Технология привлечения студентов к занятиям физической культурой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 14.01.2022

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Пляс, Д. А. Технология привлечения студентов к занятиям физической культурой / Д. А. Пляс, Н. А. Стырькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87761/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассмотрена проблематика привлечения студентов к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: спорт, физическая культура.

This article deals with the problems of attracting students to physical culture lessons.

Keywords : sports, physical education.

Основными причинами, обусловливающими необходимость привлечения студентов к двигательной активности, а также условиями ее реализации являются достижения студентами соответствующей внутренней мотивации (самоопределения); адекватные действия преподавателя на занятиях по физическому воспитанию в направлении удовлетворения психологических потребностей студентов — независимости, компетентности, взаимодействия.

Изучение научной и методической литературы выявило единичные разработки эффективных технологий привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности. При этом практически не разработано направление, предусматривающее использование современных информационных средств и учет мотивов и ситуативных факторов, побуждающих девушек и парней с началом обучения в вузах сознательно осуществлять определенную активность. Отсутствие таких данных значительно затрудняет обоснование эффективного алгоритма формирования и реализации содержания теоретико-методической и практической подготовки студентов по физическому воспитанию, что не способствует их вовлечению в указанную активность в аспекте улучшения физического состояния, решения других социально важных задач, а значит, требует специальных исследований.

Цель исследования — научно обосновать технологию привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности в процессе физического воспитания.

Задачи исследования:

  1. Систематизировать и обобщить современные теоретические и эмпирические знания по проблематике привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности в процессе физического воспитания.
  2. Изучить сформированность и особенности мотивации студентов к двигательной активности оздоровительной направленности, а также ее влияние на динамику показателей физического состояния.
  3. Разработать технологию привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности в процессе физического воспитания и экспериментально проверить ее эффективность.

Методология

Для реализации содержания технологии привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности в процессе физического воспитания (теоретико-методической и практической подготовки, контроля уровня подготовленности и двигательной активности) был разработан соответствующий алгоритм, определявший последовательность выполнения преподавателями по физическому воспитанию ниже приведенных технологических операций:

  1. Детерминация цели занятий по физическому воспитанию как можно большим количеством мотивов к двигательной активности оздоровительной направленности — предполагала, что достижения в определенной деятельности запланированного результата требует одновременной актуализации нескольких мотивов, определенный комплекс которых у индивида уже есть, а для его усиления сначала определяют состав мотивов, которые нужно актуализировать. Для физического воспитания студентов выделили следующий комплекс мотивов: достижения, саморазвития, самоутверждения, избегания неудачи и наказания, чувство долга перед группой; учли, что у каждого студента усилятся лишь отдельные мотивы, индивидуальный «набор» которых в конце концов обеспечит положительный результат.
  2. Обеспечение ведущей роли результативного компонента мотивации в реализации содержания занятий по физическому воспитанию, что требует определения промежуточных задач. Для практической подготовки такими должны стать, прежде всего, улучшение определенных показателей физического состояния, для теоретико-методической — формирование знаний и методических умений, связанных с двигательной активностью оздоровительной направленности.
  3. Комплексное и адекватное к содержанию занятий использование современных информационных средств: теоретико-методическая подготовка — электронные учебники и пособия, персональное портфолио, сеть Интернет и университетская сеть с данными о сайтах с необходимой информацией; практическая подготовка (по расписанию и во внеучебное время) — компьютерные программы для оценки студентом собственных текущих достижений в показателях физического состояния на основании дифференцированного подхода к приросту каждого из них;
  4. Определение сроков проведения и содержания системы контроля за результатами деятельности студентов: начало учебного года (выходной контроль), конец семестра (текущий), конец учебного года (итоговый), все практические занятия (оперативный).
  5. Осуществление подготовки надлежащего материально-технического сопровождения физического воспитания, что предполагает для теоретико-методической подготовки максимальное наглядное обеспечение, а для практической к началу учебного года — определение рациональных мест будущих занятий и комплектование их необходимым оборудованием и инвентарем;
  6. Обеспечение при практической подготовке удовлетворения основных психологических потребностей студентов и конкретизации направленности и дозировка физических упражнений в каждом занятии. Преподавателям физического воспитания на практических занятиях необходимо создавать благоприятные условия для удовлетворения студентами таких потребностей, как независимость, компетентность и интегрированность в деятельность коллектива, поскольку это способствует формированию внутреннего типа мотивации, ведущей в реализации во внеучебное время двигательной активности оздоровительной направленности.

