В статье автор обращает внимание читателя на важность и значимость развития не только материальной мотивации в компании, но и нематериальных мотиваций, которые являются стимулами для поддержания высокого уровня работоспособности коллектива, а также служат развитию профессиональных качеств каждого отдельно взятого сотрудника, и влияют на сплочение коллектива в целом.
Ключевые слова: мотивация, нематериальная мотивация персонала, корпоративная культура.
Эффективность работы предприятия, уровень производительности, прибыль, развитие и успех бизнеса во многом зависит от качества взаимоотношений между людьми: внутри одного отдела, между отделами, компании и ее партнеров, компании и ее клиентов. Даже в век технологического прогресса не найдется ни одного бизнеса, который работал бы полностью автоматически, без людей. В любой сфере, где-то в большей степени, где-то в меньшей — есть человеческий капитал, который является основой для успешной работы всего предприятия. И именно поэтому так важно уделять большое внимание мотивации персонала.
Безусловно, процесс адаптации новых сотрудников — это важная задача отдела HR компании, однако, очень многие работодатели останавливаются на данном этапе и, после того как сотрудник прошел испытательный срок, не считают нужным вкладываться в дополнительную нематериальную мотивацию своих сотрудников. Однако, именно нематериальная мотивация персонала — это мощнейший инструмент управления командой, который позволяет стимулировать работников не только два раза в месяц в день выплаты аванса и зарплаты, но и постоянно усиливать интерес к работе, сплочённость команды и лояльность к компании.
Разберем понятие вовлеченности. Вовлеченность — это такое состояние сотрудников, которое мотивирует выполнять их работу как можно лучше. Сюда относится как физическое, эмоциональное, так и интеллектуальное состояние. [1]
Большинство сотрудников сегодня — это поколение Z, которые постоянно развиваются, совершенствуются, не стоят на месте. Их не привлечешь в офис «бесплатными печеньками», им нужны партнерские отношения с работодателем. Им важно понимать и видеть свое развитие в компании, видеть конечный результат и иметь возможность на него влиять, им нужна возможность реализации своих профессиональных и личностных целей. Именно поэтому все передовые компании с особым трепетом относятся к вопросу командообразования в компании, внедряют системы бонусов, лояльнее относятся к желаниям сотрудников и реагируют на их потребности. [2]
Стимулирование сотрудников компании будет влиять как на отдельного сотрудника, так и на команду в целом. Оценить эффективность проделанной работы можно по: общему росту производительности труда, более качественной конечной продукции, по удовлетворенности трудом. [3]
Виды нематериальной мотивации персонала:
1. Персональная похвала. Признание достижений своих подчиненных придает ценность действия и самого сотрудника, а также поддерживает здоровый энтузиазм у команды.
2. Игровые виды нематериальной мотивации. Данный вид мотивации уже отлично практикуется в отделах продаж. Так, выбирается период времени и озвучиваются условия для сотрудников, при выполнении которых они получат суперприз. Такой вид мотивации приводит к гарантированному росту продаж, а также позволяет поддержать здоровую мотивацию в коллективе.
Данная система напоминает систему оценки труда по KPI, что встречается уже во многих компаниях и может быть трансформирована под дополнительный стимул работы.
3. Возможности карьерного роста. Карьерный рост является мотивационным инструментом, благодаря которому сотрудник заинтересован в продвижении. Поэтому важно развивать в компании планы для каждого сотрудника, благодаря которому он будет понимать каких целей он должен достигнуть, чтобы получить желаемый результат. Одним из таких вариантов может быть постановка задач сотруднику по принципам SMART.
4. Обучение и повышение квалификации является одним из ключевых факторов мотивации персонала, так как помимо повышения производительности и эффективности труда влияет на сплочение коллектива.
Здесь интересно отметить такие форматы обучения команды как «тренинг для обмена лучшими практиками», которые проводятся внутри одной компании своими же сотрудниками для сплочения командного духа, обсуждения интересных кейсов в работе, что в итоге повышает общую производительность.
5. Поздравление сотрудников. Еще одним эффективным способом нематериальной мотивации является поздравления сотрудников со значимыми датами. (включая общие корпоративы и праздники). И здесь ключевым фактором является именно внимание работодателя к конкретному сотруднику, создающая своего рода эмоциональную связь и лояльность к компании, а не финансовая сторона вопроса.
6. Атмосфера на рабочем месте. Данное понятие включает в себя многое: удовлетворение сотрудников в еде, отдыхе, общении и иногда даже в спорте и жилье.
Безусловно, сейчас многие компании перешли на удаленную работу, либо применяют «гибридный» формат работы, однако даже при данных условиях работодатель может прислать своему сотруднику все необходимое для комфортной работы из дома.
7. Тимбилдинги. Уже во многих компаниях можно встретить данный вид нематериальной мотивации, который очень эффективно сближает сотрудников. Сюда относятся общие поездки, командировки, тимбилдинги и проведение, например, спортивных соревнований.
Вид совместного мероприятия может отлично дополнять деятельность и ценность компании.
8. Гибкий график — это нестандартная мотивация, которая подталкивает сотрудника компании выполнять поставленные задачи как можно быстрее и качественней.
Благодаря нематериальной мотивации закрываются такие важные потребности человека, как уважение, признание и саморазвитие.
Литература:
- Белобрыкина О. А. Профессиональная мотивация: понятие, содержание, противоречия // Проблемы адаптации и самореализации личности в современных социокультурных условиях: Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / под науч. ред.
- Ильин Е. П. Мотивы и мотивация. — СПб.: Питер, 2008. 512 с.
- Самраилова Е. К., Шапиро С. А., Андросова О. В. Современные методы мотивации и стимулирования труда работников: учебное пособие для студентов магистратуры — Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2020.