В данной статье рассмотрена проблематика привлечения студентов к занятиям физической культурой.
Ключевые слова: спорт, физическая культура.
This article deals with the problems of attracting students to physical culture lessons.
Keywords : sports, physical education.
Основными причинами, обусловливающими необходимость привлечения студентов к двигательной активности, а также условиями ее реализации являются достижения студентами соответствующей внутренней мотивации (самоопределения); адекватные действия преподавателя на занятиях по физическому воспитанию в направлении удовлетворения психологических потребностей студентов — независимости, компетентности, взаимодействия.
Изучение научной и методической литературы выявило единичные разработки эффективных технологий привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности. При этом практически не разработано направление, предусматривающее использование современных информационных средств и учет мотивов и ситуативных факторов, побуждающих девушек и парней с началом обучения в вузах сознательно осуществлять определенную активность. Отсутствие таких данных значительно затрудняет обоснование эффективного алгоритма формирования и реализации содержания теоретико-методической и практической подготовки студентов по физическому воспитанию, что не способствует их вовлечению в указанную активность в аспекте улучшения физического состояния, решения других социально важных задач, а значит, требует специальных исследований.
Цель исследования — научно обосновать технологию привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности в процессе физического воспитания.
Задачи исследования:
- Систематизировать и обобщить современные теоретические и эмпирические знания по проблематике привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности в процессе физического воспитания.
- Изучить сформированность и особенности мотивации студентов к двигательной активности оздоровительной направленности, а также ее влияние на динамику показателей физического состояния.
- Разработать технологию привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности в процессе физического воспитания и экспериментально проверить ее эффективность.
Методология
Для реализации содержания технологии привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности в процессе физического воспитания (теоретико-методической и практической подготовки, контроля уровня подготовленности и двигательной активности) был разработан соответствующий алгоритм, определявший последовательность выполнения преподавателями по физическому воспитанию ниже приведенных технологических операций:
- Детерминация цели занятий по физическому воспитанию как можно большим количеством мотивов к двигательной активности оздоровительной направленности — предполагала, что достижения в определенной деятельности запланированного результата требует одновременной актуализации нескольких мотивов, определенный комплекс которых у индивида уже есть, а для его усиления сначала определяют состав мотивов, которые нужно актуализировать. Для физического воспитания студентов выделили следующий комплекс мотивов: достижения, саморазвития, самоутверждения, избегания неудачи и наказания, чувство долга перед группой; учли, что у каждого студента усилятся лишь отдельные мотивы, индивидуальный «набор» которых в конце концов обеспечит положительный результат.
- Обеспечение ведущей роли результативного компонента мотивации в реализации содержания занятий по физическому воспитанию, что требует определения промежуточных задач. Для практической подготовки такими должны стать, прежде всего, улучшение определенных показателей физического состояния, для теоретико-методической — формирование знаний и методических умений, связанных с двигательной активностью оздоровительной направленности.
- Комплексное и адекватное к содержанию занятий использование современных информационных средств: теоретико-методическая подготовка — электронные учебники и пособия, персональное портфолио, сеть Интернет и университетская сеть с данными о сайтах с необходимой информацией; практическая подготовка (по расписанию и во внеучебное время) — компьютерные программы для оценки студентом собственных текущих достижений в показателях физического состояния на основании дифференцированного подхода к приросту каждого из них;
- Определение сроков проведения и содержания системы контроля за результатами деятельности студентов: начало учебного года (выходной контроль), конец семестра (текущий), конец учебного года (итоговый), все практические занятия (оперативный).
- Осуществление подготовки надлежащего материально-технического сопровождения физического воспитания, что предполагает для теоретико-методической подготовки максимальное наглядное обеспечение, а для практической к началу учебного года — определение рациональных мест будущих занятий и комплектование их необходимым оборудованием и инвентарем;
- Обеспечение при практической подготовке удовлетворения основных психологических потребностей студентов и конкретизации направленности и дозировка физических упражнений в каждом занятии. Преподавателям физического воспитания на практических занятиях необходимо создавать благоприятные условия для удовлетворения студентами таких потребностей, как независимость, компетентность и интегрированность в деятельность коллектива, поскольку это способствует формированию внутреннего типа мотивации, ведущей в реализации во внеучебное время двигательной активности оздоровительной направленности.
Для опробования разработанного алгоритма использовали метод констатирующего и формирующего эксперимента. В исследовании приняли участие 60 человек, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группу. Для оценки эффективности использовали общенаучные и педагогические методы исследования. Общенаучные методы использовали для изучения состояния изучаемой проблемы на современном этапе. Педагогические методы, в частности тестирование, для определения физической подготовленности студентов на этапах обучения. Использовавшиеся тесты отвечали имеющимся метрологическим требованиям и позволяли выявить у студентов уровень координации в циклических локомоциях (челночный бег 4х9 м), абсолютной мышечной силы (кистевая динамометрия), статической силовой выносливости (вис на изогнутых руках), скоростной выносливости (бег 100 м), общей выносливости (12-минутный бег), взрывной силы мышц нижних конечностей (прыжок в длину с места) и гибкости (наклон сидя вперед). Тестирование проводилось в начале и конце каждого учебного года во время соревнований. В то же время использовали такие педагогические методы, как наблюдение и эксперимент для обоснования и экспериментальной проверки эффективности разработанной технологии.
Результаты
Разработанная технология привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности обеспечивает значительно лучший результат, чем реализация содержания учебной программы по физическому воспитанию для вузов без использования указанного экспериментального фактора:
— из 19 показателей физического состояния (9 — функциональных, 7 — физической подготовленности, 2 — общей физической работоспособности) после эксперимента по 12 показателей у девочек и парней ЭГ статистически достоверно улучшились (на уровне от p<0,05 до p< 0,001), в КГ — по 1, но ухудшились значения соответственно 1 и 3 показателей; сравнение достигнутых в конце значений засвидетельствовало преимущество девушек ЭГ над КГ в 17, юношей — в 16 показателях;
— средний балл уровня знаний и умений по реализации двигательной активности оздоровительной направленности по 12-балльной шкале оценки у девочек ЭГ и КГ в конце эксперимента составлял 8,0±0,6 и 3,8±0,46, у ребят — 7,8 ±0,59 и 3,8±0,44 (p<0,001) соответственно, а количество пропущенных по болезни дней в течение учебного года у девочек этих групп составляло 4,0±0,28 и 12,0±0,29, у ребят — 6,0±0,42 и 14,0±0,28 (р<0,001) соответственно [1].
Выводы
Экспериментальным исследованием обоснована технология привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности, предусматривающая применение современных средств передачи и получения учебной информации в процессе физического воспитания, а ее использование обеспечивает реализацию ими такой активности во внеучебное время, улучшение показателей физического состояния и уровня соответствующих знаний и умений. Определены содержание составляющих разработанной технологии и алгоритм их реализации в процессе физического воспитания.
Литература:
- Рыбачук Н. А., Иванова Н. Г. К проблеме организации и содержания процесса по дисциплине «физическая культура и спорт» / Азимут научных исследований: педагогика и психология. ВАК, 2020 Т.9 № 2(31). — С. 234–236.