В статье автор работы проводит исследование таких понятий, как внеклассная работа, мотивация при изучении иностранного языка. В статье представлены результаты проведенного анкетирования обучающихся с целью выявления преобладающего вида мотивации и дальнейшей разработки внеклассного мероприятия, по предпочтению школьников.
Ключевые слова: исследование, внеклассная работа, английский язык, мотивация, мотив, анкетирование, квест.
На сегодняшний день внеклассная деятельность относится к числу наиболее актуальных вопросов образования. Внеклассная деятельность — это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует более прочному усвоению и изучению материала, создает условия для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков по иностранному языку, развивает их творческие способности, помогает выявить их интересы, склонности, способности. Однако, несмотря на то, что проблема организации внеурочной деятельности достаточно давно обсуждается учителями-практиками и методистами, она сохраняет свою значимость, поскольку изменение вкусов и потребностей школьников, их социальных установок, образа жизни заставляют вносить изменения в виды и формы внеклассной деятельности. Осмыслив всю вышесказанную информацию, можно полагать, что данная тема, посвященная рассмотрению внеклассной работы как средства мотивации к изучению иностранного языка, актуальна на сегодняшний день и данная проблема требует дальнейшего изучения. Объектом настоящего исследования выступает мотивация учащихся при изучении английского языка в средней школе, а предметом является внеклассная работа как средство мотивации обучающихся к изучению иностранного языка. Цель исследования состоит в выявлении возможностей использования внеклассной работы в качестве средства повышения мотивации учащихся средней школы.
Прежде всего, требуется рассмотреть центральные понятия «внеклассная работа» и «мотивация». В современной педагогической науке существует определенный ряд распространенных трактовок термина «внеклассная работа». Наиболее удачным представляется определение, предлагаемое в педагогическом словаре под редакцией И. А. Каирова. Там внеклассная работа характеризуется как «организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха» [7, с. 281].
Ю. К. Бабанский трактует внеклассную работу по иностранному языку как систему неоднородных по смыслу, назначению и методике проведения воспитательно-просветительских мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ [1, с. 103].
Г. В. Рогова дает следующее определение внеклассной работе по иностранному языку: «Внеклассная работа — различные виды деятельности учащихся воспитательного и образовательного характера, организуемые и проводимые школой во внеурочное время» [9, с. 87].
Существуют разные позиции в отношении формулировки основной цели внеклассной работы. Большинство исследователей соглашается, что общей целью внеклассной работы является расширение и углубление знаний по предмету посредством привлечения учащихся к творческой деятельности или самосовершенствованию с помощью внеурочных занятий [3, с. 25]. Вместе с тем, в научной литературе можно встретить точки зрения, согласно которым внеклассная работа ставит перед собой, прежде всего такую цель, как формирование и развитие творческой личности обучающегося [6, с. 18]. Существует также мнение, что основная цель внеклассной работы связана со сферой мотивации, а именно, пробудить или углубить заинтересованность обучающихся к различным видам деятельности и областям знаний [10, с. 43].
Основная задача иностранного языка как школьного предмета состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Формирование коммуникативной компетенции предполагает непременное обучение навыкам общения. В связи с этим перед современным педагогом стоит непростая задача создать среду с наличием речевого общения на иностранном языке, максимально приближенную к естественным условиям. Важнейшим фактором, который стимулирует процесс данного общения, следует считать мотивацию к изучению иностранного языка.
Именно мотивы являются важным элементом познавательной деятельности обучающихся. Вопрос о мотивах обучения достаточно хорошо разработан в современной педагогической и психологической науках.
В современной психологии и педагогике термин «мотивация» может трактоваться двояко. Во-первых, под ним понимается обозначение системы факторов, которые определяют поведение человека (в частности, цели, намерения, потребности, мотивы, стремления и многое другое). Во-вторых, данный термин может быть рассмотрен как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [4, с. 339].
В понимании В. К. Вилюнаса, мотивация — это совокупная система процессов, которые отвечают за деятельность и побуждение человека [2, с. 92]. В представлении К. К. Платонова мотивация как явление психическое — совокупность мотивов [8, с. 115].
А. К. Маркова привела следующую классификацию мотивов и разделила мотивы на:
— внешние (по отношению к деятельности), не связанные с ней напрямую;
— внутренние, связанные с деятельностью ученика [5, с. 57].
Более того, А. К. Маркова подразделяет внешние мотивы на следующие группы:
— положительные (мотивы достижения успеха);
— отрицательные (мотивы избегания неудачи, защиты).
Таким образом можно отметить связь внеклассных мероприятий с мотивацией: внеклассная работа по иностранному языку пробуждает положительную мотивацию у обучающихся. Одной из главных целей внеклассной работы является развитие у детей мотивации к познанию и творчеству.
