстами.
Язык — это зеркало культуры, в котором отражается не только реальное бытие, окружающее человека, его реальные условия жизни, но и социальное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, нравы, ценности. и мировоззрение.
Сохраняет культурные ценности в лексике, грамматике, словосочетаниях, пословицах и поговорках, фольклоре, художественной и научной литературе, устной и письменной речи; язык является носителем культуры, он наследует национальное культурное достояние от предков к поколениям; язык как оружие культуры через культуру народа формирует личность человека, владельца языка. Следовательно, язык «не может существовать вне культуры как набор социально унаследованных навыков и представлений, характеризующих наш образ жизни.
Хотя язык является неотъемлемой частью культуры как вида человеческой деятельности, он сосуществует с культурой как формой мышления и средством общения. Лингвокультурология — это наука о языке как культурном явлении, предметом которой являются взаимосвязанные язык и культура. Следовательно, о ней пишет В. Н. Телия: «Лингвокультурология есть наука, изучающая человеческий, точнее, культурный фактор в человеке. Это означает, что в центре лингвокультурологии находится совокупность достижений, присущих антропологической парадигме человека как культурного феномена.
Лингвокультурная парадигма — это совокупность языковых форм, отражающих взаимосвязанные категории мировоззренческого, этнического, социального, исторического, научного и др. Лингвокультурная парадигма объединяет концепты, категориальные слова и т. д. Языковые формы составляют основу парадигмы.
Определение уровня владения латинским языком на основе материалов по культурологии и алгоритмов учебной деятельности, связанной с интеллектуальной и культурной деятельностью, служат развитию интеллектуальных и культурных качеств у студентов.
Литература:
- Цывкунова Е. Формирование автономности студента лингвистического вуза на основе междисциплинарного взаимодействия учебных курсов (английского и латинского языков).
- Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи // Избранные труды по языкознанию и культурологии. — С. 185.
- Телия В. Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. — C. 222.