В представленной работе проведен анализ понятий, признаков, сущности и целей применений уголовного наказания, выделены ключевые направления правового регулирования в данном вопросе. Исследованы направления реализации ответственности за уголовные наказания. Методы исследования: аналитический, историко-правовой метод.
Ключевые слова: уголовное наказание, признаки, ответственность, помощь, право.
Вопрос уголовного наказания регулярно развивается и совершенствуется Уголовный Кодекс Российской Федерации. При анализе непосредственно всех особенностей уголовного наказания необходимо учитывать экономическую и политическую ситуацию.
В настоящий момент одной из самых актуальных проблем становится вопрос эффективности и справедливости назначаемого наказания, оно обязательно должно быть адекватно совершенному преступлению.
Дополнительно стоит рассмотреть проблему, которая заключается в том, что за равные поступки люди, которые имеют возможность получить квалифицированную помощь получают более мягкое наказание, а малоимущие выходят с серьезной ответственностью.
С точки зрения детального рассмотрения вопроса, связанного с уголовным наказанием, необходимо обратить внимание в первую очередь на само понятие и основные цели уголовного наказания. Дополнительно есть возможность рассмотреть саму сущность и основные цели наказания. Именно эти задачи были в основе исследовательской работы.
Актуальность
Актуальность темы исследования заключается в том, что необходимо добиться соответствия мер ответственности в виде уголовных наказаний и тяжести совершенного деяния, которые применяются на практике. Необходимо отметить, что в настоящий момент в судебной практике можно выделить множество несовпадений с точки зрения преступления и наказания.
В частности, речь идет о прецедентах, связанных с материально обеспеченными людьми, с разницей в тяжести наказания в зависимости от осуществления квалифицированной юридической поддержки и профессионального сопровождения.
В результате нередко даже в общественности поднимается вопрос о соответствии уголовного наказания конкретному преступлению. Проблема заключается нередко в обнищании страны, в массовой коррупции судебной системы, а также в несовершенстве законодательства в этих вопросах.
В результате восстановление социальной справедливости с помощью системы уголовных наказаний не всегда осуществляется эффективно и качественно. Необходимо помнить о том, что основной задачей является именно достижение справедливости и исправление виновного.
Система уголовного наказания для восстановления социальной справедливости
Необходимо обратить внимание на то, что система уголовного наказания существует для восстановления социальной справедливости и регулируется законодательством Российской Федерации. В частности, для реализации этой задачи используется непосредственно Уголовный Кодекс Российской Федерации с точки зрения основного источника.
В УК РФ выведено понятие наказания, которое представлено как мера государственного принуждения, которая наступает на основании приговора в рамках судебного решения. Наказание применяется непосредственно к тому лицу, которое признано виноватым в конкретном преступлении [1]. При этом наказание определяется в виде ограничения прав и свобод конкретного лица.
Есть возможность выделить несколько основных признаков наказания, которые раскрывают систему и само понятие максимально широко в своей совокупности:
- Наказание представляет собой меру государственного принуждения. Отличительная ее особенность заключается в том, что подобная мера используется непосредственно в виде реакции государства на совершенно преступление.
- Наказание носит личный характер и назначается конкретному индивиду. Оно используется непосредственно в отношении преступника. Стоит отметить, что нет возможности переложить наказание на другое лицо, независимо от определенных особенностей.
- Суть наказания заключается в ограничении прав и свобод, которые предъявляются непосредственно к лицу, совершившему преступления. В результате преступник испытывает определенные моральные страдания и лишается конкретных благ.
Необходимо воспринимать само наказание с точки зрения объективного ответа государству в ответ на совершение преступления. При этом в законодательстве четко регламентируется какая именно может быть ответственность за определенные преступления.
Законодательно ограничены те меры воздействия, которые не указаны непосредственно в Уголовном Кодексе. В частности, есть возможность выбрать среди принудительных мер воспитательное воздействие, ограничение свободы или же лишение иных прав.
Необходимо учитывать, что наказание не могут не соответствовать Уголовному Кодексу. В противном случае они противоречат Конституции, согласно которой права и свободы граждан неприкосновенны.
В системе уголовных наказаний необходимо рассматривать непосредственно само наказание с точки зрения меры, которая обязательно должно иметь свои количественные и качественные границы. Это способ воздействия на осужденного для восстановления социальной справедливости и его исправления [1].
В зависимости от тяжести преступления определяется диапазон на основании Уголовного Кодекса, в рамках которого судья может устанавливать конкретные меры. Необходимо учитывать, что именно судья определяет сроки наказания, а также режим, который применяется в виде ответственности для конкретного лица. При этом на основании Уголовного Кодекса для каждого правонарушения предусматриваются свои конкретные варианты.
Отдельно необходимо рассмотреть вопросы, связанные с содержанием наказания. Учитывая, что это способ воздействия на осужденного, который закреплен непосредственно в уголовном законе, конкретизируются меры в виде уголовно-исполнительного законодательства. Необходимо учитывать, что в рамках Уголовного кодекса Российской Федерации стоит отметить порядок и условия исполнения конкретных наказаний, дополнительно фиксируются все возможные средства исправления осужденных.
В рамках системы уголовных наказаний необходимо дополнительно обратить внимание на порядок самой деятельности учреждений и органов, которые участвуют в исполнении наказаний. Необходимо учитывать, что речь идет о тех, кто непосредственно осуществляет исполнение наказания.
