В статье автор рассматривает проблемы индивидуальной и групповой идентичности личности в рамках эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона. В статье рассматривается аспект роли этнической идентичности в структуре социальной идентичности.
Ключевые слова: эпигенетическая теория, развитие личности, идентичность, эго-идентичность, групповая идентичность, этническая идентичность.
Эпигенетический подход предполагает изучение не личности как самостоятельного явления, а личности, развивающейся и функционирующей в определенную историческую эпоху, в совершенно конкретном социальном контексте. При таком подходе предметом исследования может быть личность конкретного представителя той или иной социальной, профессиональной, возрастной группы [2]. В наиболее полном и последовательном виде данный подход был впервые реализован в исследованиях Э. Эриксона, посвященных проблеме идентичности [6].
Впервые термин «идентичность» был использован У. Джонсом, но именно в работах Э. Эриксона данные термин получил широкое применения и начал широко применяться в психологии и других гуманитарных науках [3]. Сформулировать определение понятия идентичности в работах Э. Эриксона можно только путем обобщения признаков данного явления.
В теории Э. Эриксона рассматривается эго-идентичность и групповая идентичность, эго-идентичность представляет собой именно определение собственного «Я», что тождественно определению личностной идентичности, а групповая идентичность позволяет индивиду определять себя как члена данной группы [4].
Одну из главных проблем исследования идентичности личности в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона составляет дефицит и не многообразие стандартизированных психодиагностических методик эмпирического исследования эго-идентичности, качественных характеристик индивидуальной идентичности.
Одним из элементов идентичности в структуре самосознания личности в психологии определяют тип этнической идентичности. С целью исследования типа этнической идентичности выбрали стандартизированную психодиагностическую методику Г. У. Солдатовой в модификации С. В. Рыжовой «Этническая идентичность. Типы».. Психодиагностическая методика дает возможность сделать замер преобладающего типа идентичности в структуре самосознания личности [1].
С целью сравнения результатов испытуемых и определения статистической значимости разброса ответов по каждой шкале применили математический метод — критерий F-Фишера, измеряющих значимость различий дисперсий средних значений двух групп.
В исследовании преобладания типа этнической идентичности в структуре личности принимали участие молодые люди и девушки в возрасте от 22 до 25 лет (соответствует возрастному этапу развития идентичности в структуре самосознания и начинает проявляться) двух этнических групп: славянской и индоевропейской (таблица 1).
Таблица 1
Описание выборки испытуемых, принимавших участие в исследовании
Характеристика (пол) |
Группы испытуемых |
|
Славянского этноса (группа А) |
Индоевропейского этноса (группа Б) |
|
девушки |
10 |
10 |
юноши |
5 |
5 |
всего |
15 |
15 |
Таблица 2
Результаты обследования испытуемых (славянского этноса) по психодиагностической методике «Этническая идентичность. Типы». Солдатовой Г. У., Рыжовой С. В.
№ шифр |
Шкалы методики «Этническая идентичность. Типы». Солдатовой Г. У., Рыжовой С. В. |
|||||
1.Этнонигилизм |
2. Этническая индифферентность |
3. Норма |
4. Этноэгоизм |
5. Этноизоляционизм |
6. Этнофанатизм |
|
сумма |
47 |
187 |
262 |
60 |
120 |
120 |
Ср.зн. |
3,13 |
12,46 |
17,46 |
4 |
8 |
8 |
На основе полученных результатов (таблица 2) можно сделать вывод, что проявление этнической идентичности у личностей, являющихся представителями славянской этнической группы, соответствует норме, с некоторым превышением показателей этнической индифференности, что проявляется как сбалансированная адекватность этнической идентичности и проявление некоторой размытости этнического самосознании (этническая группа осознается, но не проявляется).
Результаты обследования типов этнической идентичности испытуемых индоевропейской этнической группы (группа — Б) отражены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты обследования испытуемых (индоевропейского этноса) по психодиагностической методике «Этническая идентичность. Типы». Солдатовой Г. У., Рыжовой С. В.
№ шифр |
Шкалы методики «Этническая идентичность. Типы». Солдатовой Г. У., Рыжовой С. В. |
|||||
1.Этнонигилизм |
2. Этническая индифферентность |
3. Норма |
4. Этноэгоизм |
5. Этноизоляционизм |
6. Этнофанатизм |
|
сумма |
48 |
139 |
257 |
183 |
121 |
75 |
Ср.зн. |
3,2 |
9,26 |
17,13 |
12,2 |
8,06 |
5 |
Испытуемые группы Б гораздо реже, проявляют деструктивность, как характеристику личности, по отношению к межличностным и к межэтническим отношениям, определенную деформацией этнического самосознания по типу превосходства соответствующей идентичности, которая соответствует в опроснике сочетанию результатов шкал: «шкала этноизоляционизма» и «шкала этнофанатизма». Самый низкий показатель испытуемые группы Б обнаружили по шкале «шкала этнонигилизм» — это интерпретируется, как отсутствие отрицания собственной этнической группы, что еще раз подтверждает вывод о наличии этнического самосознания.
