В статье автор пытается определить особенности развития отношений между государством и средствами массовой информации.
Ключевые слова: массмедиа, политика, государственные СМИ.
В современной России взаимоотношение власти с органами СМИ представляет из себя крайне интересный феномен. Журналистика — это проводник между обществом со своей точкой зрения, с проблемами, нуждами, и государством, которое должно оперативно давать отклик на запросы общественности, а также демонстрировать людям результаты государственной политики по улучшению условий жизни. В связи с этим любое уважающее себя СМИ должно сотрудничать с властью и взаимодействовать с политическими институтами, чтобы осуществлять работу более качественно, и демонстрировать результаты понятно и доступно для обычных людей.
Массмедиа стало не только инструментом отражения точки зрения гражданского населения, но и своего рода пиар-машиной государственной политики. Присутствует двухсторонняя связь: население сталкивается с проблемой, СМИ выступает рупором, чтобы придать событиям огласку, а власть принимает соответствующие решения по возникшей ситуации. Вместе с тем «именно СМИ — основной канал информирования общества о деятельности власти и учёта его реакции на действия властных институтов [1]» Посмотрим, как это выглядит на практике на примере нескольких государственных СМИ Республики Башкортостан.
Телеканал «БСТ» часто освещает события через призму политики, рассказывает о том, над какими проектами работает глава республики, Радий Хабиров. Журналисты умело показывают разносторонние сюжеты об этом используя разные журналистские жанры. Зритель привык, что работа власти — это по большому счёте бюрократия, сложные термины, решение проблем инфраструктуры города. В общем, всё то, чей процесс кажется не столь интересным для обычного человека. Однако БСТ может продемонстрировать работу власти со стороны культуры. Например, в репортаже [2] рассказывается историческая сводка об известном дипломате Кариме Хакимове, сообщается, что он жил в Бижбулякском районе, куда сегодня с рабочей поездкой приехал глава республики. Что это даёт телезрителю? Не только демонстрацию работы органов власти, но и культурно обогащает человека, рассказывает ему что-то новое. Но что более важное в таких репортажах — это непосредственный диалог чиновников с гражданами. Радий Хабиров приехал в музей, где работают обычные люди, мы видим его тактичное, вежливое общение с представителями народа, где он находится с ними наравне и участвует во взаимном диалоге. Такие репортажи хоть и не очень частые, но хотят продемонстрировать нам, что представители власти — такие же обычные люди, как и все остальные. Тем самым СМИ помогает выстроить положительный имидж правительства, что в общем-то правильно и вполне целесообразно.
Доминирующая часть репортажей СМИ о работе власти — это своего рода отчёты и обсуждение планов работы по облагораживанию города. Здесь прослеживается иной вид взаимодействия власти и журналистов. Помимо очевидного использования рупора для информирования о начале общественных работ, это также подразумевает под собой отчётность, цифры, которые очень важны и что более важно подлежат обязательной согласованности. Мало просто снять репортаж, его всегда необходимо согласовывать. Например, репортаж о дорогах [3] при маленьком хронометраже в 44 секунды обговаривает сколько участков дорог нужно отремонтировать, где именно, конкретные названия улиц, сколько в это вложено финансов, какой подрядчик будет заниматься этой работой. Слушать такой репортаж может быть не совсем интересно обычному зрителю, даже если проблема актуальная и наболевшая, но его роль заключается в отчётности. Для народа же важнее конечный результат, который можно увидеть своими глазами, а не цифры. Но тем не менее, данный вид репортажей наиболее популярен в государственных печатных СМИ. В то время, как телевидение имеет своей целью больше показать картинку, печатный же текст предполагает обилие инфографик и цифр. Например, первый номер районной газеты «Уфимские ведомости» в 2022 году, первый же материал на первой полосе гласит о работе ЖКХ в период праздников. Даётся сводка о том, что за этот период выпало 228 % осадков, даны пиковые числа — 2, 7 и 8 января, что на работы вышло 2432 единицы техники, а также имеются многочисленные комментарии заместителей, начальников, министров и др. Каждый такой комментарий требует огромных усилий журналистов, команды пресс службы с обоих сторон. Их необходимо не только получить, что подразумевает под собой звонок или встречу при условии занятости сотрудников власти, но и согласования, уточнения чисел и формулировок высказываний государственных деятелей.
