В данной статье рассматривается место мировых судей в судебной системе Российской Федерации. Изменения, происходящие в настоящее время в Российской Федерации, затронули различные сферы жизни общества, что в полной мере относится и к судебной системе. Судебная реформа позволила реализовать идею максимального доступа граждан к правосудию путем создания института мировых судей.
Ключевые слова: институт мировых судей, судебная система Российской Федерации, судебные участки в субъектах Российской Федерации, нормативно-правовой акт, правовой статус.
Мировые судьи в России составляют часть единой судебной системы Российской Федерации и относятся к судьям общей юрисдикции в субъектах Российской Федерации. Пределы их деятельности распространяются на судебные участки в субъектах Российской Федерации. Создание и упразднение судебных участков и должностей мировых судей осуществляются через законы субъектов Российской Федерации. Их деятельность регулируется совместно Российской Федерацией и ее субъектами. Определение общего количества мировых судей и судебных участков субъекта Российской Федерации происходит согласно федеральному законодательству [7, с. 13–15].
Актуальность изучения института мировых судей объясняется его значением в российской судебной системе, которое в последнее время возросло. Анализ законодательства о мировых судьях позволяет сделать вывод о наличии необходимых предпосылок, чтобы изучаемый институт функционировал стабильно и эффективно. Выполнение своих обязанностей осуществляется мировыми судьями в пределах судебных участков в отдельных субъектах Российской Федерации, а определение их числа специальным Федеральным законом свидетельствует об относительной независимости мировых судей [9, с. 248–249].
Институт мирового правосудия был возрождён, чтобы, в первую очередь, предоставить широким слоям населения доступную судебную защиту, а не просто быть повторением дореволюционной модели мировых судов или созданием автономных судебных систем субъектов Российской Федерации. Судебная практика подтверждает достижение данной цели в рамках единой общероссийской судебной системы в результате довольно сложных действий.
Значимым нормативным правовым актом в деятельности мировых судей является Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации, задачами которого являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иных лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. В системе федерального конституционного законодательства особое значение имеет Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ [4].
Одним из основных нормативных актов в области мирового суда является Федеральный закон Российской Федерации «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 № 188-ФЗ [2].
Статья 1 предусматривает, что мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Статья 2 называется «гарантии статуса мировых судей». В этой статье говорится, что на мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты. В статье 3 «Компетенция мирового судьи» перечислены все дела, рассматриваемые мировыми судьями. Статья 4 Закона отражает деятельность судебных участков: мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
Статус (от лат. status — состояние, положение, английский статус) — в общем смысле правовой статус (совокупность прав и обязанностей, предусмотренных законом) гражданина или юридического лица. Правовой статус судей понимается как совокупность их прав и обязанностей по отправлению правосудия, а также их прав и обязанностей, вытекающих из их высокого положения [6].
Законодательное определение понятия «мировой судья» закреплено в Федеральном законе от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Согласно этому закону, судьи общей юрисдикции субъектов Российской Федерации признаются мировыми судьями и являются частью единой судебной системы, осуществляющей правосудие по определенным гражданским, административным и уголовным делам, за исключением случаев, по которым наказание превышает три года лишения свободы.
Специфика института мировых судей заключается в том, что эти судьи выступают только в качестве судей первой инстанции и выполняют свои функции в пределах, закрепленных за каждым из них территорий судебных участков, которые формируются решением законодательной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с председателем областного или приравненного к нему суда. Как и для других судей, для мировых судей характерны общие черты: единство судебных функций, единство процессуального порядка рассмотрения дел, наличие общих принципов. Правовой статус мировых судей определяется их местом в системе государственных органов, а также требованиями к кандидатам, порядком занятия должности и отстранения от нее.
На данном этапе развития мировой юстиции статус мирового судьи отличается от статуса федерального судьи всего двумя способами: 1) порядок его назначения (избрания) на должность относится к компетенции не Президента Российской Федерации, как для федеральных судей (за исключением судей высших судов страны), а законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или населения соответствующего судебного участка — пункт 1 статьи 6 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»; 2) тот факт, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей (но не предоставление ежемесячного денежного вознаграждения, стимулирующих и иных выплат) осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации — п. 3 ст. 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», а не судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, как в отношении федеральных судов (за исключением вышестоящих). [8, с. 249–252]
Мировые судьи наиболее близки к народу, поскольку этот институт охватывает повседневные, социальные проблемы граждан, как в спорных правоотношениях, так и в бесспорных. Однако если детализировать механизм деятельности мировых судей, то можно наткнуться на ряд проблем, которые наблюдаются как в законодательной, так и в практической составляющей этого института. Стоит отметить, что в российских судах мировой судья не может давать гражданам юридические консультации, а юридическая консультация, как показывает практика, редко находится рядом с судебным участком. Решение этой проблемы позволило бы привлечь каждый судебный участок к предоставлению юридических услуг студентам юридических факультетов, младшим и начинающим юристам и т. д. Было бы целесообразно создать должность внештатного консультанта судебного округа, который, действуя на безвозмездной основе, приобрел бы опыт работы в юридической профессии и помогал бы в защите интересов населения. [5, с. 50–51]
Таким образом, правовой статус мирового судьи в России в настоящее время носит двойственный характер. С одной стороны, он является судьей общей юрисдикции субъекта Российской Федерации, его поведение зависит от содержания регионального законодательства, с другой стороны, законодатель признает его полноправным носителем судебной власти, элементом единой судебной системы России, принимающим судебные решения от имени Российской Федерации.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
- О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 года № 3132–1 (ред. 06.03.2019) // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792.
- О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
- Артеменко А. В. Правовое положение мирового судьи в судебной системе современной России // Молодой ученый. 2018. № 15. С. 50–51.
- Правовой статус мирового судьи в современной России // Евразийский Союз Ученых. 2021. № 9.
- Ципий Д. В. Место мирового судьи в судебной системе Российской Федерации // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 3.
- Щербинина И. А. Особенности правового статуса мировых судей // Молодой ученый. 2020. № 3 (293). С. 249–252.
- Щербинина И. А. Теоретические аспекты нормативно-правового регулирования деятельности мировых судей // Молодой ученый. 2020. № 3 (293). С. 248–249.