Для опробования разработанного алгоритма использовали метод констатирующего и формирующего эксперимента. В исследовании приняли участие 60 человек, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группу. Для оценки эффективности использовали общенаучные и педагогические методы исследования. Общенаучные методы использовали для изучения состояния изучаемой проблемы на современном этапе. Педагогические методы, в частности тестирование, для определения физической подготовленности студентов на этапах обучения. Использовавшиеся тесты отвечали имеющимся метрологическим требованиям и позволяли выявить у студентов уровень координации в циклических локомоциях (челночный бег 4х9 м), абсолютной мышечной силы (кистевая динамометрия), статической силовой выносливости (вис на изогнутых руках), скоростной выносливости (бег 100 м), общей выносливости (12-минутный бег), взрывной силы мышц нижних конечностей (прыжок в длину с места) и гибкости (наклон сидя вперед). Тестирование проводилось в начале и конце каждого учебного года во время соревнований. В то же время использовали такие педагогические методы, как наблюдение и эксперимент для обоснования и экспериментальной проверки эффективности разработанной технологии.

Результаты

Разработанная технология привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности обеспечивает значительно лучший результат, чем реализация содержания учебной программы по физическому воспитанию для вузов без использования указанного экспериментального фактора:

— из 19 показателей физического состояния (9 — функциональных, 7 — физической подготовленности, 2 — общей физической работоспособности) после эксперимента по 12 показателей у девочек и парней ЭГ статистически достоверно улучшились (на уровне от p<0,05 до p< 0,001), в КГ — по 1, но ухудшились значения соответственно 1 и 3 показателей; сравнение достигнутых в конце значений засвидетельствовало преимущество девушек ЭГ над КГ в 17, юношей — в 16 показателях;

— средний балл уровня знаний и умений по реализации двигательной активности оздоровительной направленности по 12-балльной шкале оценки у девочек ЭГ и КГ в конце эксперимента составлял 8,0±0,6 и 3,8±0,46, у ребят — 7,8 ±0,59 и 3,8±0,44 (p<0,001) соответственно, а количество пропущенных по болезни дней в течение учебного года у девочек этих групп составляло 4,0±0,28 и 12,0±0,29, у ребят — 6,0±0,42 и 14,0±0,28 (р<0,001) соответственно [1].

Выводы

Экспериментальным исследованием обоснована технология привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности, предусматривающая применение современных средств передачи и получения учебной информации в процессе физического воспитания, а ее использование обеспечивает реализацию ими такой активности во внеучебное время, улучшение показателей физического состояния и уровня соответствующих знаний и умений. Определены содержание составляющих разработанной технологии и алгоритм их реализации в процессе физического воспитания.

Литература:

  1. Рыбачук Н. А., Иванова Н. Г. К проблеме организации и содержания процесса по дисциплине «физическая культура и спорт» / Азимут научных исследований: педагогика и психология. ВАК, 2020 Т.9 № 2(31). — С. 234–236.
Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, физическое воспитание, оздоровительная направленность, физическое состояние, внеучебное время, практическая подготовка, технология привлечения студентов, психологическая потребность студентов, теоретико-методическая подготовка, физическая культура.


Ключевые слова

физическая культура, спорт

Похожие статьи

Отношение студентов к занятиям физической культурой в вузе

В статье рассматривается вопрос отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом. Обосновывается необходимость повышения мотивации учащихся к спорту. Приведены основные мотивы студентов к соответствующим занятиям физической культурой. На...

