В статье рассмотрены меры государственной поддержки российских сельскохозяйственных товаропроизводителей в механизме устойчивого развития сельских территорий. Проанализированы методы субсидирования, компенсаций, возмещения затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям. Описаны льготные тарифы и инвестиции для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Ключевые слова : аграрная политика, аграрный сектор, устойчивое развитие сельских территорий, государственная поддержка, сельское хозяйство, сельскохозяйственные товаропроизводители, налоговое регулирование, субсидирование, компенсация, льгота.
Государственная поддержка российских сельскохозяйственных товаропроизводителей немыслима без комплексного кластерного подхода к развитию сельской местности в целом. Именно сельская местность в настоящее время представляет собой наиболее депрессивный экономический сектор народного хозяйства, — в стране наблюдаются активные процессы урбанизации населения, внутренней миграции молодежи и среднего класса в город. Развитие сельской местности является залогом успешной реализации программ аграрной политики в России.
В связи с этим российское Правительство в 2015 году приняло Стратегию устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года [1]. Стратегические направления развития села связаны с общим повышением уровня жизни сельских жителей за счет поддержки села, создания преференций и льготных условий для жизни на селе, создания очевидных преимуществ по сравнению с городской жизнью, что привлечет молодежь и квалифицированные кадры в села. Российское село необходимо возродить, именно за сельской местностью кроется огромный демографический, производственный, трудоресурсный, пространственно-коммуникационный потенциал, а также потенциал сохранения народной идентичности и культурной основы российского народа. Все это повышает актуальность и необходимость программно-целевого подхода к развитию сельских территорий.
Механизм государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей — это процесс разработки и осуществления агрополитических решений носителями агрополитической власти на основе применения различных инструментов. Е. А. Галанов отмечает, что «прямые методы (инструменты) государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей представляют собой воздействие носителями аграрной политики через предписания и административное воздействие на решение субъектов-потребителей аграрной политики» [2].
Методы косвенного регулирования государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей проявляются в том, что носители аграрной политики не влияет прямо на принимаемые субъектами экономические решения.
Инструменты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей — это различные способы поддержки государством сельхозпроизводителей, потребителей или сельских территорий. Инструментами являются: организационные (формирование новых структур и институциональных единиц), административные, экономические (финансовые, денежно-кредитные).
Примеры инструментов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей:
— налоговое регулирование через снижение налоговой ставки или налоговые льготы;
— субсидирование страхования;
— зерновые интервенции;
— меры субсидирования на тонну сельскохозяйственной продукции и иные [3].
Отличительной особенностью России является ее огромная территория, которая постоянно увеличивалась в ходе завоевательных войн и добровольных присоединений мелких народностей к российскому государству. В итоге одним из ведущих производственных ресурсов страны является земля, которая постепенно переходит из частной собственности мелких землевладельцев к феодалам и позже — к государству. Как генеральный титульный собственник, государство извлекает рентный доход от предоставления земельных участков в пользование, который всегда имел налоговую природу. При этом в ходе развития государственности поступления от земельных платежей передавались сначала в государственную центральную казну, а затем уже — в бюджеты местных органов власти. В настоящее время земельный налог является местным налогом налоговой системы России, входя в структуру финансово-экономической основы местного самоуправления [4].
Субсидирование (от лат. subsidium — помощь, поддержка) сельскохозяйственных товаропроизводителей — выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:
— субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета,
— субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам [5].
Например, выдача субсидий по растениеводству имеет назначением компенсации части затрат сельхозпроизводителей (кроме лиц, занимающихся личным подсобным хозяйством) по выполнению работ по мелиорации, посевным работам и уборочным, инвестированию в повышение продуктивности урожая и повышению плодородия почвы. Выплаты такой субсидии производятся в расчете на гектар площади посевов, в связи с чем она называется «погектарной». Для того, чтобы оформить субсидию, нужно обратиться в территориальных орган поддержки сельского хозяйства, который в течение 15 рабочих дней должен рассмотреть заявление и принять решение по нему. При положительном решении в 10-дневный срок производится выплата субсидии.
Популярностью пользуется также субсидия для производителей техники, которая используется в сельском хозяйстве. То есть механизм предоставления такой субсидии следующий — производитель техники, используемой в сельском хозяйстве, продает ее покупателям со скидкой, но получает соответствующую сумму компенсации за счет бюджетных средств. То есть таки образом государство поддерживает и производителя техники, обеспечивая его сбытом без потери в прибыли, а также покупателей техники — сельхозпроизводителей, которые имеют возможность приобрести технику со скидкой, соответственно, уменьшив свои затраты и увеличив рентабельность своего производства. Этот вид субсидии относится к федеральному финансированию, для того, чтобы получить субсидию, нужно обратиться в Минпромторг РФ, срок рассмотрения заявки составляет 30 дней, по итогам принимается решение о том, что заявитель соответствует необходимым критериям и имеет право на получение средств. Сама субсидия выдается Минсельхозом РФ на основе данного положительного заключения.
