Методики интенсивного обучения иностранным языкам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 15.01.2022

Статья просмотрена: 3725 раз

Библиографическое описание:

Аксенова, Л. О. Методики интенсивного обучения иностранным языкам / Л. О. Аксенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 189-192. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87897/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье дается понятие «интенсивное обучение». Делается акцент на особенности, влияющие на выбор методики обучения. Также рассмотрены основные научные методы интенсивного обучения иностранным языкам, которые были разработаны и теоретически обоснованы в XX веке, но которые не теряют своей уникальности в наши дни.

Ключевые слова: интенсив, методика, обучение, обучение иностранному языку, процесс обучения, суггестопедический метод, метод активизации резервных возможностей личности и коллектива, эмоционально-смысловой метод,метод погружения.

В современном мире знание иностранного языка не роскошь; он нужен нам не только для обучения, для работы, но и для гедонизма. Например, в фильмах можно встретить все больше фраз, также различных пейзажей, в которых отсутствует перевод, подразумевается, что это никому не нужно, ведь большинство зрителей владеют базовыми знаниями иностранного. Во-вторых, сейчас все больше уделяется внимание путешествиям: чем больше стран посетил человек, тем выше уровень его жизни; совсем не хочется попасть в неловкое положение в чужой стране. И это только некоторые причины, почему люди стремятся выучить большое количество иностранных языков. Но редкий человек может похвастаться большим количеством свободного времени, которого было бы достаточно для изучения нового языка. Именно поэтому ученые ищут способы, которые позволяют сделать обучение быстрым и продуктивным. В этой статье мы рассмотрим наиболее популярные и действенные методики интенсивного обучения иностранным языкам.

Под интенсивным обучением иностранному языку мы подразумеваем особую систему обучения, направленную на быстрое достижение поставленной цели (например, для общения с носителями, для применения знаний в учебном, в рабочем процессе), необходимой для использования языка отдельной личностью или коллективом.

При выборе методики нужно учитывать ряд особенностей: менталитет обучающихся, возраст, уровень владения языком, цель изучения.

  1. Суггестопедический метод

Один из интенсивных методов, послуживший базой для других, — это суггестопедический метод, который был разработан в 1960–1970-х годах болгарским врачом-психотерапевтом Георгием Лозановым.

Ученый считал, что благодаря внушению активизируются скрытые психологические резервы личности: мобилизуются процессы, отвечающие за все виды памяти, повышается интеллектуальная активность, обучение сопровождают положительные эмоции, повышающие мотивацию, снижающие утомляемость и тревожность. При этом методе происходит отступление от утомляющей поведенческой псевдоактивности, совсем не ускоряющей запоминание и усвоение нового материала. Ученый акцентирует внимание на внутренней активности, формирующейся от положительного настроя к конкретному учебному процессу [4, c. 26].

Идеи Лозанова стали отправной точкой для построения ряда методологических систем интенсивного обучения иностранным языкам, каждая из которых выявляет дальнейшие резервы для повышения эффективности обучения [2, с 4].

В суггестопедическом методе обучения занятия очень похожи на репетицию спектакля, так как занятия проникнуты непринужденной атмосферой и сопровождаются музыкой. Нет стандартно выстроенных рядов с партами, предпочтительно использование «круглого» большого стола, вокруг которого, откинувшись на спинки стульев, сидят ученики с преподавателем.

Ученые выделяют четыре этапа работы с материалом:

  1. Знакомство с новым материалом — дешифровка;
  2. Чтение того же материала преподавателем — активный сеанс;
  3. Второе чтение материала преподавателем, но с музыкальным сопровождением — концертный сеанс, при котором преподаватель с учениками делают эмоциональные акценты, остающиеся в памяти (суггестивные этюды);
  4. Воспроизведение (драматизация) изученного материала — финальный сеанс.

Таким образом, проработка важного материала протекает при устном общении в комфортной, неофициальной атмосфере, чтобы учащиеся раскрепощались и активно пользовались полученными знаниями иностранного языка, не формируя в своей голове языковые барьеры, не боясь ошибиться (незначительные ошибки не исправляются, чтобы не смущать говорящего). Следовательно, ситуативно организованный языковой материал в виде монологов может перерасти в диалоги или даже полилоги, раскрепощенное общение на иностранном языке с демонстрацией возможностей обучающегося в первую очередь самому обучающемуся; то есть создается особый эффект освобождения от личных социально — психологических зажимов, снятие антисуггестивных барьеров, что является главной целью обучения.

