Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 17.01.2022

Статья просмотрена: 1123 раза

Библиографическое описание:

Морозова, Н. М. Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр / Н. М. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87805/ (дата обращения: 19.12.2024).



Вдошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в дошкольном возрасте формируют свой жизненный опыт, в этот опыт входят нормы поведения в группе сверстников, способы эффективных выходов из трудных ситуаций, контролирование и решение своих эмоциональных проблем, также выстраиваются границы дозволенного, ребенок всецело познает мир. А в дошкольном возрасте все новое хорошо познается через игру, поэтому в данной статье сделан акцент на социализацию детей дошкольного возраста при помощи игр. Также в статье определена роль дошкольной образовательной организации в эффективности процесса социализации ребенка и важность взаимодействия педагогического коллектива с родителями ребенка.

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, социализация, межличностные отношения, игры, дошкольное образование.

В современном социуме, который постоянно развивается и трансформируется, к личным качествам человека предъявляются определенные требования. В этих требованиях можно отметить способность эффективно взаимодействовать с другими людьми и умение легко адаптироваться к изменениям деятельности и существования. В настоящее время многие люди испытывают трудности в общении с другими людьми. Именно поэтому в современном мире большое внимание уделяют процессу социализации. А умение взаимодействовать, общаться с другими людьми, уважительно относится к людям, к окружающему миру, к самому себе, узнавать правила и нормы поведения в обществе, устанавливать границы дозволенного — все это создается и развивается в период дошкольного возраста, этот период считается наиболее позитивным для социализации.

Понятие «социализация» трактуется как процесс овладения определенной системы знаний, ценностей и норм, необходимых для успешного функционирования в конкретном обществе в качестве полноправного члена общества. В данный момент общество страдает от увеличения количества людей, ведущий образ жизни аморальный, асоциальный. Это подталкивает исследователей на изучения начальной стадии социализации человека, то есть социализацию при помощью семьи.

Межличностные отношения детей и социализация личности — процесс противоречивый и сложный, перед которым стоят многочисленные кризисы и препятствия, а социализация дошкольников является важным этапом для дальнейшего успешного развития ребенка.

Опять же хочется отметить, что дошкольный возраст наиболее оптимальный и значимый период для социализации ребенка. В этом возрасте ребенок активно овладевает навыком речи, приобретает знания о нормах и правилах в обществе и учится им соответствовать, учится общаться со сверстниками и со взрослыми. Так как в дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность и коммуникация, то ребенку будет проще социализироваться при помощи игры и общения.

Во время игровой деятельности у ребенка развивается также: мышление, память, внимание, воля, эмоции, воображение, речь. Развиваются физические и духовные силы ребенка.

Дети очень подражательны и наблюдательны. Поэтому дети часто отражают в игре то, что видят в окружающем мире. Именно по игре можно увидеть, как общество выглядит в глазах детей и как оно влияет, стихийно или осознано, на эту игру.

Если рассматривать технологию игры с эмоциональной точки зрения, то она является феноменальной и не похожа на другие воспитательные технологии. Игра предлагает детям разнообразные развлечения, удовольствие и наряду с этим игра формирует нужные для жизни в обществе образцы нравственного поведения.

Усваивая знания, полученными в процессе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой существует и к культуре мира. Игра дает возможность ребенку освоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Помимо этого в игре происходит активное общение ребенка со сверстниками. Это развивает уровень общения и взаимодействия с другими людьми. Кроме того в игре ребенок учится овладевать новыми для него действиями, учится преодолевать трудности, а все это развивает его волю. Именно в игре ребенок развивает умственную деятельность, так как игра требует решать новые задачи, а также постоянно усложняет эти задачи. Ребенок придерживается правил игры и считается с чужим мнением, он понимает, что его действия должны устраивать всех остальных участников игры.

Так какие же игры встречаются на пути ребенка дошкольного возраста?

Сюжетно- ролевые игры. Они являются важным средством социально- коммуникативного развития ребенка. Они помогают усвоить правила и нормы поведения в социуме, усвоить определенные социальные навыки и умения. В игре дети примеряют на себе различные ситуации и роли согласно сюжету игры, приобретенные навыки в игре помогут в дальнейшем справится с проблемами в настоящей жизни. Так как в сюжетно-ролевых играх рассматриваются нормы отношений между людьми, то главным содержанием игры являются нормы поведения в обществе. В этих играх от педагога требуется обучение детей правильному выполнению игровых действий, поощрения детей к самостоятельным распределением ролей. Чтобы у детей сформировался коммуникативный опыт, педагог должен создавать условия для преодоления отрицательных эмоций, а также устранять влияние на игру следующих черт характера: неуверенность, высокое самолюбие, обидчивость, застенчивость и прочих. Также педагог должен ставить перед детьми определенные игровые задачи, которые помогут развить способность ребенка к общению. Так, например, в игре «Моряк» капитаном выбирается застенчивый ребенок, и он учится преодолевать свои трудности в общении.

Но стоит не забывать, что сюжетно-ролевая игра — это коллективная игра, в которой общение происходит по двум направлениям: общение исполнителей и общение персонажей. В процессе общения персонажей происходит моделирование и разыгрывание ситуаций взрослого мира, отношений, освоение типов поведения. А в моменте общения исполнителей строятся отношения между детьми в коллективе.