Теоретические предпосылки активности студентов в спорте

В статье описывается важность физической активности и её теоретические предпосылки в отношении студентов.

Организация занятий физкультурно-спортивной деятельностью студентов различных стран

В статье представлен сравнительный обзор форм организации занятий физкультурно-спортивной деятельностью студентов вузов различных стран в сравнительном контексте организации данного вида деятельности в Республики Казахстан.

Анализ методики проведения занятий физической культуры для студентов технического вуза

В данной статье авторы пытаются проанализировать различные методики проведения занятий по физической культуре для студентов технического вуза и не только.

Спорт в жизни студенческой молодежи Волгоградского социально-педагогического университета

Данная статья поможет рассмотреть влияние спорта на жизнь студенческой молодежи. В ней раскрываются способы привлечения внимания молодежи к спорту.

Анализ проблем обеспечения качества обучения студентов вуза по физической культуре и спорту

Данная статья посвящена анализу проблем обеспечения качества обучения студентов вуза по физической культуре.

Влияние занятий физической культурой на психологическое состояние студентов

В данной статье рассмотрены вопросы влияния занятий физической культурой на психологическое состояние студентов.

Методика и особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме

В данной статье рассматривается методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме, задачи и свойства разминки. Определяется ее позиция в ходе всего урока.

Влияние современных электронных устройств и приложений на мотивацию студентов к занятиям физической культурой

В статье автор исследует заключает и анализирует влияния электронных гаджетов на мотивацию студентов к занятиям физической культурой.

Физическая культура в жизни студентов

Данная статья обуславливает необходимость физического воспитания студентов, которое проявляется вследствие регулярных занятий физической культурой. Данная статья предусматривает рассмотрение влияния физической культуры на состояния здоровья студентов...

Похожие статьи

Отношение студентов к занятиям физической культурой в вузе

В статье рассматривается вопрос отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом. Обосновывается необходимость повышения мотивации учащихся к спорту. Приведены основные мотивы студентов к соответствующим занятиям физической культурой. На...

Теоретические предпосылки активности студентов в спорте

В статье описывается важность физической активности и её теоретические предпосылки в отношении студентов.

Организация занятий физкультурно-спортивной деятельностью студентов различных стран

В статье представлен сравнительный обзор форм организации занятий физкультурно-спортивной деятельностью студентов вузов различных стран в сравнительном контексте организации данного вида деятельности в Республики Казахстан.

Анализ методики проведения занятий физической культуры для студентов технического вуза

В данной статье авторы пытаются проанализировать различные методики проведения занятий по физической культуре для студентов технического вуза и не только.

Спорт в жизни студенческой молодежи Волгоградского социально-педагогического университета

Данная статья поможет рассмотреть влияние спорта на жизнь студенческой молодежи. В ней раскрываются способы привлечения внимания молодежи к спорту.

Анализ проблем обеспечения качества обучения студентов вуза по физической культуре и спорту

Данная статья посвящена анализу проблем обеспечения качества обучения студентов вуза по физической культуре.

Влияние занятий физической культурой на психологическое состояние студентов

В данной статье рассмотрены вопросы влияния занятий физической культурой на психологическое состояние студентов.

Методика и особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме

В данной статье рассматривается методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме, задачи и свойства разминки. Определяется ее позиция в ходе всего урока.

Влияние современных электронных устройств и приложений на мотивацию студентов к занятиям физической культурой

В статье автор исследует заключает и анализирует влияния электронных гаджетов на мотивацию студентов к занятиям физической культурой.

Физическая культура в жизни студентов

Данная статья обуславливает необходимость физического воспитания студентов, которое проявляется вследствие регулярных занятий физической культурой. Данная статья предусматривает рассмотрение влияния физической культуры на состояния здоровья студентов...

Задать вопрос