Таким образом, в созданной атмосфере не только «повышаются функции памяти до уровня гипермнезии сверхпамяти, но и восстанавливаются силы в процессе обучения» [4, с. 44].

Большой объем и прочность запоминания обеспечиваются правильной ритмико-интонационной подачей материала для запоминания. Психологическое значение ритмики подчеркивалось многими авторами, но до Г. Лозанова не было предложено для интенсивного обучения иностранным языкам.

  1. Метод активизации резервных возможностей личности и коллектива

В настоящее время одним из самых известных является метод активизации резервных возможностей личности и коллектива Г. А. Китайгородской.

Данный метод был сформирован на основе суггестопедического. Главная задача — обучение общению, овладение материалом идет параллельно.

При использовании этого метода создается коллективное управляемое речевое общение, раскрывается личностный потенциал учащихся под воздействием суггестивных средств (авторитета, инфантилизации, двуплановости поведения и др.), работают даже бессознательные источники восприятия информации, позволяющие обработать и запомнить значительный объем информации.

Коммуникация на иностранном языке — это не только цель обучения, но и основное средство обучения. Учащемуся не рекомендуется вступать в диалог, не сформировав конечную цель коммуникации, но при этом подбор языковых средств для достижения этой цели проходят бессознательно. «Обобщение и сведение в системность речевых явлений являются содержанием второго плана, той фактической целью, к которой ведет ученика преподаватель» [4, c. 2].

Ведущие принципы применения метода активизации резервных возможностей личности и коллектива:

  1. Положение о двуплановости процесса [2, c. 12]. Обучение происходит при одновременном задействовании сознательных и несознательных навыков овладения речью. Но опорой все же являются эмоциональные и другие процессы внушения, взаимодействующие с процессами обучения и облегчающие запоминание и обработку информации.
  2. Глобальное использование каналов воздействия на психику. Параллельное включение органов чувств (зрительного, слухового и т. д.) и активизация эмоционального интеллекта, что, по мнению Г. А. Китайгородской, играет положительную роль. Эмоции вызывает общение, поэтому преподаватель при таком методе обучения отходит на второй план, освобождая место сложной межличностное системе отношений между учащимися, лишь регулируя и направляя коллектив на обсуждение нужной темы и на общение со всеми членами группы.
  3. Принцип индивидуального обучения через групповое. Каждое занятие построено по ролям, чтобы каждый ученик в группе принимал активное участие в коммуникации, обрабатывая и структурируя материал.

Интенсивное обучение, направленное на активизацию деятельности преподавателя и учащихся, должно быть связано не с минимизацией, а максимизацией их совместных усилий. Активность участников учебного процесса при интенсивном обучении — преподавательская со стороны учителя и познавательная со стороны учащихся — также должна быть повышенной, осуществляемой на уровне не минимальной, а максимальной их вовлечённости в учебный процесс. И эта активность должна быть максимальной с точки зрения возможностей, которыми располагают для этого участники учебного процесса, и оптимальной с точки зрения поддержания и сохранения длительное время на высоком уровне их работоспособности. То есть, главным в понимании интенсивного обучения является активизация возможностей группы через активизацию возможностей личности обучаемого и обучающего и наоборот [3, с. 53].

Таким образом, результат достигается путём применением принципа личностного общения — обсуждение важной информации для учащегося, а не только учебной, обыгрываются актуальные темы, вызывающие эмоциональный отклик.

  1. Эмоционально-смысловой метод

Эмоционально-смысловой метод, разработанный и теоретически обоснованный И. Ю. Шехтером, до сих пор является самым современным.

Главное внимание уделяется смыслу, который образуется в процессе обучения, представляющем собой смысловую игру. Главная цель — общение с носителями, преодоление речевого барьера.

В основу метода положен личностный подход. Личностный, а не индивидуальный: не индивид, а личность находится в центре внимания [5, с. 7].

Ученый утверждает, что взрослый может овладеть любым иностранным языком ровно так же, как и ребенок, — путем имитации, а не заучивания. Но если подключить к повторению эмоции, то процесс освоения будет протекать быстрее, а главное осмысленнее.

