В статье рассматриваются причины популярности экстремистских сообществ и их деятельности среди молодёжи, раскрывается понятие «экстремизм» и его трактовка с точки зрения законодательства, предлагаются меры по формированию системы профилактических мероприятий в школьном образовании.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, молодёжный экстремизм, школьное образование, неформальное объединение.
В современных условиях, когда большое количество войн во всём мире является двигателем притока мигрантов в страны с более высоким уровнем жизни, наша молодёжь призвана выступить помощником в развитии толерантности и укреплении культуры межнациональных отношений, но при этом также должна быть способна противостоять экстремистскому влиянию и политическим манипуляциям.
В то же время молодые люди являются самой незащищённой в культурном плане социальной группой, для которой государством не созданы существенные идеалы, в которые они могли бы верить, не поддаваясь на провокации посторонних.
В данной ситуации образовательные учреждения играют важную роль в процессах профилактики экстремизма среди молодёжи. Но чтобы грамотно осуществлять деятельность по данному направлению, следует правильно понимать, что скрывает под собой экстремизм как явление, какой смысл несёт данное понятие.
Экстремизм (от лат. extremus) — приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов [3].
Понятия «экстремизм», «экстремистская организация», «экстремистские материалы» получили закрепление в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [2].
Уголовный кодекс Российской Федерации под преступлениями экстремистской направленности понимает преступления, совершённые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы [1].
Адекватные условия для противодействия экстремистской деятельности можно создать, только поняв, почему вообще это популярно в молодёжной среде и выявив, какие личностные установки и мотивы провоцируют подростков присоединяться к группам данной направленности.
На положение молодёжи в обществе и её социальную роль напрямую влияют традиции, социально-политическая и экономическая ситуация в государстве и мире.
Противоречия, причиной которых являются социальные и экономические кризисы, изменчивость идеологической и политической ситуации, снижение уровня жизни — всё это является причиной возникновения молодёжного экстремизма.
Быстрое формирование различных групп сомнительной направленности с высоким темпом роста являются лакмусовой бумажкой нарастающих в обществе проблем различного характера, несоответствие ожиданий молодёжи по поводу предоставляемых перспектив и запросов реальной картине, сформированной государством и более взрослыми слоями населения.
Процессы смены традиций в обществе и возрастное стремление молодежи к самостоятельности и независимости способствовали ослаблению связей молодых людей с обществом.
Разрушение советской системы нравственного воспитания молодёжи и, как следствие, отсутствие крупных молодёжных организаций, воспитывающих молодёжь в соответствии с «идеалами добра» и стремление молодёжи к изменению социального и политического устройства с параллельным отрицанием существующего порядка, привели к быстрому росту количества неформальных объединений, удовлетворяющих потребность молодых людей в самореализации и объединении.
Быстрый темп глобализации вынуждает молодёжь быть постоянно готовой к жизни в новых условиях, однако своеобразный застой остального общества и его нежелание участвовать в данных процессах, приводят к возникновению ценностных и культурных противоречий.
Причинами приобщения подростков к неформальным объединениям является в первую очередь жажда какой-то групповой деятельности, потребность в ощущении себя, как части чего-то более глобального и правильного. Именно в подростковом возрасте ребёнок начинает задаваться вопросами «Я такой как все? Может я не такой как все? Какой я?». В его жизни появляется потребность самоопределения и следования какому-либо идеалу, сопровождаемая чувством «взрослости».
В подростковом возрасте особенно сильна потребность в дружбе и ощущении нужности окружающим, понимании и сочувствии со стороны сверстников.
Также участие в какой-либо группе даёт ребёнку возможность разделить с кем-то своё представление о стиле одежды, поведении и ценностях.
И в данной ситуации слабым звеном, наиболее подверженным стороннему влиянию становится ребёнок, не сумевший стать полноправным участником классного или иного детского коллектива, в которых он мог бы самореализоваться в данном направлении.
Подросток превращается в изгоя в среде сверстников, его жизнь гораздо менее наполнена различного рода интересными событиями, его поведение, спровоцированное обидой на такое положение вещей, отдаляет его также от родителей и учителей, дома он находится в состоянии постоянной обиды, злобы или внутреннего напряжения.
Именно в данный момент ребёнок становится лёгкой добычей групп, в которых продвигается какая-либо идеология ненависти к окружающим людям, а когда ребёнок желает получить ответы на волнующие его вопросы, лидеры таких групп влияют на его личность в желаемом ими ключе.
Исходя из всего вышеизложенного, мы имеем возможность определить систему мер по формированию социально-психологической устойчивости молодого поколения к возможному экстремистскому влиянию извне.
Необходимо, чтобы в этой системе мер обязательно присутствовали:
- совершенствование методов работы в области семейной политики, направленных на повышение роли семьи в формировании личности;
- создание детских общественных организаций;
- организация досуга молодежи. Большой популярностью среди молодежи пользуются модные, зачастую не так давно возникшие виды досуга, создающие альтернативу антисоциальным экстремистским группировкам;
- использование ресурса имеющихся молодежных неформальных объединений, основой которых является стремление молодых людей организовать свой досуг, посредством творческого и физического совершенствования.
В работе с современной молодёжью важно учитывать, что сейчас в их поведении особенно доминирует жажда риска и приключений, поэтому требуется системная непрерывная профилактика и сдерживание возможных проявлений положительного отношения к экстремистской деятельности.
Специалистами отмечено, что школьники являются наиболее уязвимой и поддающейся внешнему влиянию категорией населения, так как их психика ещё недостаточно сформирована. Более взрослые граждане, уже поступившие в университеты и полностью вошедшие во взрослую жизнь, уже гораздо лучше понимают важность найти себя в мире социальных и общественных достижений путём занятия полезной для общества и собственной дальнейшей жизни деятельностью.
Поэтому основной задачей профилактики по данному направлению стоит выделить выявление и предупреждение экстремистских преступлений со стороны школьников.
Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются:
- Организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности;
- Создание курсов и элементов программ в основных дисциплинах для преподавателей с целью воспитания толерантности в школьниках;
- Создание памяток и брошюр для родителей с разъяснениями важности данной профилактики с точки зрения различного рода специалистов (к примеру, психологов и полицейских);
- Организация конкурса, при участии в котором педагоги смогут предложить собственные инициативы по созданию профилактических программ;
- Организация недели правовых знаний;
- создание в образовательных учреждениях советов старшеклассников;
- Реализация программ по гражданско-патриотическому воспитанию, физическому развитию, формированию здорового образа жизни детей и молодежи;
Поддержка и развитие наших национальных и культурных традиций в образовательной среде является наиболее действенной мерой по профилактике экстремистских проявлений на национальной почве.
Литература:
- УК РФ Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества // http://www.consultant.ru
- Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // http://www.consultant.ru
- Семигин, Г. Ю. Политическая энциклопедия / Г. Ю. Семигин. —: М.: Мысль, 1999. — 701 c. — Текст: непосредственный.