Внеурочную деятельность необходимо проводить в формах, отличных от урочной системы обучения, именно поэтому такая деятельность побуждает мотивацию к изучению материала. При организации внеурочной деятельности на иностранном языке важна её несхожесть с уроком, её интересная, занимательная и яркая форма. Разнообразные формы внеклассной деятельности помогут школьникам укрепить уверенность в своем умении пользоваться языком как средством общения, интерес к иностранному языку и желание совершенствовать владение им. В методической литературе традиционно выделяют три формы внеклассной работы: индивидуальную, групповую и массовую. Это разделение основано на количестве охваченных участников процесса.
Внеклассная работа может выступать в качестве значимого средства формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка. Комфортная среда для внеклассной деятельности, построенная на добровольной основе, свободная от прямолинейного дидактизма, мотивирует развитие инициативы ребенка и его способностей, снятие всевозможных психологических барьеров и комплексов, которые мешают говорить на иностранном языке и правильно выражать свои мысли.
Согласно логике исследования на экспериментальном этапе была предпринята попытка выявления уровня и направленности мотивации группы обучающихся средней школы, а также их отношения к внеклассной работе по иностранному языку. В анкетировании участвовал 41 ученик 9х классов в ГБОУ СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр «Лидер» г.о. Кинель. Анкетирование состояло из двух разделов. Первый был нацелен на выявление вида мотивации и её уровня у обучающихся при изучении английского языка. Был выявлено преобладание внутренней мотивации у обучающихся. С общими данными вы можете ознакомиться на рисунке 1.
Рис. 1. Диаграмма преобладающих видов мотивации у обучающихся 9х классов на уроках английского языка
Второй раздел нацелен на выявление предпочтений обучающихся во внеклассных мероприятиях. Со списком внеклассных мероприятий и их рейтингом среди обучающихся среди 9-х классов вы можете ознакомиться на рисунке 2.
Рис. 2. Рейтинг внеклассных мероприятий по английскому языку
Что касается уровня мотивации, то было выявлено преобладание средней внутренней мотивации обучающихся 9-х классов. Внутренняя мотивация исходит от самого ученика, ему интересно узнавать новое об изучаемом предмете, реализовывать свои способности.
В целом, результат, когда внутренняя мотивация превалирует над внешней, можно считать положительным, однако выявленный средний показатель свидетельствует о том, что могут требоваться мероприятия по поддержанию уровня мотивации обучающихся.
Исследование, посвященное выявлению отношения учащихся к внеурочной деятельности, продемонстрировало, что большинство учащихся положительно настроено по отношению к данному виду работы, однако подобного рода мероприятия не проводятся в школе на регулярной основе. Наибольший интерес учащиеся 9-х классов проявили к такой форме внеклассного мероприятия, как квест.
В соответствии с таким выбором учащихся, было принято решение разработать план внеклассного мероприятия квест под названием «Amazing UK». Данный квест состоит из четырех станций, имеется маршрутный лист для квеста. В квесте принимают участие учащиеся 9-го класса. Класс делится на 4 команды (приблизительно по 6–7 человек в команде). Также задействованы ученики 10 класса, которые помогают учителям в организации различных этапов квеста. Данное мероприятие направлено на формирование четырех видов речевой деятельности обучающихся. С помощью него обучающиеся 9-х классов познакомятся с культурой, традициями, музыкой, литературой, знаменитостями Великобритании, а также с ее географическими особенностями.
Представляется, что проведение подобного рода мероприятий, организуемых в соответствии с личностными предпочтениями и потребностями учащихся, будет положительно сказываться на мотивации школьников к изучению иностранного языка.
Таким образом, в исследовании раскрыта сущность и содержание понятия «внеклассная работа». Внеклассная работа по иностранному языку есть один из самых важных элементов в педагогическом процессе. Эта работа, которая не только нацелена на углубление и расширение знаний иностранного языка, но которая способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Рассмотрены понятия мотив, мотивация. Выделены виды мотивации, развитие которых способствует повышению эффективности в обучении иностранного языка. Отмечена связь внеклассных мероприятий с мотивацией: внеклассная работа по иностранному языку пробуждает положительную мотивацию у обучающихся. Одной из главных целей внеклассной работы является развитие у детей мотивации к познанию и творчеству
Литература:
- Бабанский Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе. — М.: Педагогика, 1981. — 328 с.
- Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. –М.: МГУ, 1990.– 288 с.
- Ланина И. Я. Развитие интереса школьника к предмету. — М.: Просвещение, 2001. — 114 с.
- Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2014. — 96 с.
- Никишов А. М. Организация воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1995, — 58 с.
- Педагогический словарь / Под ред. И. А. Каирова. — М.: Слово, 2004. — 774 с.
- Платонов К. К. Занимательная психология.– М.: Молодая гвардия, 1986.– 224 с.
- Рогова Г. В. Методика обучения иностранному языку в средней школе. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Усова А. В. Об организации обучения школьников. — М.: Просвещение, 1989, — 67 с.