Реализация модели преемственности образовательного пространства обучающихся с нарушениями слуха и зрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 17.01.2022

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Ромаева, М. В. Реализация модели преемственности образовательного пространства обучающихся с нарушениями слуха и зрения / М. В. Ромаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 216-218. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87852/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлены основные направления школьной модели преемственности реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на уровнях начального общего образования и основного общего образования.

Актуальность проблемы преемственности образования детей с ограниченными возможностями здоровья с различными нарушениями в развитии, обучающихся в одном образовательном пространстве школы, продиктована созданием единого образования пространства, где условия для плавного перехода от одной образовательного уровня к другому является обязательным с сохранением, с одной стороны, специфики обучения и воспитания в соответствии с нарушением в развитии, с другой стороны, с использованием общеобразовательных технологий обучения.

Разработанная и апробированная модель преемственности образовательного пространства обучающихся ОВЗ должна содержать в себе единые подходы, которые объединяют работу психолого-педагогического сопровождения, демонстрируют взаимосвязь между различными уровнями общего образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, а также посредством реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Модель основывается на теории личностно-ориентированного подхода в образовании, которая ставит в центр образования личность ребенка, обеспечивает комфортные и безопасные условия ее развития, реализацию индивидуальных потребностей и возможностей обучающегося в процессе обучения и воспитания.

Консолидирующим фактором модели преемственности является связь форм, методов и способов специального и общеобразовательного обучения и воспитания в рамках существующих единых требований к организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, разработанных и применяемых педагогическим коллективом школы-интерната. Единые требования становятся «сквозной» линией организационно-методического, дидактического, психолого-педагогического процессов, осуществляемых в школе.

Основополагающим подходом эффективности реализации модели является выполнение комплекса единых требований к организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ:

1) Учет индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся с ОВЗ;

2) Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

3) Единые требования к уроку;

4) Единые требования коррекционно-развивающей деятельности;

5) Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;

6) Предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника);

7) Методическое обеспечение образовательного процесса:

– наличие и качество адаптированных программ;

– наличие и качество рабочих программ по предметам;

– наличие и качество специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

– наличие и качество программ коррекционных занятий;

– наличие, качество и разнообразие программ дополнительного образования.

8) Кадровое обеспечение образовательного процесса:

– психологическая готовность педагога к работе с обучающимися ОВЗ;

– повышение уровня профессиональной компетенции.

Важную роль для построения единого образовательного пространства играет учет индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся с ОВЗ и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса на всех уровнях образования. Учет индивидуальных образовательных особенностей проектируют содержание, формы, методы обучения и воспитания ребенка, а процесс психолого-педагогического сопровождения способствует индивидуализации обучения ребенка на протяжении всего процесса обучения, определяет уровень развития ребенка и условия, необходимые для оптимальной реализации когнитивных, личностных, эмоционально-волевых возможностей ребенка в процессе обучения.

Знания об уровне и условиях развития формируют комплекс психолого-педагогических средств обучения и воспитания ребенка в соответствии с его индивидуальными умениями, навыками, личностными характеристиками.

Комплекс мер формируется по средствам бесед с родителями, результатов диагностического обследования, рекомендаций ПМПК, работы школьного консилиума.

Главная роль отведена психолого-педагогическому консилиуму, который представляет собой организационную форму, где происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих дошкольного и школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный медик и психологи. На основе целостного видения ученика с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разрабатывается и реализуется общая линию его дальнейшего обучения и развития.

Своеобразие развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обуславливает их особые образовательные потребности. Это новый параметр при диагностическом обследовании, существенным образом влияющий на выбор варианта обучения детей с особыми возможностями здоровья. Выявление особых образовательных потребностей целесообразно проводить в ходе изучения универсальных учебных действий, которые формируются на основе высших психических функций и мыслительных процессов (анализ, сравнение, синтез и т. д.), составляющих базис аналитико-синтетической и речевой деятельности.

Рассматривая преемственность образовательного процесса с точки зрения значимости учета индивидуальных особенностей и организации комплексной помощи в рамках психолого-педагогического сопровождения нельзя не затронуть еще один важный подход — коррекционную направленность всех учебных предметов, включающих, наряду с общеобразовательными задачами, задачи активизации познавательной деятельности, формирование общеинтеллектуальных умений и навыков, развитие устной и письменной речи, формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки и собственно коррекционно-развивающие занятия, которые обеспечивают специализированную психолого-педагогическую помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии детей в условиях общеобразовательного учреждения, комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях при тесном взаимодействии учителя, психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога.

Преемственность также предполагает соблюдение единых требований к организации уроков, воспитательских занятий. В основе всей работы лежит личностно-ориентированный подход, обеспечивающий обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.

Немаловажным моментом в проведении успешного урока, занятия является мотивация к ученической деятельности. Важно вызвать интерес к изучаемой теме у обучающегося. Поэтому педагог при помощи занимательных методов, наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подводит детей к самостоятельной формулировке темы урока.

Познавательная активность на уроке стимулируется использованием вспомогательных средств — внешних опор (схемы, алгоритмы, тетради-справочники, иллюстрации, образцами моделей речевых высказываний), стимулированием, поощрением и порицанием, созданием ситуации успеха, применение приема «маленького учителя», ведущего в паре и т. д.

Профориентационная работа, пронизывающая все уровни образования, начиная с дошкольного, обеспечивает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь, ориентации на профессиональную деятельность.

Цикл таких мероприятий, как недели профориентации, посвящение в профессию, выставки творческих работ, мастер-классы, ярмарки профессий, экскурсии, профессиональные пробы обеспечивают возможность каждому обучающемуся осознать свои интересы и возможности, научиться ставить перед собой реальные цели, принимать решение относительно выбора профессии, облегчить переход от школы к самостоятельной жизни.

