В статье автор представляет опыт работы по формированию функциональной грамотности
Ключевые слова: функциональная грамотность, методы, приемы
Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.
На уроках математики дети учатся:
— выполнять математические расчеты для решения повседневных задач;
— рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной в различных формах (в таблицах, диаграммах, на графиках), широко используемых в средствах массовой информации.
Именно поэтому, задания, призванные исследовать состояние математической грамотности учеников, имеют четко выраженную прикладную направленность и их решение предусматривает владение учащимися приемами деятельности прикладного характера.
Хочу остановиться на активных методах и приемах обучения.
Т. к. в МБОУ «Лицей» обучение начинается с 9 класса, первоочередной задачей для учителя математики становится подготовка к ОГЭ по математике. Ни для кого не секрет, что именно изучение геометрии является наиболее затруднительным для учащихся.
1. Теоретические работы
Ежеурочно я провожу небольшие теоретические работы, в которых ребята должны записать определения, аксиомы и теоремы. Не обходится и без курьезных случаев. Одно из определений звучало так «Треугольник называется равнобедренным, если его бёдра равны». Но с каждым разом определения становятся все более точными, что помогает готовиться к заданию № 19 и дает полноценный балл по геометрии
Представляю образец теоретической работы
Вариант 1.
|
2. Прием «Да-нет»
Учитель зачитывает определение. Ученик рисует пиктограмму «да» , или пиктограмму «нет» . Получаем в итоге подобное:
Данный прием позволяет проводить пятиминутки и быстро их проверять.
3. «Пишу и говорю»
В процессе выполнения задания ученик проговаривает каждое свое действие. Можно проводить эту работу по цепочке. Таким образом, на уроке будет задействован каждый учащийся.
4. Работа с условием задачи
Учащиеся маркером выделяют ключевые слова и данные в задаче, которые помогут решить задание. Этот прием полезно проводить и в 11 классе, т. к. очень много ошибок из-за неверного прочтения текста задания.
5. Работа в группах.
Например, при изучении темы «Статистическая обработка данных»
каждой группе было выдано задание провести опрос и оформить результаты этого опроса в виде диаграмм и графиков, рассчитав размах, моду, медиану и среднее. Это поможет не только представлять известную информацию в виде таблиц, графиков и диаграмм, но и читать эти данные.
6. Деловая игра
Данный прием хорошо применят при решении финансовых задач. Например, для того, чтобы понять разницу в аннуитетной и дифференцированной схемах выплаты кредита. Для этого предлагается решить следующую задачу:
«Клиент решил взять кредит в банке 331000 рублей на 3 месяца под 10 % в месяц. Существуют две схемы выплаты кредита.
По первой схеме банк в конце каждого месяца начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10 %), затем клиент переводит в банк фиксированную сумму и в результате выплачивает весь долг тремя равными платежами.
По второй схеме банка (группа 2) сумма долга в конце каждого месяца увеличивается на 10 %, а затем уменьшается на сумму, уплаченную клиентом. Суммы, выплачиваемые в конце каждого месяца, подбираются так, чтобы в результате сумма долга каждый месяц уменьшалась равномерно, то есть на одну и ту же величину.
Какую схему мне выгоднее выбрать?»
Класс можно разделить на 2 группы, каждая решает задачу и представляет результаты своей работы в виде таблицы.
Банк «А»
Банк «Б»
Представленные приемы лишь малая толика всех тех приемов, которые используются мной и коллегами на своих уроках. В условиях быстро меняющихся реалий мы и учащиеся должны быть готовыми к новым требованиям современности.