В статье автор пытается определить дальнейшие внешнеполитические действия Китая на территории Южно-Китайского моря.
Ключевые слова: перспектива, политика, ЮКМ, Китай, США.
В отношении ЮКМ в настоящее время сформирована т. н. «восточноазиатская дуга нестабильности»: система блоков и противовесов, отражающая интересы международных игроков, которые в этом регионе пересекаются. И если КНР стремится активно расширять присутствие в ЮКМ, то США и их «сателлиты» стараются препятствовать китайскому проникновению путем поддержки противостоящих Китаю стран (например, Вьетнам, Тайвань), и это фактически делает такие страны пешками в большой шахматной игре государств. Эти подходы можно объяснить различием в геополитических приоритетах: если США намерены не допустить выгодного положения Китая в ЮКМ, как своего соперника, и не дать ему возможности осваивать месторождения углеводородов и путей их доставки, то Китай стремится использовать ЮКМ для обеспечения национальной безопасности, в том числе и энергетической.
США периодически публикуют доклады, связанные со стратегией в Индо-Тихоокеанском регионе, в котором КНР обозначается как главный конкурент. С точки зрения Вашингтона Китай считается ревизионистской державой, которая стремится к региональной гегемонии и глобальному превосходству. Пекин же в свою очередь парировал тем, что «любая милитаризация спорных островов ЮКМ является законным правом суверенного государства по осуществлению строительства на собственной территории».
Итак, конфликт в Южно-Китайском море — это не обычный спор о территориальных водах, потому что конфликт в этом регионе предполагает конфронтационное вмешательство двух сверхдержав мира: Соединенных Штатов и Китая. Из-за жесткой позиции Китая в отношении территориального суверенитета в Южно-Китайском море, а иногда даже из-за угрожающей позиции в отношении своей национальной безопасности, США активно участвуют в этом «перетягивании каната» [1]. Хотя Китай восстановил свои притязания на регион через повествование о «Линии о девяти пунктах», США занимают первостепенное и высшее положение в определении территориальных ограничений каждой страны, прилегающей к Южно-Китайскому морю. У США заключено соглашение о безопасности в Восточной Азии, они построили альянсы со многими государствами Южно-Китайского моря (Филиппины, Сингапур, Вьетнам) и все это — дабы противостоять «китайской экспансии региона».
На основании вышеизложенного, мы можем говорить о том, что в современных условиях Южно-Китайское море стало более заметным благодаря активному участию двух мировых сверхдержав в регионе. В плане двусторонней напряженности в рамках ЮКМ, лидирующие позиции занимают Китай и США, где антагонизм меняется с каждым днем. Сегодня Китай ведет активную стратегию милитаризации островов в ЮКМ, с другой стороны, США применяют стратегию «хеджирования», чтобы противостоять военной мощи Китая и умерить баланс сил в регионе в свою пользу. Одна из главных геополитических целей Китая в ЮКМ заключается в том, чтобы вытеснить США из Южно-Китайского моря и послать сигнал соседним странам, чтобы они почувствовали, что любые действия в регионе должны быть одобрены Пекином.
Но, несмотря на экспансионные политико-экономические претензии в ЮКМ, Китай старается не обострять ситуацию настолько, чтобы она заставила партнеров отказаться от участия в таких масштабных китайских экономических проектах, как «Один пояс, один путь». Так как в случае, если Китай добьется полного контроля над судоходством и воздушной навигацией в ЮКМ, это поставит страны региона в положение экономических заложников КНР, так как большая часть стран превратиться в государства с ограниченным доступом к морю, а это в свою очередь, может привести к географическому расколу региона.
Тем не менее, важно учитывать и тот факт, что с момента вспышки новой эпидемии коронавируса, международный политический и экономический порядок, находится под угрозой распада из-за односторонних действий США. В западном мире в целом нарастает волна сомнения относительно глобализации, глобального управления и международных механизмов сотрудничества и как самопровозглашенный лидер существующего международного порядка США изо всех сил пытаются сохранить свою гегемонию, в том числе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе [2]. По сути, США по-прежнему настаивают на концентрации военной мощи в Южно-Китайском море и прилегающих районах Китая для усиления своего присутствия в ЮКМ. Стоит полагать, что размещение войск, военные действия и «дипломатические трофеи» и в дальнейшем останутся приоритетными проблемами для США в регионе в контексте сдерживания китайской мощи.
