Разработка диагностического инструментария по исследованию фонематических компетенций у дошкольников со стёртой формой дизартрии на основе анализа традиционных и современных методов диагностики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 12.01.2022

Статья просмотрена: 876 раз

Библиографическое описание:

Некрасова, Л. Т. Разработка диагностического инструментария по исследованию фонематических компетенций у дошкольников со стёртой формой дизартрии на основе анализа традиционных и современных методов диагностики / Л. Т. Некрасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 212-216. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87746/ (дата обращения: 15.11.2024).



Дефицитарность фонематических процессов играет существенную роль в структуре дефекта такого речевого нарушения как стёртая форма дизартрии.

У дошкольников со стёртой формой дизартрии нарушения фонематического слуха могут носить вторичный характер, в связи с наличием патологической симптоматики в артикуляционном аппарате и как следствие нарушением взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом. Наиболее полная и разноуровневая диагностика позволит выявить существующие проблемы в развитии фонематических процессов у дошкольников со стёртой формой дизартрии и стать первоначальным этапом на пути эффективного коррекционного воздействия. Еще Р. Е. Левина указывала в своих трудах на необходимость тщательного обследования фонематических процессов с целью установления тончайших нарушений, способных повлиять на речевое развитие ребенка [Левина].

В настоящее время в логопедической практике, представлены различные методики обследования фонематических процессов, однако в связи с неоднозначным толкованием понятий, характеризующих фонематические процессы, происходит путаница в обозначении проб на выявление уровня сформированности тех или иных процессов.

Цель данного раздела:

— Проанализировать традиционные и современные диагностические методики фонематических процессов у дошкольников.

— Отобрать и систематизировать содержание заданий с учетом возрастных особенностей детей 5–6 лет.

— Составить диагностику уровня сформированности фонематических компетенций, адаптированную для дошкольников со стёртой формой дизартрии.

Наиболее полную диагностическую методику, адаптированную для дошкольников со стёртой формой дизартрии разработала Е. Ф. Архипова. Ее система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы, носит тестовый характер. Процедура ее проведения и система бальной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха, определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени. Система удобна для прослеживания в дальнейшем динамики развития фонематического слуха ребенка и эффективности коррекционного воздействия. Система обследования состоит из ряда проб для обследования предпосылок формирования фонематического слуха и самого фонематического слуха. Автор рекомендует перед обследованием восприятия речевых звуков ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка.

Система включает следующие пробы.

1) узнавание неречевых звуков;

2) различение высоты, силы, тембра голоса;

3) различение слов, близких по звуковому составу;

4) дифференциация слогов;

5) дифференциация фонем;

6) навыки элементарного звукового анализа.

При исследовании фонематического слуха Е. Ф. Архипова рекомендует использовать задания, исключающие проговаривание, что бы трудности звукопроизношения не влияли на качество выполнения. Каждый раздел включает достаточное количество заданий, которые можно использовать по усмотрению, варьируя количество испытаний. По итогам испытания, пользуясь балльной системой оценки, автор предлагает оформлять график, используя количественные показатели диагностики.

Комплексная диагностическая методика, разработанная В. А. Кисилёвой, также специально для дошкольников со стёртой формой дизартрии, содержит раздел по обследованию фонематических процессов. В помощь логопедам предлагается альбом, в котором приведены все материалы для обследования. Система обследования фонематических процессов Кисилёвой В. А. также содержит традиционные для логопедической практики приемы, носит тестовый характер и систему бальной оценки.

Система включает следующие пробы на обследование фонематических процессов.

1. Восприятие и воспроизведение ритмов.

2. Фонематическое восприятие, включает следующие разделы:

— восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации;

— восприятие и дефференциация звуков речи (содержит задания на различение слов, близких по звуковому составу, нахождение асемантичных звукосочетаний, повторение слов с оппозиционными звуками).

3. Звуковой анализ и синтез.

Диагностика фонематических процессов Н. И. Дьяковой представляет собой комплексную методику, осуществляющую выявление факторов и условий для обеспечения динамики и определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития. Процедура проведения диагностики носит тестовый характер и осуществляет систему бальной оценку, результаты заносятся в сводную таблицу.

В её задачи входят:

— определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;

— выявление динамики развития фонематических процессов у с ОНР для осуществления коррекции имеющихся отклонений;

— оценка эффективности коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.

