Введение
В период с 2019 по 2021 гг. система образования по всему миру и, в частности, в России столкнулась с серьезными вызовами, связанными со срочной и массовой адаптацией программ обучения под платформы для дистанционного обучения. На форматы дистанционного обучения перешли образовательные учреждения от начального до высшего уровня.
Опыт применения дистанционного обучения в большинстве вузов страны указывает на неэффективность дистанционного обучения по физической культуре [2, 3, 4]. Традиционные технологии дистанционного обучения в виде вебинаров, интерактивных образовательных платформ, систем теоретического тестирования не позволяют в полной мере решать задачи физического воспитания [1].
Физическая культура — практико-ориентированная, прикладная дисциплина, задачи которой могут решаться только в непосредственном контакте студент-преподаватель. Формирование навыков, развитие физических способностей может проходить только в тесном контакте субъектов образовательного процесса [5].
В ходе анализа рынка цифровых технологий стало очевидно, что значительная часть не удовлетворяют требованиям дисциплины физическая культура. Образовательные интерактивные платформы Blackboardlearning, Moodle дают возможность создавать задания и тесты с элементами интерактивности, имеют широкий спектр возможностей для подачи теоретических материалов, но не позволяют решать основные задачи физического воспитания, такие как поддержание и повышение уровня физического здоровья, развитие физических способностей, формирование двигательных умений и навыков [1].
Платформы для проведения вебинаров, такие как Microsoft teams, Zoom, и другие обладают своими недостатками. Эти ограничения не позволяют в достаточной степени решать задачи физической культуры. К основным недостаткам таких технологий можно отнести:
— Проведение вебинара по местному времени университета может быть неудобным для студентов, проживающих в других часовых поясах. Занятия для таких студентов могут проходить уже в ночное время.
— Преподаватель не может одномоментно следить и контролировать за работой всей группы.
— Фокус камеры ограничивает и пространство для занятий и виды физических упражнения.
На основе анализа современной литературы проявляется проблема, связанная с недостатком присутствия цифровых образовательных технологий в физическом воспитании.
Беговое приложение
Система дистанционного обучения студентов по физической культуре должна соответствовать следующим положениям:
— программа занятий соответствует требованиям ФГОС последнего образца по преподаваемой дисциплине;
— возможность своевременного текущего контроля за занятиями студентов;
— необходимость обеспечения преемственности физической нагрузки при очных занятиях и дистанционных занятий;
— физическая нагрузка должна быть адекватной, регулярной и имеющей систематический характер.
— профессорско-преподавательский состав не должен испытывать трудности и пробелы в компетенции при работе с системой дистанционного обучения.
После анализа рынка цифровых технологий было отобрано мобильное беговое приложение Strava. Которая соответствует всем основным критериям для обеспечения эффективного дистанционного обучения.
Strava — это общедоступное мобильное приложение, размещенное в цифровых магазинах «GooglePlay» и «AppStore», которое используется спортсменами и любителями при занятиях циклическими видами спорта, такими как бег, оздоровительная ходьба, катание на велосипеде, лыжах и т. п. Функционал приложения позволяет с достаточной точностью фиксировать дистанцию, маршрут и темп.
Выбор был сделан на этом приложении так как оно обладает следующими характеристиками:
— простой и доступный функционал;
— функционал приложения позволяет в необходимой степени регламентировать физическую нагрузку для студентов с разным уровнем физической подготовленности и состояния здоровья;
— приложение работает на подавляющем числе телефонов с разными операционными системами;
На рисунке 1 представлен пример одного занятия.
Как видно на рисунке 1, функционал Strava позволяет провести достаточный анализ занятия. Следует обратить внимание на темп, дистанцию и время занятия, которые отображаются в правом верхнем углу (рис. 1). Не менее существенной информацией для корректного анализа и оценки занятия может служить маршрут бега в совокупности с рисунком темпа (зубчатый график в самом низу рисунка 1. Эти показатели дают информацию о характере тренировки, объеме и интенсивности выполненной работы.
Рис. 1. Отчет по забегу в мобильном приложении Strava
Заключение
Мобильное беговое приложение Strava обладает всеми необходимыми характеристиками и имеет достаточно развитый функционал, что позволяет использовать его в качестве средства и платформы для дистанционного обучения по физической культуре.
Литература:
- Егиазарян А. А. Организация дистанционного обучения физической культуры и спорта в вузах не спортивного профиля в период пандемии Covid-19 за 2019–2021 гг. (обзорная статья) / А. А. Егиазарян // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2021. — №. 7 (197). — С. 109–117.
- Калина И. Г. Организация физкультурного образования в вузе в дистанционном формате в период пандемии коронавируса COVID-19 / И. Г. Калина, Н. П. Тагирова, Р. А. Айдаров, Н. А. Казакова. // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. — 2021. — № 2. — С. 126–130.
- Кладкин Н. Н. Проблемы проведения дистанционного обучения студентов по физической культуре и спорту (на примере СВФУ) / Н. Н. Кладкин // Современное педагогическое образование. — 2020. — № 10. C. 12–18.
- Коваль Т. Е. Особенности организации образовательного процесса со студентами специальных медицинских групп в период пандемии / Т. Е. Коваль, Л. В. Ярчиковская, В. П. Демеш, О. В. Миронова, В. Г. Кривощеков // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. — 2020. — № 10 (188). — С. 177 -181.
- Шибанова Е. Ю. Оценка возможности перевода курсов на дистанционные формы обучения / Шибанова Е. Ю. и др. // Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. Современная аналитика образования. М.: НИУ ВШЭ. — 2020. — № 6 (36). С. 46–54.