Речь — это жизнь человека в каждый момент времени. Люди говорят, участвуя в жизни, а не для того, чтобы просто повторить языковую норму, повторить какую-либо тему. Речь помогает решить жизненно важные задачи, включается в сферу эмоционально-смысловых устремлений говорящего [5, с. 8].

Человек заранее не знает, какие слова, в каких формах и в какой последовательности их нужно использовать, он лишь знает, о чем он хочет высказаться. При этом речь звучит лаконично и красиво, а если говорящий начнет думать о формах слов, об их значении, его монолог будет нелогичным, неясным. Человек не только существо говорящее, но, прежде всего, существо мыслящее. В этом и суть процесса порождения речи.

Человек — мыслит, на этом и построен эмоционально-смысловой метод. Нужно заставить человека решать жизненные задачи, отвечать на вопросы, — мыслить на иностранном языке. А так как И. Ю. Шехтер рассматривал в первую очередь человека, как личность, то логично предположить, что речь у каждого говорящего будет индивидуальна, ведь она отражает характер, мышление, мировосприятие, образование.

Обучение проходит преимущественно в парах, но пары постоянно перемешиваются, чтобы в дальнейшем избежать стрессовых ситуаций при общении с незнакомцами. Как и в предыдущих методах, атмосфера во время урока должна быть непринужденной, чтобы не возникало напряжения, и студенты не боялись показать себя, свои мысли, чтобы не было речевого барьера.

В эмоционально-смысловой методе выделяют три этапа обучения иностранному языку, но сразу отметим, что ни на первом нет изучения грамматики, фонетики, лексики, фразеологии, как и нет заданий для закрепления полученного материала.

  1. Развитие речи в типичных, бытовых ситуациях. Разбираются повседневные темы, необходимые при ежедневной рутине. В конце курса обучающиеся могут читать и воспринимать на слух простые бытовые тексты до 1400 единиц.
  2. Развитие речи для делового общения. На этом этапе вводится изучение грамматики и перевода, начинается формирование письменной речи. Студенты используют уже специальные и общенаучные тексты, но обучение проходит в форме игры, в которой решаются деловые проблемы. В конце курса ученики воспринимают несложные научные тексты, могут построить деловой монолог.
  3. Развитие специальной лексики. Происходит углубление знаний по грамматике и лексики выбранной профессии. К концу курса студенты могут вступать в диалог и понимать тексты со специальной лексикой.

Таким образом, в эмоционально-смысловой методе трехцикловое обучение удачно реализует поэтапность решения задач интенсивного обучения — от элементарных навыков и умений в сфере повседневного общения до речевых умений в профессионально ориентированной деятельности [5, с. 18].

  1. Метод погружения

Этот метод обучения был разработан старшим преподавателем английского языка А. С. Плесневичем. Первоначально он назывался «Интенсивное обучение разговорному английскому и французскому языкам методом погружения» [1, с. 2].

При этом методе обучения ученики должны погрузиться в языковую среду, будто уехали из своей страны и слышат лишь речь носителей. Говорить на родном языке нельзя, так как окружение их не поймет. Учеными-лингвистами доказано, что в среде носителей обучение происходит в минимальные сроки, усваивается и лексика, и грамматический строй.

Но ученый утверждал, что данный метод помогает повысить уровень языка, значит, ученики должны обладать базовыми знаниями по грамматике и фонетике. То есть метод помогает преодолеть языковой барьер и научить слушать и понимать разговорную, а не письменную речь. Участники эксперимента обучались, по образному выражению Плесневича: «Пассивный багаж знаний переводить в активный» [3, с. 66].

Обучение длится на протяжении 6–10 дней, от 60 до 100 часов. Учащиеся будто изолируются от отгружающего мира, от своего привычного окружения, а живут только иностранным языком.

Максимально заметен прогресс в аудировании. В первые дни обучающиеся не верили, что они никогда учили иностранный язык, так как не понимали ни одного из слов диктора, но при просмотре письменного текста понимали, что знали каждое слово. На четвертый-пятый день учащиеся стали различать большинство слов, и по этим ключевым словам пришло понимание текстов. С шестого-седьмого дня большинство легко понимали диктора, облегчилось и проигрывание диалогов между учениками и преподавателем. На восьмой-девятый день погружения учащиеся бегло говорили на языке диктора. В заключительный день обучения многие могли рассказать анекдоты на английском.