Мы рассмотрели классические способы взаимодействия органов власти со СМИ Башкортостана на примере телеканала «БСТ» и газеты «Уфимские ведомости». Однако, мы также хотели рассмотреть современный феномен, в котором журналистика не выступает посредником между властью и гражданами, а в принципе отсутствует номинально. Что это значит: по мнению многих исследователей, «новые коммуникационные среды, такие, как блогосфера, социальные сети во многом меняют характер политико-коммуникационного взаимодействия, предоставляя субъектам политики самостоятельно, не прибегая к услугам средств массовой информации, формировать общественное мнение в нужном направлении и ключе [4]». И действительно, многие политические деятели самостоятельно существуют в медиапространстве и отвечают лично за опубликованный ими контент. Глава РБ, Радий Хабиров, ведёт личную страницу ВКонтакте и отвечает на жалобы граждан. Иные депутаты всероссийского масштаба тоже достаточно открыто ведут себя в социальных сетях: публикуют посты в твиттере, снимают видео в TikTok, ведут YouTube каналы о своей работе, а также пишут книги, ведут просветительскую деятельность. Это не значит, что государственные СМИ со временем отойдут в сторону и представители власти будут говорить с гражданами «напрямую», в глобальном смысле это невозможно и тяжело представить, всегда будут люди, которые помогают осуществлять подобную деятельность. Но мы не можем не принять тот факт, что глобализация помогает, как и гражданам быть услышанными чиновниками, так и представителям власти говорить с обществом.
В заключении хотим сказать, что СМИ не спроста принято в узких кругах обозначать эпитетом «четвёртая власть». Этот термин не подразумевает под собой буквальное значение, но СМИ обладает несоизмеримыми возможностями влиять на взгляды и судьбы людей. «Роль СМИ следует видеть не столько в возможности регулировать стили жизни и картину мира, сколько в предании значения тем или иным событиям и лицам, которые не находятся в непосредственном окружении «обыкновенного человека» [5]». Мы уверены, что развитие цифровых технологий выведет взаимоотношения журналистов и правительства на новый, качественный уровень, где журналистика продолжит выполнять возложенную на неё миссию, а представители власти станут ещё ближе к народу благодаря развитию социальных сетей и блогов.
Литература:
- Дмитрачков, И. В. Роль массмедиа и журналистики в PR — деятельности органов государственной власти / И. В. Дмитрачков. — Текст: непосредственный // ПОЛИТЭКС. — 2007. — № 3. — С. 192.
- Радий Хабиров. Республика LIVE #дома. Бижбулякский район. Дом-музей Карима Хакимова. — Текст: электронный // БСТ: [сайт]. — URL: https://bash.news/bst/respublika-live/114991-radiy-khabirov-respublika-live-doma-bizhbulyakskiy-rayon-dom-muzey-karima-khakimova (дата обращения: 13.01.2022).
- Стало известно, какие дороги отремонтируют в Уфе в рамках нацпроекта в 2022 году. — Текст: электронный // БСТ: [сайт]. — URL: https://bash.news/news/168820-stalo-izvestno-kakie-dorogi-otremontiruyut-v-ufe-v-ramkakh-natsproekta-v-2022-godu (дата обращения: 13.01.2022).
- Коданина, А. Л. Политика и журналистика как родственные коммуникационные сферы / А. Л. Коданина. — Текст: непосредственный // Вестник ННГУ. — 2014. — № 2–2. — С. 446.
- Сафарян, А. В. СМИ как «четвертая власть» и институт социализации / А. В. Сафарян. — Текст: непосредственный // Власть. — 2008. — № 5. — С. 63.