Методическое обеспечение преемственности образовательного процесса реализуется через работу методических объединений, в состав которых входят все педагоги, работающие с детьми определенного возраста. Методическое объединение начального общего образования объединяет учителей-предметников, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов. Это позволяет планировать и реализовывать работа по комплексному сопровождению обучающихся.

Кадровое обеспечение преемственности образовательного процесса возможно только наличия образования учителя-дефектолога у каждого учителя-предметника.

Таким образом, модель преемственности обеспечивается за счет определении и реализации педагогических условий, к которым мы относим единые требования организации образовательного процесса. Основу для успешного осуществления преемственности составляет личностно-ориентированные технологии сопровождения и образования обучающихся с нарушениями в развитии.

Литература:

  1. Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность: материалы V Международной научно-практической конференции (Москва, 23–25 октября 2019 г.) / гл. ред.С. В. Алехина. — М.: МГППУ, 2019. — 488 с.
  2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.)
  3. Организация и реализация преемственности дошкольного и начального общего образования: Сборник научных статей и методических разработок / сост. О. А. Блохина. — Калининград: Издательство Калининградского областного института развития образования, 2019. — 134 с.: ил.
  4. Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования: опыт, проблемы, перспективы [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции научно-педагогических работников, педагогов дошкольного и начального образования (Бийск, 29 апреля 2016 г.). — Бийск: АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2016. — 267 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, ограниченная возможность здоровья, процесс обучения, воспитание ребенка, диагностическое обследование, модель преемственности, начальное общее образование, образовательный процесс обучающихся, потребность обучающихся.


Похожие статьи

Опыт преподавания модуля «Основы светской этики», использование технологий урочной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников

В данной статье представлены материалы опыта работы учителей начальной ГБОУ № 558 по нравственному воспитанию и развитию учащихся средствами курса «Основы светской этики».

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются основные направления работы по формированию социокультурной компетенции учащихся на уроках и на внеклассных мероприятиях.

Обоснование целесообразности формирования коммуникативных навыков для повышения результативности учебной деятельности и адаптации обучающихся начальных классов согласно стандартам ФГОС в период первых трех лет обучения (первое полугодие)

Об использовании электронных средств обучения в процессе организации учебной деятельности школьников

В данной работе рассмотрена вопросы внедрения электронных средств обучения в учебном процессе образовательных учреждениях как основных компонента информатизации образования.

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении

В данной работе рассматриваются особенности адаптационного периода в ВУЗе в первый месяц начала обучения и способы минимизации трудностей, связанный с адаптацией первокурсников. Статья будет интересна всем имеющим отношение к образованию, поскольку з...

Методы обучения, направленные на формирование и развитие педагогического мастерства студентов

В данной статье рассмотрены способы решения проблемы подготовки учителей, удовлетворяющих требованиям современного образовательного процесса, а также раскрывается разработанная модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного...

Актуальность внедрения электронного обучения в системе высшего образования Республики Узбекистан

В статье анализируется возможности улучшения качества образования на основе применения облачных технологий и системы электронного обучения для контроля основных направлений деятельности студентов в учебном заведении. Также рассмотрены преимущества пр...

Системный подход в подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием

В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса путем построения структурной модели деятельности специалиста по физической культуре, а также влияния различных видов спорта на формирование педагогических умений.

Содержательные характеристики дистанционного образования в системе современного здравоохранения

В статье рассматривается исследование целесообразности внедрения массовых открытых онлайн-курсов в систему высшего медицинского образования, которые будут способствовать успешному обучению студентов высших медицинских учебных заведений.

Похожие статьи

Опыт преподавания модуля «Основы светской этики», использование технологий урочной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников

В данной статье представлены материалы опыта работы учителей начальной ГБОУ № 558 по нравственному воспитанию и развитию учащихся средствами курса «Основы светской этики».

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются основные направления работы по формированию социокультурной компетенции учащихся на уроках и на внеклассных мероприятиях.

Обоснование целесообразности формирования коммуникативных навыков для повышения результативности учебной деятельности и адаптации обучающихся начальных классов согласно стандартам ФГОС в период первых трех лет обучения (первое полугодие)

Об использовании электронных средств обучения в процессе организации учебной деятельности школьников

В данной работе рассмотрена вопросы внедрения электронных средств обучения в учебном процессе образовательных учреждениях как основных компонента информатизации образования.

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении

В данной работе рассматриваются особенности адаптационного периода в ВУЗе в первый месяц начала обучения и способы минимизации трудностей, связанный с адаптацией первокурсников. Статья будет интересна всем имеющим отношение к образованию, поскольку з...

Методы обучения, направленные на формирование и развитие педагогического мастерства студентов

В данной статье рассмотрены способы решения проблемы подготовки учителей, удовлетворяющих требованиям современного образовательного процесса, а также раскрывается разработанная модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного...

Актуальность внедрения электронного обучения в системе высшего образования Республики Узбекистан

В статье анализируется возможности улучшения качества образования на основе применения облачных технологий и системы электронного обучения для контроля основных направлений деятельности студентов в учебном заведении. Также рассмотрены преимущества пр...

Системный подход в подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием

В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса путем построения структурной модели деятельности специалиста по физической культуре, а также влияния различных видов спорта на формирование педагогических умений.

Содержательные характеристики дистанционного образования в системе современного здравоохранения

В статье рассматривается исследование целесообразности внедрения массовых открытых онлайн-курсов в систему высшего медицинского образования, которые будут способствовать успешному обучению студентов высших медицинских учебных заведений.

Задать вопрос