В данной статье рассматриваются современные проблемы системы военной службы РФ, существующие несмотря на то, что работа в сфере реформирования ведется уже многие годы. Предложены направления для решения рассмотренных проблем. Сделаны выводы о том, что нормативно-правовая база военной службы Российской Федерации имеет пробелы, которые провоцируют коррупционные факторы. Основной задачей антикоррупционной политики военной службы является заполнение данных пробелов.
Ключевые слова: государственная служба, военная служба, обязанность, военнослужащий, вооруженные силы.
Проводя черту от начала реформирования военной службы от возникновения Российской Федерации до сегодняшних дней, можно отметить, что процесс развития государства и военной службы идет неравномерно, что, безусловно, зависит от уровня экономического развития страны, а также от нестабильного мирового порядка. Несмотря на то, что в последнее время многое было модифицировано, отсутствует единая, разработанная до мелочей, нормативно-закрепленная последовательность формирования современной военной службы Российской Федерации. Рассмотрим современные проблемы системы военной службы РФ.
Одной из проблем системы военной службы РФ является то, что в статье 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» говорится о конфликте интересов, однако отсутствует раскрытие сущности, содержания, порядок регулирования в рамках военной службы [1].
В то же время ст. 10 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет конфликт интересов на государственной службе: «под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)» [2].
По нашему мнению, данное понятие необходимо раскрыть в Федеральном законе от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» именно в рамках военной службы.
В ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» указано: «если в течение испытательного срока будет установлено, что военнослужащий не соответствует требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, которые определяют общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, то он признается командиром либо начальником воинской части, не прошедшим испытание, и увольняется с военной службы» [1]. Отсутствие официально закрепленных норм, регулирующих поведение должностных лиц в рамках определения компетенций, может приводить к коррупционной составляющей при принятии решения.
Поэтому необходимо в нормативном акте закрепить правила оценки прохождения испытаний военнослужащими, при участии аттестационной комиссии, с оформлением результатов в письменной форме, с возможностью обжалования принятого решения.
Так же отметим, что отсутствие четкого определения и нормативного закрепления понятий «служебная необходимость», «более целесообразное использование военнослужащего на военной службе», позволяет применение данных терминов на личное усмотрение командира, так же является коррупционным фактором.
Следующая проблема системы военной службы РФ — прохождение военной службы по призыву. В последнее время отмечается снижение качества здоровья и интеллекта каждой следующей возрастной группы населения.
Решением проблемы станет формирование специально подготовленных комиссий, которые не только в военных комиссариатах, но и в частях, занимаются призывом и приемом на военную службу. В число комиссий должны входить психологи, которые смогут на стадии отбора и призыва определить психически слабых и неуравновешенных лиц, а также в дальнейшем помогут определиться в правильности выбора профессии, овладеть необходимыми навыками и так далее
Также существует проблема наличия равенства на юридическом уровне между мужчинами и женщинами, не смотря на генетические различия. При решении данной проблемы, по нашему мнению, необходимо пересмотреть и по возможности расширить перечень воинских должностей, разрешенных к замещению лицами женского пола.
И так, можно сделать вывод, что нормативно-правовая база военной службы Российской Федерации имеет пробелы, которые провоцируют коррупционные факторы. Основной задачей антикоррупционной политики военной службы является заполнение данных пробелов.
Необходимо отметить, что при создании оптимальной модели военной службы Российской Федерации необходимо опираться не только на опыт зарубежных стран и российский исторический опыт, но и на современные научные знания и методы. Применение системного подхода позволит создать слаженную, эффективную, боеспособную модель, по которой будет формироваться овременная армия Российской Федерации.
Литература:
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (последняя редакция) / Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/.
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) / Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/.