Актуальность темы работы обусловлена нестабильностью экономического роста в Российской Федерации, а также необходимость устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.
Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития муниципальных образований, целевые программы, разработка документов стратегического и территориального планирования.
Местное самоуправление в системе публичной власти Российской Федерации занимает особое место, поскольку основным его предназначением является решение вопросов местного значения на определенной территории. В этой связи управление социально-экономическим развитием муниципальных образований — постоянный процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений, включающий мероприятия по мониторингу ситуации, разработке стратегии, а также реализации планов и оценке эффективности программ [3].
Такая управленческая деятельность как социально-экономическое развитие муниципального образования представляет собой важнейшее условие для сохранения муниципалитета как единой системы. Кроме того, управление социально-экономическим развитием определенной территории имеет важную цель — решение социальных проблем местного населения. При этом, основной задачей данной деятельности является поддержание и повышение эффективности функционирования социальной и экономической сферы муниципалитета, а также создание условий для обеспечения достойного уровня и качества жизни граждан. При этом органы местного самоуправления должны одновременно управлять текущим состоянием муниципалитета и осуществлять мероприятия, направленные на развитие всех сфер жизнедеятельности конкретной территории.
В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отсутствует четкое определение «комплексного социально-экономического развития муниципального образования» [1]. Однако, в соответствии с существующим законодательством можно сделать вывод, что комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования — это управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства.
Социально-экономическое развитие муниципальных образований относится к полномочиям местного самоуправления неслучайно, человеку необходимо удовлетворять свои нужды и потребности, получать социальную поддержку по месту своей работы и жизни. Потому именно в муниципальных образованиях должны быть сосредоточены основные социальные гарантии государства населению, а также финансовые ресурсы, необходимые для решения экономических и социальных проблем.
Для достижения этих целей используются различные способы: утверждаются и реализуются местные целевые программы, заключаются договоры, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, и т. д.
Далее, выделим особенности социально-экономического развития муниципального образования:
Общие особенности:
— наличие собственных финансовых ресурсов;
— бюджетное выравнивание;
— во многих муниципальных образованиях нестабильная социально-экономическая ситуация.
Так же особенностью являются элементы системы управления, то есть субъекты, объекты, цели, задачи, технология и процедуры управления. К примеру, население — это и субъект, и объект управления, поэтому являются частью системы управления развитием [2].
Следующая особенность — цель управления развитием, которая заключается в обеспечении устойчивого социально-экономического развития муниципального образования. Отталкиваясь от цели, определяются задачи, такие как демографический подъем, повышение уровня жизни населения, привлечение инвестиций и так далее.
В соответствии с поставленной целью и определенными задачами в системе управления развитием муниципального образования формируется система планирования и прогнозирования, которая предусматривают разработку программ, проектов и документов стратегического и территориального планирования.
Таким образом, невозможно применять шаблонные методы управления развитием муниципальных образований. Для развития всей страны, необходимо создание индивидуальных эффективных механизмов социально-экономического развития муниципальных образований, учитывая особенности каждой территориальной единицы. Муниципальное образование должно находить стабилизирующие факторы в условиях нестабильной среды, что возможно только при применении современных методологических инструментов стратегического управления и рационального планирования развития территории.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, № 202, 08.10.2003.
- Фролова Е. В. Взаимодействие населения и местной власти: проблемы и новые возможности // Социологические исследования (Москва). — 2016. — № 4 (384). — С. 59–64.
- Шишанина М. А. Актуальные проблемы социально-экономического развития муниципальных образований // В сборнике: Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В. Г. Шухова. Материалы конференции. — Белгород. — 2021. — С. 5978–5982.