Дополнительно могут участвовать в процессе исправления осужденных, в процессе порядка освобождения от наказания, а также порядка оказания помощи непосредственно общественные объединения и организации. Дополнительно стоит отметить, что в рамках системы уголовно-исполнительное законодательство не может усиливать карательный потенциал наказания, который предусмотрен в уголовном законе.
Стоит отметить, что в подобной системе имеется именно государственный характер меры принуждения, которые означает, что назначать наказание имеет право только лишь государство. Это публично-правовая и государственная оценка каждого преступления, а также анализ непосредственного самого лица, виновного в преступлении, которое вынуждено претерпеть наказание [3].
Именно государство имеет в данном случае монополию на назначение уголовного законодательства. Также это касается, в частности, оснований для применения, классификации видов и содержание, а также вопросов реализации наказания.
От лица государства в рамках данной системы действуют непосредственно органы, должностные лица. При этом их полномочия определяются на основании Конституции, именно поэтому они имеют юридическую высшую силу.
Дополнительно стоит отметить, что в некоторых случаях для должностных лиц предусмотрена уголовная или же дисциплинарная ответственность за ту ситуацию, в которой будет нарушено законодательство в сфере уголовного наказания.
Необходимо учитывать, что система уголовного наказания связана с достаточно внушительными тратами со стороны государства. В результате это достаточно серьезная часть бюджета, что необходимо учитывать при изменении законодательства.
При этом новые виды наказаний или же изменения старых должны обязательно базироваться не только на принципах социальной справедливости, но и на принципах, которые связаны непосредственно с экономическими возможностями государства.
Уголовные наказания представляют собой принудительную меру со стороны государства, это означает, что подчинение необходимо для всех участников с момента, как судебное решение о конкретном наказании вступает в силу. Необходимо учитывать, что дополнительно в законодательстве обязательно должны быть предусмотрены способы для обеспечения подчинения лиц и органов подобным решениям.
С точки зрения самого осужденного принуждение представляет собой необходимость претерпевать ограничения и лишения в рамках назначенного наказания. В частности, это ограничение или лишение прав и свобод гражданина [4].
Необходимо учитывать, что в системе уголовных наказаний в Российской Федерации все назначаемые наказания должны быть в рамках законодательства. В частности, речь идет о том, что у любого решения должно быть непосредственное правовое обоснование.
В частности, незаконным признается лишение средств к существованию, нанесение вреда здоровью, распространение эпидемий, а также лишение государственной защиты от негативного воздействия третьих лиц даже в рамках отбывания наказания.
Отдельно следует остановиться на том вопросе, что тяжесть наказания связана непосредственно с тяжестью преступления и должна ей соответствовать. Дополнительно обязательно нужно обратить внимание на личность виновного.
Стоит учитывать, что лишения и тяготы, которые несет осужденные представляют собой способ искупления его вины и достижения социальной справедливости. В законодательстве предусмотрено закрепления возможного минимума и максимума уголовного наказания. При этом установленные пределы обязательно будут зафиксированы на основании опасности совершенного преступления.
Есть возможность дополнительно проводить оценку эффективности всех применяемых санкций на основании основных критериев. Первым из них является статический. Он представляет собой сдерживающий потенциал, который сразу фиксируется в самой форме наказания.
Фактически это означает, что санкции должны быть достаточно строги для того, чтобы потенциального правонарушителя удержать от совершения преступления. Вторым моментом становится динамический аспект, при применении конкретной санкции в судебной практике необходимо, чтобы это соответствовало тяжести преступления.
Дополнительно необходимо рассматривать уголовное наказание с точки зрения опасности преступления и его последствий для общества, с точки зрения эффективности данной меры в качестве ответственности для осужденного, а также с точки зрения рациональности назначения конкретного наказания.
Заключение
В рамках исследования можно сделать вывод о том, что современная система уголовных наказаний в Российской Федерации несовершенна и нуждается в дополнительной доработке. В частности, это касается ее основной цели в виде достижения социальной справедливости, а также в виде рационального использования санкций в результате назначения преступления.
Основная задача заключается в том, чтобы повысить эффективность применяемых уголовных наказаний. Для этого необходимо проработать их с точки зрения социальной, экономической и политической сферы. В частности, речь идет непосредственно о форме и содержании законодательства, а также о его исполнении на основании конкретных указанных правил, а также установленных значений минимума и максимума.
Система уголовных наказаний является комплексной, она включает в себя воздействие непосредственно на преступника, а также влияет на работу судебных органов и непосредственно системы исполнения наказаний. Необходимо отталкиваться от конституционных прав и основных целей законодательства, которые в дальнейшем должны быть выражены в виде назначения оптимальной, рациональной, соответствующей тяжести преступления ответственности для каждого человека согласно принципам равенства, не зависимо от юридической профессиональной поддержки и материального достатка.
Литература:
- Геранин, В.В., Мальцева С. Н. Цели наказания: легитимные и латентные // Человек: преступление и наказание. 2020. № 2. С. 169–170.
- Звонов А. В. Реализуемость уголовных наказаний в практической деятельности судов: аналитический обзор // Вестник Самарского юридического института. — 2019. — № 1 (32). — С. 51−57.
- Карамашев, С. Б. Сущность и характерные черты цели уголовного наказания // Человек: преступление и наказание. 2018. № 4.
- Ольков С. Г. О разъяснении природы уголовно-правовых отношений // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2019. Т. 10, № 2. С. 128–142.