Методика содержит следующие диагностические задания:

  1. Восприятие и воспроизведение ритмов.
  2. Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации.
  3. Фонематические представления, включает:

— отраженное воспроизведение рядов слогов и слов (да-та-да, га-ка-га, кот-год-кот, том-дом-том и т. д.);

— дифференциация звуков в произношении слов и предложений (крыса-крыша, рак-лак, в домишке жили мышки и т. д.);

— различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений (шанки-фанки-сянки-санки-танк и т. д.)

  1. Звуковой анализ и синтез слов

Дефектно произносимые звуки Н. И. Дьякова рекомендует обследовать на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши, поднять руку).

Заслуживает внимания пособие, изданное в содружестве В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко, «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста» для исследования фонематических процессов. Авторы считают, что определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит — правильного планирования коррекционной работы. Данное экспресс-обследование фонематических процессов опирается на рекомендации института коррекционной педагогики РАО, опубликованные в работе «Методы обследования речи детей» под редакцией И. Т. Власенко и Г. В. Чиркиной, а также на «Дидактический материал по обследованию речи детей» Т. П. Бессоновой и О. В. Грибовой. В пособии представлен комплект демонстрационных картинок для проведения диагностики.

Обследование проводится по трем направлениям.

  1. Различение сходных фонем на слух (содержит задания на сходные правильно произносимые фонемы и сходные дефектные звуки).
  2. Различение сходных фонем в произношении (содержит задания на правильно произносимые звуки).
  3. Выявление готовности е звуковому анализу.

Задания первого раздела включают пробы на узнавание и различение слов, близких по звуковому составу (тень-день, балка- палка и т. д.), на слух и по картинкам. Далее авторы предлагают пробы на материале слогов и звуков (па-ба, су-шу, ты-ти, ы-и, ц-ч, з-ж и т. д.). В последнем задании ребенку предлагается выявить дефектное произнесение непарных слов (санки, шуба, шумка, собака, шанки и т. д.).

Задания второго раздела содержат следующие испытания:

  1. Группировка парных картинок на сходные звуки: проговаривание картинок ребенком и деление на группы с общим звуком (коса, лиса, суп, коса, зуб), группировка и подбор пар (суп-зуб, коса-коза и т. д.).
  2. Группировка непарных картинок на сходные звуки: проговаривание картинок ребенком и деление на группы с общим звуком (тазы, посуда, завод, сани, зонт и т. д.).
  3. Выделение картинок на заданный звук (Например Т: туфли, дом, танк, попугай, вата, бант и т. д.).
  4. Воспроизведение звуковых, слоговых рядов и рядов слов (ау, ткп, па-по-пу, па-та-ка, дом-кот-мак и т. д.).

Задания третьего раздела включают пробы:

  1. Выделение первого ударного гласного в словах, в обратных слогах, выделение первого безударного гласного в словах.
  2. Звуковой анализ звукосочетаний из двух гласных на выделение первого, последнего звука и определения количества звуков в звукосочетании.
  3. Определение последнего глухого согласного К, П, Т, Х или сонора М, Н, в обратных слогах, в словах.
  4. Выделение на слух заданного звука, гласного или согласного, из звукового ряда.

Каждый раздел данной методики содержит достаточное количество заданий, которые можно использовать по усмотрению, варьируя количество испытаний.

Наша диагностика разработана на основе диагностичесхих методик фонематических процессов Е. Ф. Архиповой, В. И. Кисилёвой, Н. И. Дьяковой, В. В. Коваленко и С. В. Коваленко.

Обследование состояния фонематических компетенций у дошкольников со стёртой формой дизартрии

1. Восприятие и воспроизведение ритмов (при выполнении задания руки логопеда должны быть закрыты экраном).

Цель: Исследовать у детей чувство ритма и слухоритмическую память

Предлагаемый материал

Ответы

Диагностический этап

Контрольный этап

Восприятие ритмов: прослушать удары и посчитать их.

Слухомоторные координации: повторить: простые ритмы:

сложные ритмы:

2. Различение высоты, силы, тембра голоса

Цель: Исследовать у детей умение различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

Лексический материал

Ответы

Диагностический этап

Контрольный этап

1. Инструкция: «Внимательно послушай и угадай, кто так кричит, подними нужную картинку»:

— кошка — котенок: мяу (низко)мяу (высоко)

— свинья — поросенок: хрю (низко)хрю (высоко)

— коза — козленок: мэ (низко)мэ (высоко)

— корова — теленок: му (низко)му (высоко)

2. Инструкция: «Послушай, как мяукают котята, белый близко, а черный далеко».

Мяу (громко) — белый;

Мяу (тихо) — черный.

3. Инструкция: «Послушай и угадай, какой медведь из сказки «Три медведя» говорит». Логопед произносит фразы то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.