Тем не менее, хотя общая ситуация в Южно-Китайском море в 2021 г. и остается контролируемой, она уже начала претерпевать серьезные изменения: опять происходит процесс перехода от стабилизации к турбулентности. В частности, с началом и развитием пандемии COVID-19 и вызванной им геополитической турбулентности, в ситуации в Южно-Китайском море проявляются некоторые наиболее характеристики:
Во-первых, Соединенные Штаты все же замедлили свои военные операции на фоне спорных президентских выборов и переходного периода после них, а также непредсказуемости внешней политики администрации Д. Байдена в дальнейшем. Стоит полагать, что без прямой американской поддержки страны с морскими притязаниями в ЮКМ будут менее безрассудны в отношении конфронтации с Китаем и провокации ответной реакции, поскольку они не уверены в политике приходящей администрации США в отношении Южно-Китайского моря и в том какие перспективы ждут взаимодействие между США и Китаем — будет ли оно в будущем конфронтационным или мирным.
Во-вторых, другие иностранные заинтересованные страны также будут продолжать участвовать в геополитической конкуренции в Южно-Китайском море, стремясь максимально реализовать свои интересы в процессе реструктуризации правил и порядка в регионе, увеличивая свое военное присутствие и операции в ЮКМ. Как отмечает У. Шицунь, помимо Японии и Австралии, вероятнее всего, к военным операциям США в ЮКМ могут присоединиться Великобритания и Франция, которые могут совместно проводить военные операции (такие как совместное патрулирование) для того, чтобы продолжать «давить на КНР», что усугубит и без того сложную ситуацию геополитической конкуренции между крупными державами [3].
Можно полагать, что на протяжении всей ретроспективы развития морской стратегии, Китай всегда сталкивался с четырьмя проблемами в вопросе Южно-Китайского моря: проблемы защиты своих прав, юридические проблемы, проблемы нормотворчества и проблемы негативного политизированного международного мнения. Эти четыре основных вызова обладают определенным долгосрочным характером и, по всей видимости, будут сохраняться.
На основании вышеизложенного можно выдвинуть два сценария дальнейшей политики Китая по ЮКМ. В случае первого, Китай будет и дальше продолжать осуществлять доминирование в ЮКМ посредством военной экспансии. В данном прогнозе, в том числе нельзя исключать и возможность мелкомасштабного морского конфликта между Китаем и США или даже локального морского кризиса. Так как рискованное поведение и частые столкновения между двумя армиями в Южно-Китайском море значительно увеличит вероятность эскалации конфликта.
Что примечательно, при данном раскладе событий Китай может поддержать Россия, ведь она уже давно ищет в Китае верного союзника. При успешном раскладе в выигрыше будут и Россия, и Китай. Россия сможет укрепить свою позицию в АТР и участвовать в политике Тихоокеанского региона, а Китай получит союзника, который образует противовес блоку НАТО, что положительно скажется на политике в регионе [4].
С другой же стороны, Китай в состоянии сдерживать свои территориальные амбиции и стараться избежать тотальной военной экспансии в целях предотвращения региональных конфликтов, ибо они могут нанести непоправимый ущерб экономическим интересам страны и нарушить его утверждения о мирном росте страны, к тому же это может привести и к более активному участию США в «азиатско-тихоокеанском мире», чего Пекин допустить не может.
Что же касается приоритетов Китая, то с нашей точки зрения, стране стоит сфокусироваться на демонстрации вероятного сохранения статус-кво без крупномасштабных военных действий с учетом нынешних геополитических обстоятельств. Полагаем, что введение следующих изменений в политике по ЮКМ может снизить как межгосударственную напряженность, так и связанные с этим текущие расходы:
– согласованные усилия по повышению прозрачности территориальных претензий каждой страны;
– официальные закрепления о статусе конфликтных территорий в договорах о взаимной обороне Китая и США;
– внутреннее обеспечение соблюдения международных соглашений, в частности — совместная работа по Кодексу поведения.
Литература:
- 【世事關心】中國想拿下整個世界嗎?第三集:南海. — Текст: электронный // New Tang Dynasty Television: [сайт]. — URL: https://www.ntdtv.com/b5/2019/12/17/a102730973.html (дата обращения: 13.01.2022).
- 席吴士存 “后疫情时代”的南海形势及中国的应对之道. — Текст: электронный // National Institute for South China Sea Studies: [сайт]. — URL: http://www.nanhai.org.cn/review_c/517.html (дата обращения: 13.01.2022).
- South China Sea Forecast. — Текст: электронный // China US Focus: [сайт]. — URL: https://www.chinausfocus.com/peace-security/south-china-sea-forecast (дата обращения: 13.01.2022).
- Гриванов, Р. И. Векторы внешнеэкономической политики КНР: сравнительный анализ альтернатив развития / Р. И. Гриванов, Юань Гао, Чжэнь Ли. — Текст: непосредственный // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 12–5. — С. 875–878.