В статье представлены основные направления школьной модели преемственности реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на уровнях начального общего образования и основного общего образования.
Актуальность проблемы преемственности образования детей с ограниченными возможностями здоровья с различными нарушениями в развитии, обучающихся в одном образовательном пространстве школы, продиктована созданием единого образования пространства, где условия для плавного перехода от одной образовательного уровня к другому является обязательным с сохранением, с одной стороны, специфики обучения и воспитания в соответствии с нарушением в развитии, с другой стороны, с использованием общеобразовательных технологий обучения.
Разработанная и апробированная модель преемственности образовательного пространства обучающихся ОВЗ должна содержать в себе единые подходы, которые объединяют работу психолого-педагогического сопровождения, демонстрируют взаимосвязь между различными уровнями общего образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, а также посредством реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Модель основывается на теории личностно-ориентированного подхода в образовании, которая ставит в центр образования личность ребенка, обеспечивает комфортные и безопасные условия ее развития, реализацию индивидуальных потребностей и возможностей обучающегося в процессе обучения и воспитания.
Консолидирующим фактором модели преемственности является связь форм, методов и способов специального и общеобразовательного обучения и воспитания в рамках существующих единых требований к организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, разработанных и применяемых педагогическим коллективом школы-интерната. Единые требования становятся «сквозной» линией организационно-методического, дидактического, психолого-педагогического процессов, осуществляемых в школе.
Основополагающим подходом эффективности реализации модели является выполнение комплекса единых требований к организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ:
1) Учет индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся с ОВЗ;
2) Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
3) Единые требования к уроку;
4) Единые требования коррекционно-развивающей деятельности;
5) Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
6) Предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника);
7) Методическое обеспечение образовательного процесса:
– наличие и качество адаптированных программ;
– наличие и качество рабочих программ по предметам;
– наличие и качество специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
– наличие и качество программ коррекционных занятий;
– наличие, качество и разнообразие программ дополнительного образования.
8) Кадровое обеспечение образовательного процесса:
– психологическая готовность педагога к работе с обучающимися ОВЗ;
– повышение уровня профессиональной компетенции.
Важную роль для построения единого образовательного пространства играет учет индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся с ОВЗ и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса на всех уровнях образования. Учет индивидуальных образовательных особенностей проектируют содержание, формы, методы обучения и воспитания ребенка, а процесс психолого-педагогического сопровождения способствует индивидуализации обучения ребенка на протяжении всего процесса обучения, определяет уровень развития ребенка и условия, необходимые для оптимальной реализации когнитивных, личностных, эмоционально-волевых возможностей ребенка в процессе обучения.
Знания об уровне и условиях развития формируют комплекс психолого-педагогических средств обучения и воспитания ребенка в соответствии с его индивидуальными умениями, навыками, личностными характеристиками.
Комплекс мер формируется по средствам бесед с родителями, результатов диагностического обследования, рекомендаций ПМПК, работы школьного консилиума.
Главная роль отведена психолого-педагогическому консилиуму, который представляет собой организационную форму, где происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих дошкольного и школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный медик и психологи. На основе целостного видения ученика с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разрабатывается и реализуется общая линию его дальнейшего обучения и развития.
Своеобразие развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обуславливает их особые образовательные потребности. Это новый параметр при диагностическом обследовании, существенным образом влияющий на выбор варианта обучения детей с особыми возможностями здоровья. Выявление особых образовательных потребностей целесообразно проводить в ходе изучения универсальных учебных действий, которые формируются на основе высших психических функций и мыслительных процессов (анализ, сравнение, синтез и т. д.), составляющих базис аналитико-синтетической и речевой деятельности.
Рассматривая преемственность образовательного процесса с точки зрения значимости учета индивидуальных особенностей и организации комплексной помощи в рамках психолого-педагогического сопровождения нельзя не затронуть еще один важный подход — коррекционную направленность всех учебных предметов, включающих, наряду с общеобразовательными задачами, задачи активизации познавательной деятельности, формирование общеинтеллектуальных умений и навыков, развитие устной и письменной речи, формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки и собственно коррекционно-развивающие занятия, которые обеспечивают специализированную психолого-педагогическую помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии детей в условиях общеобразовательного учреждения, комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях при тесном взаимодействии учителя, психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога.
Преемственность также предполагает соблюдение единых требований к организации уроков, воспитательских занятий. В основе всей работы лежит личностно-ориентированный подход, обеспечивающий обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.
Немаловажным моментом в проведении успешного урока, занятия является мотивация к ученической деятельности. Важно вызвать интерес к изучаемой теме у обучающегося. Поэтому педагог при помощи занимательных методов, наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подводит детей к самостоятельной формулировке темы урока.
Познавательная активность на уроке стимулируется использованием вспомогательных средств — внешних опор (схемы, алгоритмы, тетради-справочники, иллюстрации, образцами моделей речевых высказываний), стимулированием, поощрением и порицанием, созданием ситуации успеха, применение приема «маленького учителя», ведущего в паре и т. д.
Профориентационная работа, пронизывающая все уровни образования, начиная с дошкольного, обеспечивает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь, ориентации на профессиональную деятельность.
Цикл таких мероприятий, как недели профориентации, посвящение в профессию, выставки творческих работ, мастер-классы, ярмарки профессий, экскурсии, профессиональные пробы обеспечивают возможность каждому обучающемуся осознать свои интересы и возможности, научиться ставить перед собой реальные цели, принимать решение относительно выбора профессии, облегчить переход от школы к самостоятельной жизни.
Методическое обеспечение преемственности образовательного процесса реализуется через работу методических объединений, в состав которых входят все педагоги, работающие с детьми определенного возраста. Методическое объединение начального общего образования объединяет учителей-предметников, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов. Это позволяет планировать и реализовывать работа по комплексному сопровождению обучающихся.
Кадровое обеспечение преемственности образовательного процесса возможно только наличия образования учителя-дефектолога у каждого учителя-предметника.
Таким образом, модель преемственности обеспечивается за счет определении и реализации педагогических условий, к которым мы относим единые требования организации образовательного процесса. Основу для успешного осуществления преемственности составляет личностно-ориентированные технологии сопровождения и образования обучающихся с нарушениями в развитии.
Литература:
- Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность: материалы V Международной научно-практической конференции (Москва, 23–25 октября 2019 г.) / гл. ред.С. В. Алехина. — М.: МГППУ, 2019. — 488 с.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.)
- Организация и реализация преемственности дошкольного и начального общего образования: Сборник научных статей и методических разработок / сост. О. А. Блохина. — Калининград: Издательство Калининградского областного института развития образования, 2019. — 134 с.: ил.
- Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования: опыт, проблемы, перспективы [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции научно-педагогических работников, педагогов дошкольного и начального образования (Бийск, 29 апреля 2016 г.). — Бийск: АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2016. — 267 с.