— Кто спал на моей кровати? (низко)

— Кто ел из моей миски? (средне)

— Кто сидел на моем стуле? (высоко)

3. Различение слов, близких по звуковому составу

Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.

Лексический материал

Ответы

Диагностический этап

Контрольный этап

1. Узнавание и различение слов, близких по звуковому составу по картинкам.

Инструкция: «Покажи, где усы, где уши, где, ужи, где почки, где бочки». (Исследование проводится с использованием картинок на слова-квазиомонимы.)

2. Узнавание и различение слов, близких по звуковому составу на слух.

Инструкция: «Если я назову разные слова, хлопни в ладоши, если одинаковые — не хлопай»:

День-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка.

3. Различение правильно и неправильно произносимых логопедом непарных слов. Инструкция: «Если я неправильно назову слово, хлопни в ладоши, если правильно — не хлопай»:

Санки, шуба, шумка, собака, шанки, суба, сумка, коска, лыба, лодка, рыба, ропата, родка, руна, лопата, луна.

3. Дифференциация слогов

Цель: Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость, твердость — мягкость, свистящие — шипящие и т. д.

Лексический материал

Ответы

Диагностический этап

Контрольный этап

1. Инструкция: «Покажи кружок, когда услышишь новый слог».

на–на–на–па

ка–ка–га–ка

2. Инструкция: «Послушай слоги и скажи какой лишний».

Лексический материал: на–на–на–па; па–ба–па–па; ка–ка–га–ка.

3. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, закрывая рот экраном.)

да–тата–дава–вяба–па–бапа–ба–пага–ка–гака–га–ка

са–шаша–сана–няда–та–дата–да–та

за–са–заса–за–сата–то–туца–са–цаса–ца–саса–ша–саша–са–ша

жа–ша–жаша–жа–шапы–па–поча–тя–чатя–га–тя

ра–ла–рара–ла–рата–ка–паща–га–щача–ща–чаща–ша–щаша–ща–ша

5. Дифференциация фонем

Цели: 1. Исследование навыков дифференциации фонем.

2. Проверка готовности к формированию звукового анализа.

Лексический материал

Ответы

Диагностический этап

Контрольный этап

1. Инструкция: логопед проговаривает звуки парами. Предлагая условными сигналами реагировать на одинаковые или разные звуки.

Например: ы-и, и-и, и-ы, ы-ы, ц-ч, ц-ц, ч-ч, ц-ц, ж-ж, ж-з, з-з, з-ж т. д.

2. Инструкция: логопед проговаривает последовательность звуков и просит ребенка повторить.

— ао, уа, аи, ио

— аиу, иао, уао, оиы

— аоуи, иоуа, иыоу, аоыу

Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического слуха.

3. Инструкция: логопед произносит ряд звуков и просит ребенка определенным сигналом прореагировать, когда услышит определенный звук.

Различение исследуемого звука среди других речевых звуков.

]: [с, ш, ц, ч, ш, щ];

]: [ ш, с’, щ, ч, ц, щ];

]: [ т, с’, ц, т’, ш, ц];

]: [ ч, ш, т’, ч, с’, ч];

]: [ с, с’, ж, ц, с, ч].

Критерии оценки:

4 балла — точное выполнение задания

3 балла — допускает негрубые ошибки

2 балла — выполнил 0,5 задания верно

1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно

0 баллов — отказ или невыполнение задания.

Литература:

  1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 331c.
  2. Дьякова, Н.И. диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников [Текст] / Н. И. Дьякова. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64с. (Библиотека журнала «Логопед»)
  3. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. -2е изд., испр. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 279с.: ил. — (Коррекционная педагогика).
  4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста Гном-Пресс, 2000 (http://www.pedlib.ru)
  5. Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В. А. Киселева. — М.: Шк. Пресса, 2007. — 48с
  6. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды [Текст] / Р. Е. Левина. — М.: Аркти, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): фонематический слух, звуковой состав, различение слов, стертая форма дизартрии, диагностический этап, звук, звуковой анализ, контрольный этап, лексический материал, процесс.


Похожие статьи

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Развитие грамматического строя речи дошкольников с ОНР на основе логоритмики

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой афазии в условиях отделения «стационар на дому». Методы восстановительного обучения

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения в реализации метода логоритмики в условиях логопедической группы

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Похожие статьи

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Развитие грамматического строя речи дошкольников с ОНР на основе логоритмики

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой афазии в условиях отделения «стационар на дому». Методы восстановительного обучения

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения в реализации метода логоритмики в условиях логопедической группы

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Задать вопрос