Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 13.01.2022

Статья просмотрена: 5331 раз

Библиографическое описание:

Левашова, Н. Ф. Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики / Н. Ф. Левашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87765/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор представляет опыт работы по формированию функциональной грамотности

Ключевые слова: функциональная грамотность, методы, приемы

Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.

На уроках математики дети учатся:

— выполнять математические расчеты для решения повседневных задач;

— рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной в различных формах (в таблицах, диаграммах, на графиках), широко используемых в средствах массовой информации.

Именно поэтому, задания, призванные исследовать состояние математической грамотности учеников, имеют четко выраженную прикладную направленность и их решение предусматривает владение учащимися приемами деятельности прикладного характера.

Хочу остановиться на активных методах и приемах обучения.

Т. к. в МБОУ «Лицей» обучение начинается с 9 класса, первоочередной задачей для учителя математики становится подготовка к ОГЭ по математике. Ни для кого не секрет, что именно изучение геометрии является наиболее затруднительным для учащихся.

1. Теоретические работы

Ежеурочно я провожу небольшие теоретические работы, в которых ребята должны записать определения, аксиомы и теоремы. Не обходится и без курьезных случаев. Одно из определений звучало так «Треугольник называется равнобедренным, если его бёдра равны». Но с каждым разом определения становятся все более точными, что помогает готовиться к заданию № 19 и дает полноценный балл по геометрии

Представляю образец теоретической работы

Вариант 1.

  1. Медиана треугольника — это
  2. Определение параллелограмма
  3. Теорема о площади треугольника

2. Прием «Да-нет»

Учитель зачитывает определение. Ученик рисует пиктограмму «да» , или пиктограмму «нет» . Получаем в итоге подобное:

Данный прием позволяет проводить пятиминутки и быстро их проверять.

3. «Пишу и говорю»

В процессе выполнения задания ученик проговаривает каждое свое действие. Можно проводить эту работу по цепочке. Таким образом, на уроке будет задействован каждый учащийся.

4. Работа с условием задачи

Учащиеся маркером выделяют ключевые слова и данные в задаче, которые помогут решить задание. Этот прием полезно проводить и в 11 классе, т. к. очень много ошибок из-за неверного прочтения текста задания.

5. Работа в группах.

Например, при изучении темы «Статистическая обработка данных»

каждой группе было выдано задание провести опрос и оформить результаты этого опроса в виде диаграмм и графиков, рассчитав размах, моду, медиану и среднее. Это поможет не только представлять известную информацию в виде таблиц, графиков и диаграмм, но и читать эти данные.

6. Деловая игра

Данный прием хорошо применят при решении финансовых задач. Например, для того, чтобы понять разницу в аннуитетной и дифференцированной схемах выплаты кредита. Для этого предлагается решить следующую задачу:

«Клиент решил взять кредит в банке 331000 рублей на 3 месяца под 10 % в месяц. Существуют две схемы выплаты кредита.

По первой схеме банк в конце каждого месяца начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10 %), затем клиент переводит в банк фиксированную сумму и в результате выплачивает весь долг тремя равными платежами.

По второй схеме банка (группа 2) сумма долга в конце каждого месяца увеличивается на 10 %, а затем уменьшается на сумму, уплаченную клиентом. Суммы, выплачиваемые в конце каждого месяца, подбираются так, чтобы в результате сумма долга каждый месяц уменьшалась равномерно, то есть на одну и ту же величину.

Какую схему мне выгоднее выбрать?»

Класс можно разделить на 2 группы, каждая решает задачу и представляет результаты своей работы в виде таблицы.

Банк «А»

Изображение выглядит как стол

Автоматически созданное описание

Банк «Б»

Изображение выглядит как стол

Автоматически созданное описание

Представленные приемы лишь малая толика всех тех приемов, которые используются мной и коллегами на своих уроках. В условиях быстро меняющихся реалий мы и учащиеся должны быть готовыми к новым требованиям современности.

Основные термины (генерируются автоматически): задача, месяц, прием, работа, сумма долга, функциональная грамотность.


Похожие статьи

Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики

В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспе...

Формирование функциональной математической грамотности

В статье автор представляет опыт работы по формированию функциональной математической грамотности.

Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение

В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье рассмотрено понятие, роль и значение формирования функциональной грамотности у детей школьного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности при изучении курса безопасности жизнедеятельности

В статье анализируются педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности и выявляются важные аспекты — рекомендации для организации уроков по курсу.

Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка

В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.

Формирование читательской грамотности на уроках истории

В статье предоставлены конкретные инструменты и методики, которые могут быть использованы для эффективного обучения истории и развития у школьников навыков читательской грамотности.

Похожие статьи

Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики

В статье рассматриваются определение понятия функциональной грамотности, основные виды функциональной грамотности (математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность), а также описываются некоторые методические аспе...

Формирование функциональной математической грамотности

В статье автор представляет опыт работы по формированию функциональной математической грамотности.

Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение

В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье рассмотрено понятие, роль и значение формирования функциональной грамотности у детей школьного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности при изучении курса безопасности жизнедеятельности

В статье анализируются педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности и выявляются важные аспекты — рекомендации для организации уроков по курсу.

Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка

В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.

Формирование читательской грамотности на уроках истории

В статье предоставлены конкретные инструменты и методики, которые могут быть использованы для эффективного обучения истории и развития у школьников навыков читательской грамотности.

Задать вопрос