Сюжетно-ролевые игры обучают навыку совместной работы, формируют дружный и самостоятельный коллектив.

Дидактическая игра. Также средство воспитания и обучения, воздействующее на интеллектуальную, эмоциональную сферу детей, формирует способность самостоятельного принятия решения, обучает навыкам кооперации.

В процессе таких игр как «Волшебные слова», «Секрет», решаются задачи нравственного воспитания. Игры такие как «Кубик», «Экран эмоций, Путешествие в мир эмоций», помогают усваивать коммуникативные навыки, налаживать взаимодействие и общение друг с другом.

При игре «Путешествие пешехода» развивается речь, усваиваются правила поведения в обществе.

Хоть дидактические игры и направлены на умственное развитие ребенка, но также нужно помнить, что польза этих игр также зависит и от количества радости ребенка при ее решении.

Все перечисленные игры применяются в детских образовательных организациях, вся работа в детских образовательных организациях регулируется при помощи ФГОС ДО, реализация данного стандарта помогает обеспечить самоценность и уникальность детства как важного периода в развитии и жизни ребенка, который предполагают за собой лично- развивающие и гуманистические характеристики взаимодействия родителей педагогических работников, уважительно относящиеся к личности ребенка, через познавательную, исследовательскую и игровую деятельность. Работа в дошкольных образовательных организациях по социализации ребенка ведется в нескольких направлениях:

— Развитие взаимодействия и общения со взрослыми и сверстниками;

— Знакомство с правилами и нормами поведения в обществе;

— Развитие уважительного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе, к своей семье;

— Усвоение нравственных и моральных ценностей;

— Развитие позитивного отношения к труду;

— Развитие самостоятельности, а также саморегуляции собственной деятельности.

Стоит отметить, что наилучший результат при работе в перечисленных направлениях достигается за счет совместной работы родителей и педагогических работников, так как именно родители выступают в роли заказчика образовательных услуг и рассматриваются как партнеры детской образовательной организации в реализации образовательной деятельности детей.

Подводя итоги изложенному, хочется отметить, что процесс социализации ребенка дошкольного возраста пройдет более эффективно при учете знаний о возрастных особенностях детей, с учетом влияния современного социума и семьи на данный процесс, а также при успешном взаимодействии между родителями и педагогическими работниками в процессе постижения ребенком окружаемого его мира и постижения себя самого как неотъемлемой части.

Литература:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. Вузов/Г. С. Абрамова. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 672 с.
  2. Абузярова Л. А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. — 2009. — № 6.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991.
  4. Давыдова Е. В. Психологическое сопровождение ребенка раннего возраста: из опыта работы. [Текст] / Е. В. Давыдова. — Петропавловск-Камчатский: изд-во КОИПКПК, 2008. — 38с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, игра, ребенок, норма поведения, игровая деятельность, общество, окружающий мир, современный социум, социализация детей, социализация ребенка.


Похожие статьи

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Подготовка дошкольника к школе

В статье исследуется важность комплексной подготовки детей дошкольного возраста к школе, что включает в себя развитие когнитивных, мотивационных и социальных аспектов, необходимых для успешного освоения школьной программы. Рассматриваются современные...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Важность формирования знаний и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам формирования знаний и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. В условиях современного мира, характеризующегося быстрым развитием технологий и урбанизацией, безопасность становится ключевым аспектом воспит...

Речевое развитие ребенка с ОВЗ как важный компонент социализации

В статье рассматриваются основные аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду, уделяя особое внимание речевому развитию. Автор подчеркивает важность индивидуального подхода, междисциплинарного сотрудничества и ...

Экспериментальное исследование применения системы игровых средств развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В младшем школьном возрасте происходит формирование личности, и от того, насколько легко школьники будут уметь выстраивать коммуникации с окружающими людьми, зависит их дальнейшая жизнедеятельность. Именно в младшем школьном возрасте закладываются на...

Роль науки в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Статья рассматривает роль науки в образовании и развитии детей дошкольного возраста. Она подчеркивает важность научных исследований в формировании самостоятельности, критического и логического мышления у детей. В статье упоминается, как наука вносит ...

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

Похожие статьи

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Подготовка дошкольника к школе

В статье исследуется важность комплексной подготовки детей дошкольного возраста к школе, что включает в себя развитие когнитивных, мотивационных и социальных аспектов, необходимых для успешного освоения школьной программы. Рассматриваются современные...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Важность формирования знаний и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам формирования знаний и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. В условиях современного мира, характеризующегося быстрым развитием технологий и урбанизацией, безопасность становится ключевым аспектом воспит...

Речевое развитие ребенка с ОВЗ как важный компонент социализации

В статье рассматриваются основные аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду, уделяя особое внимание речевому развитию. Автор подчеркивает важность индивидуального подхода, междисциплинарного сотрудничества и ...

Экспериментальное исследование применения системы игровых средств развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В младшем школьном возрасте происходит формирование личности, и от того, насколько легко школьники будут уметь выстраивать коммуникации с окружающими людьми, зависит их дальнейшая жизнедеятельность. Именно в младшем школьном возрасте закладываются на...

Роль науки в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Статья рассматривает роль науки в образовании и развитии детей дошкольного возраста. Она подчеркивает важность научных исследований в формировании самостоятельности, критического и логического мышления у детей. В статье упоминается, как наука вносит ...

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

Задать вопрос