Литература:

  1. Бердичевский А. Л. Современные тенденции обучения иностранному языку в Европе // Русский язык за рубежом. 2002. № 2
  2. Китайгородская Г.А Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учеб. пособие для преподавателей вузов и студ. пед. ин-тов. М.: Высш. шк., 1982. 141 с.
  3. Крючкова Л. С. «Интенсивный курс по развитию навыков устной речи. Русский язык как иностранный». — 3-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2005.
  4. Лозанов Г. К. Суггестология. София: Editura Sciifica, 1971.
  5. Шехтер И. Ю. Живой язык. — М.: Ректор, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, Интенсивное обучение, обучение, метод активизации, резервная возможность личности, учебный процесс, эмоционально-смысловой метод, конец курса, метод обучения, процесс обучения.


Ключевые слова

Обучение иностранному языку, обучение, методика, интенсив, процесс обучения, метод погружения, суггестопедический метод, метод активизации резервных возможностей личности и коллектива, эмоционально-смысловой метод

Похожие статьи

Современные подходы к изучению истории в школе

В статье рассмотрены и обобщены методы интерактивного обучения истории в школе на современном этапе. Выявлены и оценены наиболее эффективные подходы к современному изучению исторических дисциплин в Российской Федерации, а также показано, что наиболее...

Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...

Методические основы учебного проектирования и конструирования

В статье раскрываются проблемы проектной и конструкторской деятельности, которые является новыми для современности. В то время как в практике обучения и воспитания метод проектов известен уже достаточно давно, теоретический анализ проектной деятельно...

Использование интерактивных технологий при обучении студентов неязыковых вузов английскому языку

В статье обосновывается важность внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс. Основной акцент делается на обучение английскому языку студентов неязқковқх вузов. Здесь подчеркивается, что преподавателю нового поколения недостато...

Современные подходы в обучении грамматике неродного языка: сравнение и сопоставление

Статья посвящена сравнению и сопоставлению своевременных подходов к обучению грамматике неродного языка. В статье рассматривается структура каждого отдельного подхода, выделяются и сравниваются их основные особенности, а также анализируются возможнос...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Обучение взрослых иностранному языку посредством андрагогической модели

В статье рассматривается основные характеристики андрагогической модели обучения иностранному языку. По мнению автора, данный подход позволяет грамотно организовать учебную деятельность, создавать для обучающихся комфортные условия для обучения, удер...

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Современные психолого-педагогические технологии обучения

В данной работе даются разъяснения специальным методам и технологиям обучения. Они способствуют оптимальному управлению в педагогических системах. Они же способствуют более эффективному обучению за счёт повышения интереса и мотивации к нему у учащихс...

Похожие статьи

Современные подходы к изучению истории в школе

В статье рассмотрены и обобщены методы интерактивного обучения истории в школе на современном этапе. Выявлены и оценены наиболее эффективные подходы к современному изучению исторических дисциплин в Российской Федерации, а также показано, что наиболее...

Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...

Методические основы учебного проектирования и конструирования

В статье раскрываются проблемы проектной и конструкторской деятельности, которые является новыми для современности. В то время как в практике обучения и воспитания метод проектов известен уже достаточно давно, теоретический анализ проектной деятельно...

Использование интерактивных технологий при обучении студентов неязыковых вузов английскому языку

В статье обосновывается важность внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс. Основной акцент делается на обучение английскому языку студентов неязқковқх вузов. Здесь подчеркивается, что преподавателю нового поколения недостато...

Современные подходы в обучении грамматике неродного языка: сравнение и сопоставление

Статья посвящена сравнению и сопоставлению своевременных подходов к обучению грамматике неродного языка. В статье рассматривается структура каждого отдельного подхода, выделяются и сравниваются их основные особенности, а также анализируются возможнос...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Обучение взрослых иностранному языку посредством андрагогической модели

В статье рассматривается основные характеристики андрагогической модели обучения иностранному языку. По мнению автора, данный подход позволяет грамотно организовать учебную деятельность, создавать для обучающихся комфортные условия для обучения, удер...

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Современные психолого-педагогические технологии обучения

В данной работе даются разъяснения специальным методам и технологиям обучения. Они способствуют оптимальному управлению в педагогических системах. Они же способствуют более эффективному обучению за счёт повышения интереса и мотивации к нему у учащихс...

Задать вопрос