Рис. 1. Графическое представление результатов обследования типов этнической идентичности в группах А и Б
Сравнительный анализ количественных показателей ответов испытуемых двух групп, представленных на графике (Рис. 1.), позволяет отметить, что разницы в ответах испытуемых незначительная. Совпадение количественных значений ответов (выше среднего на 7–8 единиц) отмечается по шкале «этническая норма — позитивная этническая идентичность».
Выше средних значений шкал методики испытуемые определись в следующих ответах: личностная характеристика — этническая индифферентность — у группы славянского этноса (группа А); личностная характеристика — этноэгоизм — у группы индоевропейского этноса (группа Б), — т. е. первые определяют тенденцию в сторону стирания этнической идентичности, вторые — в сторону проявления самосознания в общении с представителями других этнических групп.
Количественные показатели ответов испытуемых по другим шкалам опросника оказались ниже средних значений этих шкал, т. е. не значимы в своих проявлениях.
Далее, рассчитали значимость различий дисперсий средних значений по шкалам методики «Этническая идентичность. Типы». двух групп испытуемых средствами критерия F-Фишера. Результаты расчета показателей критерия F-Фишера представили в таблице 4.
Таблица 4
Результаты расчета показателей критерия F -Фишера для двух групп испытуемых А и Б
№ шифр |
Шкалы методики «Этническая идентичность. Типы». Солдатовой Г. У., Рыжовой С. В. |
||||||
1.Этнонигилизм |
2. Этническая индифферентность |
3. Норма |
4. Этноэгоизм |
5. Этноизоляционизм |
6. Этнофанатизм |
||
Показатели шкал группы А |
|||||||
сумма |
47 |
187 |
262 |
60 |
120 |
120 |
|
Ср.зн. |
3,13 |
12,46 |
17,46 |
4 |
8 |
8 |
|
Диспер |
1,410 |
2,410 |
1,810 |
0,714 |
1,286 |
1,143 |
|
Показатели шкал группы Б |
|||||||
сумма |
48 |
139 |
257 |
183 |
121 |
75 |
|
Ср.зн. |
3,2 |
9,26 |
17,13 |
12,2 |
8,06 |
5 |
|
Диспер |
0,457 |
0,638 |
2,410 |
4,029 |
0,781 |
0,571 |
|
Фишер |
3,083 |
3,776 |
1,332 |
5,640 |
1,646 |
2,600 |
|
Фиш.таб. |
2,6 |
Ст.св |
13 |
||||
Значения критерия F-Фишера, представленные в таблице 4, позволяют сделать вывод, что статистически значимой является разница дисперсий (значимость разброса данных в двух группах в различной этнической принадлежностью) по шкалам: этнонигилизм, так как Fэмп.=3,083>Fст.=2,6, при f 1,2=13; этническая индифферентность, так как Fэмп.=3,776>Fст.=2,6, при f 1,2=13; этноэгоизм, так как Fэмп.=5,640>Fст.=2,6, при f 1,2=13; этнофанатизм, так как Fэмп.=2,6>Fст.=2,6, при f 1,2=13.
Таким образом, можно сделать вывод, что очевидно значимых различий в типах этнической идентичности у двух групп не наблюдается, только отмечаются увеличения в сторону этнической инвариативности — у испытуемых группы А и некоторые тенденции в сторону увеличения исключительности этнической идентичности у испытуемых группы Б возможно, это объясняется спецификой воспитания в поликультурной среде.
Можно сделать вывод, что в рамках эпигенетической теории развития личности Э. Эриксон уделяет особое внимание изучению идентичности (эго-идентичности и групповой идентичности).
Одну из проблем исследования идентичности составляет не доработанность категориально-понятийного аппарата и не многообразие стандартизированных методик исследования идентичности.
Этническая идентичность в рамках классификации идентичности является видом идентичности личности, который обуславливает принадлежность человека к этнической группе и самоопределение человека.
Литература:
- Злаказов, К. В. Вопросы развития идентичности в работах последователей Эриксона // Педагогическое образование России. 2015. № 1.
- Ильин, В. А. Теория и практика психосоциального развития: личность, группа, общество: монография. — М.: Издательство РГСУ, 2016.
- Маслова, Е. С. Идентичность личности в контексте междисциплинарной интеграции // Гуманитарий юга России. 2019. № 1.
- Эриксон, Э. Детство и общество. — СПб.: Летний сад, 2000.
- Эриксон, Э. Идентичность. Психология самосознания: Хрестоматия. — Самара, 2003.
- Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.