Компенсация (от лат. Compensâtio — возмещение, уравновешивание) сельскохозяйственным товаропроизводителям — возмещение затрат, понесенных убытков, расходов; вознаграждение сельхозпроизводителям и предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности. К примеру, компенсация прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК. Как отмечают В. К. Захаров, Н. Р. Амирова, «компенсация части прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования» [6].
Компенсация имеет своим назначением возмещение части прямых расходов сельскохозяйственного товаропроизводителя, которые он понес в связи с обновлением и модернизацией основных средств в производстве. Такая компенсация выдается организациям в области агропромышленного комплекса, которые начали строительство новых или модернизацию уже действующих объектов сельскохозяйственного производства, — это могут быть складские базы, тепличные комплексы, фермы, селекционно-семенноводческие и генетические центры и т. д. Компенсация выдается по объектам, начатым не ранее трех лет назад.
Компенсация части затрат на транспортировку продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей наземным, в том числе железнодорожным, транспортом Постановлением Правительства РФ «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом» [7] запущен новый механизм поддержки экспортёров продукции АПК.
Товаропроизводители, экспортирующие сельскохозяйственную продукцию железнодорожным транспортом по маршрутам «Ворсино (Калужская область) — Далянь (КНР)», «Ворсино (Калужская область) — Шилун (КНР)» и «Ворсино (Калужская область) — Чэнду (КНР)». Указанные экспортные маршруты были разработаны АО «Российский экспортный центр» в партнерстве с АО «РЖД Логистика», ПАО «ТрансКонтейнер» и Группой компаний «Freight Village RU».
Льготные тарифы сельскохозяйственным товаропроизводителям — это метод снижения тарифа относительно основных требований для выделенных категорий пользователей. Например, по перевозке зерна действует тариф пониженной стоимости. Этот тариф призван снижать общую себестоимость сельскохозяйственного производства за счет снижения транспортных расходов при перевозке зерна железнодорожным — наиболее популярным транспортом. При этом тариф действует как при перевозке зерна транспортом железной дороги, так и собственными контейнерами.
Цены на зерно подлежат государственному регулированию в рамках ценообразования на продукты первой необходимости, в частности, компенсационный механизм возмещения затрат перевозчика при предоставлении компенсации на перевозку зерна определены в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна».
Льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей — это кредит, выдаваемый под более низкие проценты или вовсе без процентов, в сравнении с «обычным» кредитом, такие кредиты выдаются по государственным социальным программам, или банки сами предоставляют льготные условия кредитования. С 1 января 2017 года сельскохозяйственные организации и малый бизнес, занятые в области производства, переработки и (или) продажи продукции сельскохозяйственного назначения, получили право на кредитование по ставке не выше 5 % потребностей на покрытие текущих или инвестиционных потребностей. Компенсация недополученной банками прибыли до ставки ЦБ России производится из средств федерального бюджета.
Льготное налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей — это снижение ставок налогообложения для производителей продукции АПК. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН) — это специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции. В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.
Налогоплательщики — сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства. Рыбохозяйственные организации и ИП, осуществляющие вылов водных биологических ресурсов, также признаются налогоплательщиками ЕСХН (п.2.1 ст.346.2 Налогового кодекса РФ) [8].
Инвестиции для сельскохозяйственных товаропроизводителей — неотъемлемая часть современной экономики. Любое государство, заинтересованное в стабильной и сильной экономике, должно содействовать созданию благоприятного инвестиционного климата. Согласно ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [9] под инвестициями понимают денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Таким образом, для достижения целей устойчивого развития сельских территорий решаются такие задачи как стабилизация и развитие сельскохозяйственного производства, формирование и регулирование рынков продукции аграрного сектора, улучшения уровня жизни сельского населения, поддержание баланса сельскохозяйственного и иных секторов производства. Среди наиболее актуальных направлений необходимо отметить: меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие и внедрение инноваций, сохранение ресурсного потенциала сельских территорий.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
- Галанов Е. А. Механизмы и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики // Молодой ученый. 2017. № 49. С. 168.
- Рябовол Е. А. Основные направления инвестиционной аграрной политики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1. С. 274.
- Вербина О. Л. Отдельные проблемы взимания земельного налога в Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2017. № 3. С. 19.
- Захаров В. К., Амирова Н. Р. Развитие российского аграрного сектора: где точка бифуркации? // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. 2016. № 3. С. 2.
- Постановление Правительства РФ от 15.09.2017 № 1104 (ред. от 07.09.2021) «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом» // СПС Консультант Плюс: Законодательство
- Постановление Правительства РФ от 06.04.2019 № 406 (ред. от 01.11.2021) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. 29.11.2021) // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
- Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.